«Я слышу музыку трав…»

– писал в своих дневниках Сергей Александрович Литвинов, один из ярких представителей башкирской пейзажной живописи второй половины ХХ века. Это был художник с удивительно чуткой, поэтичной и чистой душой, мастер пейзажа и натюрморта, бесконечно преданный живописи. В своем творчестве он передал самые сокровенные чувства любви к жизни, к миру человека и природы, воплотив их средствами самобытной декоративно выразительной живописи.
В Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова открылась ретроспективная выставка произведений этого мастера, заслуженного художника Республики Башкортостан, посвященная 100-летию со дня его рождения.
Поэтический мир Сергея Александровича формировался с детских лет, проведенных в далеких уголках Сибири. Он родился в селе Корташево Омской области. Отец работал на золотых приисках, и семья часто переезжала в поисках золотоносных мест. Однажды, когда семье пришлось плыть на барже, случилось чудо. «Для меня была удивительно потрясающей первая ночь на барже. Я впервые видел так открыто и так близко ночное небо, огромные бесчисленные мерцающие звезды. Черное небо отражалось в воде Иртыша, и от этого казалось, что пароход плывет меж звезд. Я тогда еще не знал, что существует ночной мир – я ночами спал… Я из щели между потолком и печкой попал под купол Мироздания. Я онемел и был скован каким-то леденящим холодным страхом. Несмотря на страх, мне хотелось еще и еще поплавать меж звезд, но почему-то больше такой ночи в моей жизни не было никогда… Меня как будто навсегда чем-то красивым и холодным «прокололо». Наверное, моя живая капелька души чуть коснулась вечности и испугалась бездны и ее мрачной красоты. И еще в эту ночь моя детская душа рожала в себе будущую душу художника», – размышлял Сергей Александрович позднее в своих дневниках.
Жизнь, далекая от цивилизации и максимально приближенная к природе, учила познавать ее тайны и красоту. В его памяти на всю жизнь сохранились картины могучих сибирских рек Алдана, Витима, скалистые берега, поросшие узорами мхов, цветущий по весне на сопках розово-сиреневый багульник. Однажды в ночь на Ивана Купалу отец повел сыновей в лес смотреть, как цветет папоротник. Это волнующее зрелище навсегда запало в душу мальчика.
Перед войной семья переехала на Урал, в город Серов Свердловской области, и пятнадцатилетний юноша вновь погрузился в мир сказки, созданной чудодейственной красотой древнего Урала. «Я заболел Уралом», – говорил Сергей Александрович. Но прошло много лет, прежде чем он смог отдаться до конца своей любви – Уралу, и своему призванию – живописи.
В 1941 году отец ушел на фронт, нужно было помогать семье, Сергей работал помощником машиниста паровоза на руднике. Трагический случай лишил его ноги, но не лишил природного упорства. После операции и долгой адаптации он окончил 8 классов, а затем после войны строительный техникум, в Уфе работал архитектором. В 1964 году он записал в дневнике: «Бросаю проектный институт, архитектуру, свое духовное благополучие (наверное, и материальное) и еду устраиваться в Художественный фонд… Видит Бог, делаю я это по велению зова живописи. Отрешиться от всего на свете и оставить для себя только живопись: если не сделаю этого сейчас, я потемнею душой».
В Художественном фонде была заказная работа, она требовала творческой, физической отдачи, знаний технических процессов. Благодаря одаренности, самоотдаче Литвинов быстро вписался в новый коллектив и скоро стал соавтором ряда монументальных работ по оформлению некоторых зданий в Уфе и республике.
Все свободное время он отдавал живописи, работая на натуре и в мастерской. Пригодились первые профессиональные уроки в студии Георгия Васильевича Огородова. В его холстах уже изначально были заложены собственные сюжеты и интонации, а «мир, сделанный из красок» он лепил, постигая культуру живописи М.В.Нестерова, А.Э.Тюлькина, А.П.Лежнева. Он работал рядом с ведущими башкирскими пейзажистами Б.Ф. Домашниковым, А.Д. Бурзянцевым, П.П. Салмасовым, В.П. Пустарнаковым, стараясь обрести свое «я» среди ярких самобытных живописцев.
