Тени забытых страхов,
или Спектакль «Черноликие» как эталонный образец отношения к истории своего народа
Начну с того, что с 2000-го в Башкортостане дважды в год отмечается День национального костюма – в апреле и в сентябре. И весенние торжества по данному поводу выпадают на третью пятницу апреля, то есть на сегодняшнее число, читатель. Безусловно, в этой ситуации просто грех не воспользоваться тем козырем, который мы, что называется, держим в рукаве… Говорю о том, что в 2016 году в процессе церемонии чествования лауреатов Национальной театральной премии России «Золотая Маска» престижную награду принял из рук великого российского сценографа Сергея Бархина главный художник Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, ныне – заслуженный деятель искусств Башкортостана Альберт Нестеров.
Спектакль «Черноликие», поставленный режиссером Айратом Абушахмановым по повести Мажита Гафури, в 2016-м попал в поле зрения экспертов «Маски» и был номинирован на Национальную театральную премию РФ по пяти позициям – «Лучший спектакль малой формы»; «Лучшая работа режиссера» (Айрат Абушахманов); «Лучшая женская роль» (Гульнара Казакбаева); «Лучшая работа художника» (Альберт Нестеров); «Лучшая работа художника по костюмам» (Альберт Нестеров). И последняя номинация – тот самый козырь в рукаве, о котором мы вспоминаем в День национального костюма Республики Башкортостан. Потому что заветную «Маску», а это были уже далеко не первые в новейшей истории Башкирского академического номинации на высшую театральную награду нашей страны, БГАТД получил именно с проекцией на театральный костюм. Тогда на первой полосе «Вечерней Уфы» вышел материал под названием «Фамилию Нестеров в Уфе носят только хорошие художники!». Эта «Маска» в ту пору стала для Башкирского театра первой ласточкой.
А три года спустя, в 2019-м, постановка режиссера Абушахманова «Зулейха открывает глаза» принесла флагману национального искусства республики уже шесть номинаций, в итоге добыв театру еще одну «Золотую Маску»!
…Но вернемся к основному посылу данного разговора, к постановке «Черноликие». В моей личной табели о рангах спектаклей БГАТД эта сценическая версия произведения Народного поэта Башкирской АССР держится на самой высокой позиции. Как-то я уже говорила о том, что «Черноликие» – мой любимый спектакль из числа тех, которые поставил режиссер Башкирского академического театра Айрат Абушахманов. На мой взгляд – это подлинный художественный шедевр, в котором совпало абсолютно все: талант и способность мыслить образами режиссера Айрата Абушахманова, безусловная одаренность художника Альберта Нестерова, уникальная природа музыкальности композитора Ильшата Яхина, индивидуальная приспособленность к такому непростому инструменту, как пластика, балетмейстеров Рината Абушахманова и Сулпан Аскаровой, а также мастерство художника по свету Ильшата Саяхова. Фантастическое восприятие всей постановочной командой того, что мы называем национальной идентичностью, и способность создателей спектакля поднять национальное до высот интернационального вызывают заслуженное уважение. Важно назвать еще два имени: консультанта по обрядам Асии Гайнуллиной и хормейстера Алсу Хасбиуллиной.
Однозначно необходимо отдельно сказать об артистах, занятых в этом спектакле – они изумительны, и для этих исполнителей нет понятия проходной эпизод, роль второго, быть может, даже третьего плана, массовка! Все они живут, дышат, существуют в спектакле как единый организм, бесконечно для дни его жизни таким трепетным к нему отношением…
Каждый раз, когда мне необходимо показать гостям из других городов и весей, московитам, петербуржцам и посланцам более далеких мест что-то, напрямую связанное с исконной Башкирией, ее языком, костюмом, я веду их в БГАТД на «Черноликих», заранее зная о том, что результат превзойдет самые смелые предположения. И это ведь не сувенирный вариант, речь идет о трагической странице в истории двух молодых жизней, болью отозвавшейся в сердцах тех, кто знал и любил красавицу Галиму и дружил с работящим, обаятельным парнем Закиром.
