На улице мира
Обаятельных молодых людей, которых вы видите на верхнем снимке, я заметила, лишь ступив на улицу, которая вела не только в различные локации III Международной книжной ярмарки «Китап-байрам», но и в победный 1945 год… Прологом к церемонии открытия форума, в месте дислокации всех трех сцен, книжных палаток и писательских шатров – на Советской площади, стало театрализованное действо, связанное с реконструкцией улицы, явившей нам ожившие картины майских дней восьмидесятилетней давности. И улица эта была полна неожиданностей!
Начну с того, что в этом действе были заняты коллективы практически всех театров, расположенных в пространстве Уфы – Русского академического, «Нура», Национального Молодежного, Башкирского оперного… Глазам устремившихся на ярмарку людей открылись эпизоды вполне уже мирной жизни, представленные в основе своей «русичами» – любезный уличный фотограф (Тимур Гарипов), чистильщик обуви (Евгений Гуралевич), старьевщик (Владимир Кузин), колоритная мороженщица с большим металлическим ящиком эскимо (Ирина Бусыгина), вокруг которой вилась ребятня, лихой матросик (Антон Болдырев) на трехколесном мотоцикле с коляской, а рядом спутница морячка-балтийца, одетая по моде тех лет (Татьяна Ахроменко)…
Все на этой улице, ведущей уже в эпоху мира, кипело, сияло и… рвалось к иной, абсолютно счастливой жизни. Если учесть, что нынешний «Китап-байрам» проходил в год 80-летия Великой Победы, то вполне логичен девиз первого дня форума – «Слово о подвиге». И не случайно Книгой года в Башкортостане ныне признано историческое издание, посвященное святому для всех нас празднику. Речь о «Летописи Победы 1941-1945» издательского дома «Белый город» (Москва). Именно она получила специальный приз Главы Республики Башкортостан на конкурсе «Книга года на земле Урал-батыра». Церемония награждения состоялась в рамках ярмарки (количество заявок побило очередной рекорд: 130 работ со всей страны против 100 в 2024-м; география претендентов также расширилась: 38 издательств из 19 регионов России и зарубежья).
…Так вот, возвращаясь к стайке молодых людей в военной форме, весело смеющихся возле прошедшей всю войну славной полуторки с надписью на алой ткани по борту: «Мы победим!». Это были питомцы Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева – часть из них занимается на первом курсе Б народного отделения, а часть завершает учебу в девятом классе… Мы попросили их попозировать нам, и воспитанные ребята тут же встали возле своего видавшего виды грузовика, а кто-то даже вскочил на подножку, логично завершив композицию. Вот что значит артисты! Пусть даже будущие. Идеальные чувство формы и ощущение пространства – даже выстраивать их (как это обычно бывает при съемке) не пришлось.
Кстати, на следующий день птенцы гнезда БХК встречались в рамках ярмарки «Китап-байрам» в одном из шатров на Советской площади с народной артисткой России балериной Илзой Лиепа, которая приехала в Уфу для участия в спектакле «Династии».
…А улица, символизирующая на форуме дорогу в мирную жизнь, ведет гостей праздника книги дальше, в эпицентр ярмарочных событий. Их было столько, что одного номера газеты не хватит для описания всех и каждого. А потому остановлюсь коротко на той сцене, которая лично мне пришлась особенно по сердцу.
Но прежде опять вернемся к книжному майдану, по которому, помимо огромного количества тех, кого привлекают не только звездные гости, коих было немало, но и в первую очередь книги, шествовали великие – Александр Пушкин (Александр Леушкин, ГАРДТ), Сергей Есенин (Александр Троицкий, ГАРДТ) и Лев Толстой (Олег Сальцын, ГАРДТ), особенно колоритно смотревшийся с большим мобильником. Кстати, творец «Войны и мира» ошарашивал желающих сфотографироваться с ним вопросом: «А скажите-ка мне, милостивый государь (либо государыня), с каких строк начинается мой роман «Анна Каренина»?..»
Но для меня самой уютной, с идеально выстроенной программой всех трех дней стала именно Акмуллинская сцена, органично существующая возле одного из корпусов БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы. И практически все театры республики представляли свои спектакли и проекты именно на ней, а улица мира, плавно поворачивая налево, вела прямо к сиим подмосткам, отмеченным в эти дни талантом артистов Башкирского академического, Уфимского государственного татарского театра «Нур», Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима, Туймазинского татарского театра, приехавшего на «Китап-байрам», БГТК, Башкирского государственного академического театра оперы и балета, подарившего ребятне шикарную детскую программу, прибыли на ярмарку и салаватцы, и творческие полпреды Стерлитамака, и все они, уверяю вас, могли составить конкуренцию большинству из приглашенных столичных актеров!.. Впрочем, свое родное мы, как правило, не ценим…
Камертоном чистоты и одухотворенности среди выступлений стала для меня программа проекта замечательного оркестра русских народных инструментов Стерлитамакского театрально-концертного объединения «Классику читаем вместе». Стерлитамакский ОРНИ под управлением маэстро Артема Болотова вместе с народным артистом Башкортостана Александром Кузьменко погрузил многочисленную публику в мир пушкинской «Метели». Звучали дивная музыка Георгия Свиридова и изысканный в своей простоте слог Первого Пиита России; и все собравшиеся, следя за точным и невероятно элегантным жестом дирижера Болотова, подчинились явленному им волшебству, а шум книжного майдана словно отдалился от слушателей и затих. Этот час с ОРНИ Стерлитамака и мастером художественного слова Кузьменко стал, быть может, одним из ярчайших событий форума. Впрочем, на улице мира, которая завершала свой бег в этом университетском уголке, иначе и быть не может.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии и Альберта ЗАГИРОВЫХ.
Фото Лилии и Альберта ЗАГИРОВЫХ.
6-06-2025
(0) Просмотров: 79 Номер: 40(13875) Версия для печати