О живительной силе высокого слога,
поддержанного возможностями искусственного интеллекта
Лена Сайфуллина настолько заслуживает моих безграничных восторгов, что, чувствую, слова бессильны. Пожалуй, знаю ее с момента приезда моего сюда, в Уфу. Как автору сих строк, так, очевидно, и Лене невозможно было не увлечься тем, чем очаровывала каждого Галина Александровна Бельская, незабвенный председатель нашего регионального отделения Российского Шаляпинского центра…
Лену вовлекла в краеведческую исследовательскую деятельность именно Галина Александровна. Ее, пианистку, выпускницу Натальи Александровны Латышевой по Уфимскому училищу искусств, тогда студентку Гнесинского института, «зацепил» факт абсолютного забвения имени Веры Тимановой на родине уфимской пианистки. Таковое забвение было ужасно, несправедливо! Теперь, благодаря изысканиям Лены Сайфуллиной, мы знаем, что «в последней четверти XIX века оно (имя Тимановой. – С.П.) не сходило с афиш не только в России, но и всей просвещенной Европы. Ей рукоплескали крупнейшие европейские страны. Петр Чайковский называл ее «новой блестящей звездою», а Ференц Лист – «наивиртуознейшей». Исполнительское мастерство Тимановой высоко ценили Александр Бородин, Милий Балакирев, Василий Бессель, Виктор Гаевский, Александр Глазунов, Эмиль Зауэр, Цезарь Кюи, Мориц Мошковский, Николай Рубинштейн, Василий Сафонов, Илья Слатин и другие выдающиеся деятели искусства того времени. Ей посвятили свои сочинения Петр Чайковский, Ростислав Геника, Софи Ментер, Эдуард Направник, Павел Пабст, Антон Рубинштейн, Григорий Ходоровский. По всему миру наша землячка с честью несла знамя русского искусства».
Этот довольно большой фрагмент цитирую здесь из книги Лены Равилевны Сайфуллиной. Давно уже ее книга в рукописи попала ко мне. Давно надо бы увидеть ее изданной! Писать об этом приходится уже не в первый раз…
Кому может быть интересна книга про пианистку? Хотелось бы надеяться, что всем интеллигентным уфимцам. А таковых ведь немало! И патриотов Уфы и Башкортостана тоже известно мне много. Наша землячка – великая! С мировой славой! Поэтому я не теряю надежды…
Однако поводом для разговора о Вере Тимановой послужила сегодня не книга.
…Мне посчастливилось побывать 27 февраля – по приглашению Лены Равилевны – на замечательном вечере. Мне изначально была прислана афиша вечера в Музее музыки имени Федора Ивановича Шаляпина. В центре крупно выведено: «Моя великая артистка». Это как бы личное, из глубины души идущее признание в любви. «Лектор – лауреат всероссийских и международных конкурсов Лена Сайфуллина». Лена и не скрывает любви к великой артистке Вере Тимановой. Конечно, нам всегда требуется внешний повод. А внешний повод был значительным: 18 февраля 2025 года исполнилось 170 лет со дня рождения Веры Викторовны Тимановой!
Но потрясает не только сей факт. Лена Равилевна выступает с лекциями, посвященными Тимановой, постоянно и везде. Например, у нас в Уфимском государственном институте искусств на «Шаляпинских чтениях» она не раз читала свои доклады… И УГИИ публикует эти ее доклады, связанные с именем Тимановой… Сегодня главное – привлечение наисовременнейших технологий. Представьте – искусственный интеллект, «притянутый» к материалам о Тимановой, заставил заговорить… Петра Ильича Чайковского!
Специалисты знают, что голос Чайковского сохранен для потомков. Любой может его услышать – при желании – в интернете. У композитора мягкий тембр, звучание – в довольно высоком регистре, в строе самой речи и интонациях чувствуется скромность, ненавязчивость, даже стеснительность, свойственные подлинному Гению русской музыки. Но в упомянутый уже вечер в музее фотография Чайковского «заговорила» с экрана о Вере Викторовне Тимановой! Это однозначно потрясло многих присутствовавших в зале… После окончания зрители, благодаря Лену Равилевну, делились ощущениями от этого потрясения. Благодарить надо и соратника Лены, специалиста по дизайну и тем самым технологиям Павла Балыклова. Он тоже был в зале, помогая прекрасной лекторше.
…Кроме голоса Чайковского собравшихся в музее ждало еще немало чудес. Например, публика зримо воспринимала, как около известного всем Гостиного двора передвигались повозки, фланировали пешеходы, аудитория наблюдала за жизнью Уфы минувших времен, ведь ей также была явлена картина и других улиц – Петербурга и европейских городов, в коих выступала Тиманова… Архивные кинокадры гармонично сочетались с ожившими картинками, созданными при помощи искусственного интеллекта. Показывали нам и «звучащие» уроки маленькой Верочки, девочки с косичками и крохотными еще пальчиками – уроки с Людвигом Новицким в Уфе, Антоном Рубинштейном в Петербурге, Карлом Таузигом в Берлине, Ференцем Листом в Веймаре…
Успех лекции – впрочем, точнее было бы назвать все это своеобразным спектаклем – возрос, когда мы прямо попали на концерт Веры Викторовны: она по-настоящему, что называется, вживую, играла на сверкающем лаком черном рояле, и мы видели ее и в профиль, и в фас, и детально, скажем, рассматривая те самые маленькие ручки, умевшие поражать меломанов своей немыслимой виртуозностью. Для создания уникального зрелища потребовались месяцы и месяцы работы. А для сбора эксклюзивного материала, столь необходимого в процессе «оживления» всех этих чудес, годы и годы…
Потрясало глубокое понимание Леной Равилевной тонкой натуры великой пианистки, то преподнесение ею масштаба личности нашей землячки – не только как большого музыканта, поистине завоевавшего мировую известность и популярность (воистину заслуженные), но и как Человека с большой буквы. Говорю вослед лектору о невероятной скромности Тимановой при блестящих ее успехах, беспрецедентной карьере. А еще о ее благородстве, царственности осанки, очевидно, исходящей от того, что сама Вера Викторовна цену себе знала.
…И надо сказать, что в тот вечер Лена Сайфуллина тоже предстала перед собравшимися во всей красе, царственно и с великим достоинством. Знаю, что она ни на минуту не останавливается в своих исследованиях, обращаясь ко все новым и новым архивам, отыскивая все новые и новые факты – обо всей жизни и творчестве той, кого называет «Моя великая артистка».
Среди абонентов в моем телефоне Лена Сайфуллина так и записана: специалист по Вере Тимановой.
Светлана ПЛАТОНОВА,
музыковед, профессор УГИИ.
Снимки предоставлены Музеем музыки имени Ф.И.Шаляпина.
музыковед, профессор УГИИ.
Снимки предоставлены Музеем музыки имени Ф.И.Шаляпина.
Сегодня, 07:00
(0) Просмотров: 0 Номер: 17(13852) Версия для печати