Впрочем, для того чтобы понять, почему «Черноликие» при всем трагизме этой повести оставляют после окончания спектакля в душах зрителей свет, мне кажется, необходимо вернуться к истокам рождения спектакля, премьера которого состоялась в год 80-летия со дня смерти Мажита Гафури. Начну с того, что сейчас эта повесть, имеющая четкую привязку ко времени (события в ней относятся к концу XIX века) и впервые опубликованная в 1927-м, не имеет столь актуального звучания, каковое у нее было в период, когда догматы исламского мироустройства еще довлели над сознанием людей, не забывших законы шариата. Нынешнее юношество уже не знает тех ужасов религиозных норм, породивших множество страхов, и с повестью этой знакомо, мягко говоря, мало. А знаменитый спектакль Владимира Штейна «Галима» в театре кукол уже ушел в историю. Спектакль же «Черноликие» вернул обществу интерес к произведению Мажита Гафури, за что театру, который носит имя классика, отдельные честь и хвала!
В общем, погрузившись в это повествование, режиссер Абушахманов в первую очередь вспомнил о романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Его, похоже, поразила тогда не только рифмовка слова черный (ара) в обоих названиях, но и сама суть явления: при черноте ликов тех, кого мазала грязью, варом и сажей разъяренная толпа мракобесов, двое влюбленных сохраняли незапятнанной чистоту своих безгрешных душ. А вот физиономии неистовствовавших от ненависти к Галиме и Закиру односельчан и представителей духовенства, чье нутро и сознание покрыто мраком ночи и исполнено невежества, при том сохраняли цвет своей кожи… Айрат Ахтямович, углубившись в роман Достоевского и в чудовищные злодейства черных душ его персонажей, увлекся сим сопоставлением и пошел за советом к художественному в те поры руководителю Башкирского театра Олегу Ханову… Опытный Олег Закирович остудил пыл молодого постановщика, предупредив: «Ты пойми, Достоевский с его мощью психологического портрета выйдет на первый план, и история Галимы и Закира на этом фоне потеряется!..» Жаль было расставаться с выношенной уже идеей, но Айрат Ахтямович послушался, взяв на размышления некий тайм-аут… И в один прекрасный момент решение пришло само собой. Я так понимаю, режиссер Абушахманов пошел от существующих в реалиях театра условий, вдруг найдя поворотный в буквальном смысле этого слова ключ. То есть постановщик двинулся в процесс от формы, другими глазами взглянув на пространство БГАТД и внезапно абсолютно буквально протрактовав понятие «Театр – это храм». И все сразу сложилось! И родился замысел спектакля-перевертыша. Для тех, кто никогда не видел постановку «Черноликие», скажу: зритель становится непосредственным участником события – истории, которая некогда произошла в родной деревне автора этой повести. Мы все сидим на краю большого мира, где к бережку притулилось невеликое село; сидим на открытой ладони сцены театра, и накал страстей, достигая апогея, словно бурное море, плещется возле нас, волнами буквально касаясь ног зрителя. А открывающийся нашему взору зал театра, красотой своей и плавностью округлых форм, мягкими складками зеленой ткани над ложами соперничающий с убранством иных знаменитых мечетей, на самом деле превращается в храм. И это своеобразное смещение центра тяжести дарит нам сокрытую, быть может, от наших глаз, а на самом деле лежащую на поверхности истину, повторюсь: весь мир – это храм, который принимает нас всякими, чистыми и запятнавшими себя, наделенными мыслями не только высокими, но подчас и скудными, даже низкими…
А еще это решение говорит о том, что мир есть храм твоей души. Недаром же в начале спектакля звучат вопросы, обращенные мальчиком Гали, двоюродным братом Галимы, от лица которого ведется сей скорбный рассказ, к мудрому и просветленному Ахуну-хазрату (Хурматулла Утяшев), практически единственному, кто чуть позже не захочет верить в греховные помыслы двух молодых людей… Гали с ребячьей наивностью задает вопросы духовному отцу, а сам в это время мучительно размышляет о том, видит ли Создатель страдания людей, и если это так, то почему Он допускает подобное… Роль Гали в паре играют две актрисы травестийного плана. И их мальчики чудесны, но они в то же время очень разные. Если в глазах Ильгизы Гильмановой мы видим чистоту любящего своих близких нежного ребенка, сознание которого не в состоянии до конца воспринять весь ужас происходящего; то во взоре Гали Лилии Галиной застывает то, что имеет самое прямое отношение к понятию «сухой голос трагедии», потому что в сердце этого подростка отныне все выжжено… Вообще, каждый актер в этом спектакле работает просто с оглушающей зрителя степенью правдивости – и молодежь, и мастера в возрасте «золотой середины», и старшее поколение, в числе коих есть мэтры, чей стаж служения театру шагнул уже далеко за пятый десяток. А иначе в таком спектакле и нельзя, ведь в противном случае все злодейства ослепленной яростью толпы превратятся в опереточные страсти! А в постановке Айрата Абушахманова все выверено до грана, и все реально, начиная с невероятной по красоте пластической сцены свидания Галимы и Закира (прекрасные Гульнара Казакбаева и Артур Кабиров!), нежной, целомудренной, но исполненной подлинной любви и ожидания грядущего счастья, которое рухнет в единое мгновенье.
