И Памяти воздушная громада, как облако, стояла надо мной…
Кляшево поразило меня своей ухоженностью и какой-то удивительной опрятностью. Мне давно хотелось побывать в том уголке земли, который Мустай Карим воспел в своей удивительной книге «Долгое-долгое детство», погрузив нас в атмосферу одной абсолютно счастливой юной жизни. Но все как-то не случалось… То я проносилась краем вотчинных земель Поэта, летя на редакционной тогда еще «Волге» в очередную командировку, то пронзала их насквозь, двигаясь на колесах дальше все по той же газетной необходимости… Но так, чтобы спешиться и спокойно походить среди местных жителей, окинуть внимательным взглядом улицы с чистенькими домами и цветущими палисадниками, постоять возле знаменитого колодца, вода из которого наполняет тебя живительной силой, не доводилось…
И вот это наконец произошло – с радостью откликнувшись на приглашение Фонда имени Мустая Карима побывать в родном селе Мустафы Сафича на торжествах в честь 105-летия со дня рождения Мастера, я медленно двигаюсь в растянувшейся по светлой улице, которая носит имя знаменитого земляка, цепи гостей к стартовой точке события – в Дом культуры этого села, основанный в 1965 году, а в 2019-м получивший прекрасное новое здание. Именно в нем находится модельная библиотека, имеющая статус информационного центра по изучению литературного наследия Мустая Карима. И в канун юбилейной даты именно здесь должна состояться презентация библиотеки нового поколения. В рамках национального проекта «Культура» и, собственно, благодаря федеральной субсидии, уже привычное для кляшевцев книгохранилище приобрело новые черты, став одним из центров креативной индустрии. Безусловно, помимо обновленного похорошевшего пространства, в котором кроме книжного фонда и небольшого очень трогательного музея, посвященного истории села и его знаменитым землякам, речь ныне идет о цифровых технологиях, с помощью коих возможности получения информации и своеобразные экскурсы в виртуальную среду увеличатся в разы. И это настоящий подарок не только для молодого поколения кляшевцев, но и для возрастной категории сельчан, охотно осваивающей сетевой мир… К приезду гостей, а их было немало, с учетом того, что в родное село Поэта в этот день отправился целый десант представителей Союза писателей Башкортостана, радушные хозяева приготовили немало приятных сюрпризов, начиная с поэтического пролога, в коем стихи Мустафы Сафича на башкирском и русском языках читали девять ребятишек-кляшевцев, и в самом нежном возрасте, и подростков-старшеклассников, один из которых разительно напоминал Мустая Карима, такого, каким Поэт был на заре туманной юности… Все было трогательно, гармонично и исполнено чистоты ослепительной молодости. И зря так волновалась Гульфина Фидаиловна Ямалетдинова, заведующая Кляшевской библиотекой, чуть позже, в процессе торжественной церемонии, принявшая из рук заместителя министра культуры Башкортостана Ильнура Илдаровича Мухьянова Благодарность этого ведомства, – все прошло прекрасно! Гостей тронул небольшой малышовый спектакль по одному из знаменитых «Рассказов Альфии», который стал для приезжих неким прологом для знакомства с игровым уголком (тоже осовремененным), получившим название «Радость нашего дома», и увлекла экскурсия по изменившимся локациям библиотеки нового поколения, на модернизацию которой в 2024 году было получено 8 миллионов грантовых средств.
А затем все собрались в уютном, просторном, с прекрасными креслами зале СДК, где после торжественной «увертюры» приветствий, открыл которую глава администрации Чишминского района Ришат Анисович Мансуров и продолжили уже упомянутый полпред Минкульта, безусловно, глава Фонда имени Мустая Карима, дочь Поэта Альфия Мустаевна и приехавшая из Москвы Назифа Каримова – писатель и супруга уже ушедшего от нас сына Мустафы Сафича Ильгиза Каримова, а также представители литературного цеха республики, состоялся трогательный концерт талантливых творческих полпредов здешних мест. И это было по-настоящему хо-ро-шо! Недаром же первым, кого я увидела, подходя к СДК, был мой добрый старый знакомый, чей организационный талант и образность художественного мышления я давно ценю, заведующий отделом культуры администрации Чишминского района, Азат Фаритович Арсланов, выпускник, между прочим, театрального факультета Уфимского государственного института искусств, в прошлом – талантливый актер Уфимского государственного татарского театра «Нур» и, что особенно важно, – питомец курса выдающегося театрального педагога профессора Фардуны Касимовны Касимовой, большого друга всей семьи Поэта! И на сей раз все, к чему прикоснулся в подготовке события Азат Фаритович, было сделано прекрасно, изобретательно, с большим вкусом и душой!
