Ганс Христиан кивает нам из Вечности
«Был у Христа-младенца сад!
И много роз взрастил он в нем…»
Это первые строки стихотворения поэта Алексея Плещеева «Легенда», впоследствии, благодаря таланту Петра Ильича Чайковского, ставшего пятой песней из цикла «Шестнадцать песен для детей», и самой популярной. Я сижу в темноте Большого зала БГТК на репетиции нового спектакля «Снежная королева» и, слушая звучащее со сцены «Розы цветут… Красота-красота! Скоро узрим мы младенца Христа!», думаю о том, что в «куколке» чуть-чуть ушли от канонического текста библейского псалма «Розы в долинах цветут… Красота!»… Впрочем, у театра свои художественные и нравственные задачи, и, видимо, режиссеру необходима была именно такая версия. А еще я думаю о том, как тонко и логично все, что происходит в данный момент на сцене, рифмуется с плещеевской «Легендой», которую профессиональные музыканты знают в традиционном исполнении детского хора, а непосвященные помнят версию Владимира Преснякова, исполнившего эту жемчужину на старте телепрограммы «Рождественские вечера».
Добавлю, что с розой связано понятие мистического центра – сердца, рая, Богоматери, в конце концов. В христианстве роза символизирует мученичество, повторюсь, это цветок рая.
Впрочем, мне больше не хочется отвлекаться на эти мысли, потому что происходящее на подмостках полностью захватывает меня!.. Возможно, потому, что за все мои годы, отданные в газете теме театрального искусства, я впервые сталкиваюсь с такой версией «Снежной королевы» (премьера пройдет в БГТК сегодня, начало в 19.00), а уж мне-то на моем веку пришлось повидать их немало, и не только в театрах Башкортостана и за пределами оного, но и на кино- и телеэкранах, а в последнем случае только мультипликационных вариантов – десять модификаций!..
Режиссер Эльмира Куриленко, известный в среде мастеров кукловождения человек, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой театра кукол Новосибирского государственного театрального института, автор, организатор и идейный вдохновитель Сибирской школы кукольников, намеренно уводит нас от тех «архетипов», каковые буквально навязали народу идеологи советских времен, в корне изменившие суть великой сказки Ганса Христиана Андерсена, написанной в 1844 году. То, что делают Элеонора Ростиславовна сотоварищи и дружная творческая команда Башкирского государственного театра кукол, положа руку на сердце, можно назвать возвращением подлинного значения и звучания истории, созданной, быть может, самым грустным и самым светлым сказочником в мире. Изначальная природа этого повествования тесно переплеталась с вечными истинами, библейскими заповедями и с христианской моралью. Не беспокойтесь, уважаемые родители! Коли в действе, которое рождается на подмостках БГТК, и есть элемент некой дидактики, то это делается ненавязчиво, без ложного пафоса и ненужной выспренности. Все в каком-то смысле растворено в постановке, все предельно просто и подано столь логично и обаятельно, что ваше чадо не будет скучать на этом спектакле, как на иных уроках – режиссер нашла форму, которая просто не позволит ребенку в зале впасть в уныние, напротив, его внимание будет постоянно приковано к сцене, он будет следить за всеми переменами, за каждым эпизодом, и в финале ему, я надеюсь, откроется истина. Недаром же постановщик выбрала жанр сказки-симфонии, прекрасную музыку, симфоническое звучание коей предстоит вам оценить и которая двигает происходящее, написала композитор Юлия Пискунова.
Кстати, в самом театре «Снежную королеву» называют балетом-симфонией. Потому что необычные куклы, собственно, лишенные как таковой привычной телесности, говорю о Кае и Герде, словно возвращают нас к первым людям на земле – к Адаму и Еве, лишенным национальной идентичности, но в облике своем сохраняющим все признаки подлинной человечности. Это необычные планшетные куклы, которых невидимые глазу зрителя актеры водят на очень длинных тростях. С каждым персонажем работают три-четыре актера. Для фигур главных героев специально, по просьбе Элеоноры Ростиславовны, удлинены руки и ноги и благодаря этому их движения, безусловно, напоминают искусство подлинных служителей Терпсихоры. Добавлю, что Герда, в какой-то момент появляющаяся на сцене, как говорят в театре кукол, в живом плане, тоже танцует и движется с балетной грацией.
Так, внимательно следя за развитием сюжета, восхищаясь работой композитора, художника (Светлана Степанова), видеографов и художника по свету (а это мастер из Большого театра России Елена Древалева) и, конечно, мастерством наших уникальных актеров, мы шаг в шаг следуем за замыслом режиссера Куриленко и открываем для себя подлинный смысл андерсеновской сказки, в коей есть молитва, обращенная к Творцу, чистота, вера, любовь и жертва, которая приносится во имя гармонии мира.
А чтобы юной аудитории было легче понять все это, в спектакле появляются проводники, они же рассказчики – это повзрослевший Кай (актер Василий Вольский) и Бабушка (заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова) – на фото. И это путешествие в мир героев Ганса Христиана вы совершите вместе с ними.
Возрастная категория для зрителей 12+. И совсем не лишним бы было для родителей и детей прийти на этот спектакль вместе.
Впрочем, мы еще поговорим об этом…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Дианы ГАРАЕВОЙ.
Фото Дианы ГАРАЕВОЙ.
Вчера, 07:20
(0) Просмотров: 124 Номер: 12(13847) Версия для печати