«Лес» рук
– именно так калужские зрители оценили лучший спектакль фестиваля
В нынешнем году Всероссийский фестиваль «Старейшие театры России» вот уже в девятый раз собрал в Калуге творческие коллективы, чей возраст исчисляется не менее чем сотней лет. Только представьте себе, какая театральная элита привезла свои спектакли на суд взыскательной публике в эти сентябрьские дни!
В число участников культурного форума, в рамках которого проходили не только показы восемнадцати спектаклей, но и были организованы круглые столы и лаборатории, вошли такие известные творческие коллективы, как Малый театр – почетный гость фестиваля, «Театр на Литейном» (Санкт-Петербург), Владимирский, Самарский, Нижегородский академические театры драмы, Волковский театр из Ярославля, театры Липецка, Пензы, Вологды, Уфы и Калуги.
Арт-директором фестиваля, отвечающим за попадание в афишу того или иного претендента, является заслуженный деятель искусств России, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Работу жюри, непосредственно оценивавшего увиденное и проводившего очень эмоциональные и вместе с тем содержательные разборы, ныне возглавила народная артистка России Ольга Яковлева.
Само приглашение на этот форум – уже показатель высокого уровня профессионального мастерства. Потому, когда в Уфе получили весть, что спектакль «Лес», поставленный по пьесе Александра Николаевича Островского режиссером Николаем Дручеком в соавторстве с художником-постановщиком Владимиром Мартиросовым и художником по костюмам Яной Глушанок, ждут в Калуге, – это вызвало определенный душевный подъем всех участников постановки.
В город, подаривший нам отца космической науки России, приехали накануне показа, сразу после завершения гастролей в Пензе. Вечером отправились на спектакль коллег – Липецкий театр драмы имени Льва Толстого представил постановку Бориса Морозова «Таланты и поклонники», в которой уфимцы для себя отметили прекрасные работы собратьев по актерскому цеху.
Ну а утро перед репетицией и собственным показом решено было посвятить неспешным прогулкам по уютному солнечному городу с его прекрасной пешеходной улицей Театральной, манящей набережной Оки, золотыми маковками и колокольными переливами храмов.
Уже знакомая сцена приняла творческих полпредов Башкортостана без капризов – декорации встали почти как на родной площадке, а хозяева заботливо помогали во всех мелочах. Словом, атмосфера располагала к творчеству.
Перед началом спектакля президент фестиваля – директор Калужского театра Александр Кривовичев заметил, что все артисты, участвующие в постановках, – носители прекрасного русского слова, что в нынешнем 2024-м – в год 225-летия со дня рождения великого Александра Сергеевича Пушкина особенно важно и ценно! Он тепло поприветствовал художественного руководителя ГАРДТ РБ Елену Федоровну Кондояниди и напомнил зрителям об обменных гастролях наших коллективов, с успехом проходивших прошлым летом. К слову, в наш адрес неоднократно звучали просьбы зрителей вновь привезти «Голубую камею», которая произвела настоящий фурор и совершенно покорила сердца калужской публики.
Ну а уфимцев растрогала фестивальная традиция вручать роскошные букеты цветов не руководителям или примам, как это принято во многих других городах, а помощникам режиссера – тем самым невидимым труженикам сцены, на чьих плечах лежит вся ответственность и тяжесть театрального бытия во время показа спектакля. Потому «русичи» искренне радовались, когда зал аплодировал нашей Юлии Рудаковой, которая уже буквально через мгновение после своей «минуты славы» уверенным голосом командовала: «Свет, звук, приготовились! Начали!»
...Наш «Лес» в Калуге, казалось, расцвел и заиграл всеми красками. Новые зрители, как и положено, расставляли свои смысловые акценты, то смехом, то аплодисментами давая понять, что классический текст Александра Николаевича Островского и ныне звучит свежо и актуально.
…На обсуждении театральные критики говорили очень ценные, «сюжетообразующие» вещи. О том, что, когда актеры существуют в едином жанре, за ними интересно наблюдать – подхватывая друг друга, они становятся сценически очаровательными, забавными, несмотря на то, что играют трагифарс. Сказали «судейские» и о том, что когда в финале Несчастливцев (Александр Степанов) читает монолог Шиллера в патетичной, декламационной манере, он стоит позади зрителей, а перед ними, на авансцене, – Счастливцев (Николай Рихтер) и смотрит своими чистыми ясными глазами, при этом трагически улыбаясь, понимая, что тот романтический театр уходит в прошлое навсегда, и участь его собрата незавидна. И о том, что Карп (Григорий Николаев) здесь есть основа жизни, мера всего сущего: все видел, все наблюдал и будет просто называть вещи своими именами, ничего не боясь, но и не кичась бесстрашием. И о том, в конце концов, что Раиса Павловна Гурмыжская (Ирина Агашкова) в своей лицедействующей среде, в усадьбе, ставшей для нее театральной сценой, с приходом Несчастливцева вдруг теряет роль примы, и это положение дел ее совсем не устраивает...
Одним словом, переходя к главному: по решению жюри народная артистка Республики Башкортостан Ирина Агашкова удостоена победы в номинации «ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ»!
Званием лауреата фестиваля в номинации «ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ» почтен народный артист Республики Башкортостан Николай Рихтер.
Заслуженный артист Республики Башкортостан Григорий Николаев отмечен званием лауреата фестиваля в номинации «ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА».
А спектакль Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан «Лес» признан ЛУЧШИМ СПЕКТАКЛЕМ фестиваля!
Предваряя ваш вопрос, дорогие читатели, отвечаем: да, другим мы тоже кое-что оставили, но четыре награды «в одни руки» получила только Уфа! И это отличный повод отправиться в «Лес», то есть на спектакль в Русский академический театр...
Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: в сцене из спектакля «Лес» заняты почти все участники; народная артистка РБ Ирина Агашкова в роли Гурмыжской.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: в сцене из спектакля «Лес» заняты почти все участники; народная артистка РБ Ирина Агашкова в роли Гурмыжской.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
27-09-2024 (0) Просмотров: 53 Номер: 68(13812) Версия для печати