Необходимо упомянуть еще один момент: в ходе торжественной церемонии собравшиеся в зале кляшевцы и гости села увидели видеообращения и приняли поздравления министра культуры Российской Федерации Ольги Борисовны Любимовой и генерального директора Российской государственной библиотеки, координатора национального проекта Минкульта РФ по созданию модельных библиотек в регионах нашей страны Вадима Валерьевича Дуды. И сие, безусловно, было важно, поскольку во многом благодаря этим людям и представляемым ими ведомствам книга и креативные технологии приходят даже в самые заповедные уголки российской глубинки, объединяя поклонников литературы нашей страны и в разы увеличивая их возможности в освоении и знакомстве с новинками и лучшими образцами творчества писателей не только РФ, но и всего мира. Думаю, Мустафу Сафича обрадовали бы и такое событие, и открывшиеся благодаря этой новации возможности. Вообще, в канун юбилейной даты, связанной с именем Поэта, сам факт мощнейшего обновления именно библиотеки (а Мустафа Сафич очень высоко ценил профессию библиотекаря, ставя ее в один ряд с миссией учителя!) есть событие, и событие знаковое.
…В который раз перечитываю повесть «Долгое-долгое детство», ныне уже в новом прекрасном по культуре оформления издании… Дело в том, что на Альфию Мустаевну вышли представители санкт-петербургского издательства «Азбука», сказав, что творчество Мустая Карима востребовано, и по сию пору пользуясь большим успехом у читателей, и предложив выпустить сборник прозаических произведений Мастера. И вот этот шикарно изданный том, отмеченный весьма солидным по нынешним временам тиражом, я уже держу в своих руках, восхищаясь возможностями интернета, столь скоро откликнувшегося на мой заказ.
...Так вот, каждый раз перечитывая эту книгу, я нахожу все новые и новые детали, восхищающие меня. С возрастом ты вдруг начинаешь видеть то, что не замечал, пропуская в тексте в юности. «Что именно?» – спросите меня вы. Например, ты по-другому начинаешь воспринимать невероятный по силе феномен наличия двух матерей в жизни одного маленького мальчика, сердечко которого рвется пополам от любви к Старшей, ставшей ему духовной наставницей, и к Младшей, выносившей ребенка под сердцем… А еще ты вдруг открываешь для себя беседы маленького Мустафы с Создателем – в часы вечернего намаза, когда отец поглощен молитвой и не видит, куда вдруг исчез из дома сынишка, тот обращает свои просьбы к кусту орешника, свято веря в то, что благодаря этому Творец слышит его…
Я все это к тому, что, попав в Кляшево, к удивительно радушным, открытым людям, восхищаясь ими, я упорно искала следы той заповедной мальчишеской жизни, которая сформировала в итоге истинного Мастера, Поэта, наделив его огромным сердцем, поразительной наблюдательностью, редкостным умом и уникальным даром переносить все свои мысли и чувства, придав им совершенную форму, на лист бумаги… Не находя в современном Кляшево явных следов бытования ребенка, коего народ кликал Повивальным дедом, я в то же время всем своим естеством ощущала, что именно это небо согревало днем кудрявую макушку маленького Пупка, а в пушистой пыли этой, пролегающей по центру села дороги тонули засиженные цыпками ноги будущего писателя…
И некий покой вдруг воцарился в моей душе, и я словно слышала мягкий голос Мустафы Сафича, счастье беседовать с которым мне в свое время выпало…
...Он пришел в мир в осенние дни и покинул его тоже осенью… Как тут не скажешь, сентябрь и октябрь для Башкирии – это осень Патриарха! Не знаю, читал ли Мустафа Сафич роман Габриэля Гарсия Маркеса с таким названием... Возможно, ведь книга вышла в 1975 году, а Маркеса Мустай Карим ценил, хорошо зная его великий роман «Сто лет одиночества».
И фантастическое ощущение осязаемого присутствия Поэта укрепил во мне традиционный костер Памяти, зажженный на Девичьей Горе, о которой, благодаря книгам Мустая Карима, знают теперь в самых разных городах и странах… И глядя на открывшуюся с этой возвышенности ширь, я испытала вдруг некий укол счастья, сопричастности к земле, столь любимой Мустаем Каримом, и мне захотелось остаться один на один с этим прозрачным воздухом, холмами, открывающимся видом, дорогой, ведущей в даль… И я ушла от разговорившихся гостей, читавших у разгоревшегося костра стихи, посвященные Мустафе Сафичу, от чудесных местных артистов, чьи песни звенели под предвечерним небосводом…
А мощь личности Мустая, словно громадное облако, стояла над нашим сплоченным любовью к Поэту отрядом, рассеявшимся по Девичьей Горе…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото предоставлены Фондом имени Мустая Карима.
Фото предоставлены Фондом имени Мустая Карима.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 3 Номер: 77(13821) Версия для печати