Театральные костюмы Альберта Нестерова, с коих мы и начали разговор, не есть прямое копирование традиционного башкирского костюма. Это скорее очень тонкая фантазия художника на тему народного платья, сочетающая в себе отсылы к исконным образцам с версиями самого Альберта Валерьевича, который, как человек театральный, четко понимал, что в музейных экспонатах актеры играть не смогут, а посему он думал и об удобстве для исполнителей, и о красоте, и о самобытности, и о символике цвета… Скажем, в одной из начальных сцен, когда заневестившаяся уже Галима с подругами под приглядом старших женщин шьет лоскутное одеяло для будущей жизни в собственной семье, при выборе первого лепестка ткани, пылающего цветом киновари, наперсницы девушки щебечут: «Красный – символ рода!» Речь о том, что со временем молодая жена родит мужу крепенького младенца… А в финальных сценах, когда поруганная злобной молвой и уже теряющая от пережитого рассудок Галима грезит о Закире, Нестеров наряжает ее в потрясающей красоты алое платье, уводящее мысли зрителя к тому самому первому лоскутку, пылающему чувством настоящей любви… Но оно надето не для свадебного тоя, оно – предвестник тризны по несчастной девушке, которая, окончательно обезумев, упадет в прорубь, почив на дне замерзшей реки…
Альберт Нестеров очень гармонично со свойственной художнику логикой вплетает в ткань повествования цвета, быть может, даже имеющие идеологическое значение в исламе. Скажем, зеленый – цвет мусульманского Рая; белый, доминирующий в прологе этой трагедии, напоминающий муку, осыпающуюся, точно снег, и навеки покрывающий счастье молодых людей, – это цвет святости и чистоты. Еще раз подчеркну: первые сцены, связанные с молодыми героями, как раз пронизаны оттенками белого, подчеркивающего их невинность. Красный символизирует огонь, солнце, кровь, которой в финале сочатся сердца влюбленных. И ближе к концу сцену заполняет черный цвет, с ним связаны плохие, дурные мысли, побуждения, дела, а главное – нечистая совесть…
…«Черноликие» – спектакль, продуманный и созданный с филигранной точностью. В нем нет ни одной лишней сцены, детали, оттенка, движения, даже взгляда. Это поразительное высказывание театра – по силе воздействия на зрителя, по степени правдивости актерского существования и по пониманию того, что мир есть храм. Недаром же богословы издревле рассматривали храм как космогонический образ, как маленькую модель Вселенной. И мне все-таки кажется, что Айрат Абушахманов изначально думал о том, что под сводами этого храма собраны и праведники, и жертвы, и их гонители, и поругатели… А от храма исходит свет. И как бы ни тяжела была история Галимы, как бы ни сопереживал ей зритель, говорящий на самых разных языках, после спектакля он уходит просветленный, с очищенной душой. Такова сила этого спектакля малой формы, но невероятной мощи влияния на людей!
И не случайно представители Венгерского национального театра, увидевшие наших «Черноликих» в Москве на «Золотой Маске», давно, с 2016 года, мечтали показать спектакль Башкирского академического театра публике Будапешта. И в апреле 2023-го это желание сбылось, и коллектив БГАТД отправился по приглашению Венгерского национального театра в Будапешт на XI Международный фестиваль MITEM, единственный представляя Россию на этом престижном форуме. И венгерская публика, а также участники фестиваля затаив дыхание смотрели спектакль, а затем вновь и вновь вызывали поразивших их воображение артистов из далекой, но ставшей такой близкой Башкирии на поклон…
Остается добавить лишь одно: спектакль «Черноликие», который вошел в репертуар 11 лет назад, открывал нынешний 105-й, юбилейный сезон Башкирского академического театра. И был сотым по счету! А в начале нынешнего апреля его сыграли уже в сто пятый раз. Потому что, как пишут в соцсетях Башкирского академического преданные зрители: «Такие спектакли должны оставаться в репертуаре БГАТД в том числе и потому, что они являются эталонным образцом того, как театр должен относиться к истории своего народа!»
Кстати, а в мае «Черноликих» ждут зрители Казахстана…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
18-04-2025
(0) Просмотров: 85 Номер: 27(13862) Версия для печати