Чувственную осязаемость его «миру» придавала постоянная работа с натуры, влюбленность в нее. Только он один знал, какой ценой ему давались поездки по Башкирии, восхождения на горы, путешествия по деревням, лугам. Протез до крови натирал ногу, но без этого живого общения с природой, людьми он не мог.
Предмет изображения был найден сразу – Урал. Он же подсказал художнику изобразительный язык, сплетенный, как бажовский сказ, из россыпей цвета, увиденного в голубых горах, в красках мхов и цветов, в природном величии скал, расписанных узорами веков. В работах «В голубых горах Урала» (1959), «Каменная сказка» (1960), «Рождение облаков» (1961) оживают его романтические впечатления о таинственном облике природы. Живопись этих лет легкая, полупрозрачная, переливается нарядными красками.
Тема природы в творчестве Сергея Литвинова прямо или косвенно сопряжена с темой жизни человека. Таковы его «Уральский полустанок» (1968), «Осеннее Предуралье» (1970) – романтические, полные торжественного величия полотна.
Однажды на Урале он увидел то, что заставило его испытать иное состояние души и мыслей, вылившихся в композицию «Марийский погост» (1961). Ее сюжет не драматизируется автором, а трактуется как неизбежная закономерность мира. Небольшое сельское кладбище на холме словно проплывает во вселенском просторе, осеняя прощальным приветом раскинувшиеся вдали поля, горы, деревню. Философское размышление художника передано с такими проникновенными интонациями, что полотно невольно волнует душу, его мудрый, гуманный смысл угадывается безошибочно.
Написанное в 1968 году полотно «Полет шмеля» открывает иные свойственные живописцу качества – его умение очеловечить мир природы, наполнить его пением кузнечиков, мелодией распустившихся трав, тихой беседой мальв со звездами. В картине открывается широкая панорама пейзажа, погруженного в золотисто-зеленое сияние дня. Над счастливой землей, как далекий колокол, разносится успокаивающее жужжание шмеля. Вся жизнь – это чудо, утверждает автор, прекрасны ее ароматы и оттенки, стебли трав, упавший на землю теплый луч. В отличие от ранних работ, написанных акварельно тонко и мягко, это полотно заполнено густой фактурой краски, взятой в полную силу своего цветового, материального звучания. Отныне таковой будет живопись Литвинова, декоративная наполненность которой сродни традициям башкирской школы.
В произведениях мастера 1970-1980-х годов наряду с романтическими звучат и лирические интонации. Он все чаще обращает внимание на мотивы камерные – «Утренние травы» (1974), «Земляничные бугры» (1983).
Вернемся к фразе, которую Сергей Александрович записал в дневнике: «…Я слышу музыку трав, они играют на золотых струнах солнца самую прекрасную симфонию на земле». Звуки этой симфонии звучат во множестве работ мастера – «В травах» (1980), «Папоротник цветет» (1982). В них – чудесный дар живописца, способного одухотворить, очеловечить природу, которая под его кистью получает столь чувственную трактовку.
Сергей Александрович – автор ряда сюжетных полотен «Башкирский двор» (1975), «Райцентр» (1983), в которых его интересуют не сиюминутные, а извечные начала в жизни людей, их родовые традиции и духовность. Последнее с наибольшей силой он воплотил в композициях «Уралочка» (1970‑е), «Родительский день» (1985). Созданный в этих работах мир полон добра и человечности, как и все искусство уникального художника.
Как истинный романтик, Литвинов любил писать природу ночью, в летние сумерки, когда зажигаются звезды и все в мире живет особой сокровенной жизнью. Гаснут, сгущаются краски, все погружается в тишину, в серебристых сумерках вспыхивают последние отблески заката на окнах, воротах домов – все это оживает в композициях «Голубая ночь на Урале» (1971), «Звезда упала» (1984).
Содержательны, живописно выразительны натюрморты-картины Литвинова с их интересным ассоциативным рядом – «Натюрморт с купавницами» (1978), «Натюрморт с крыльями» (1984). Предметное действо разворачивается в них на фоне пейзажей, перетекая в них и создавая многозначный художественный образ. Драматургия «Натюрморта с крыльями» строится на контрасте спокойно погружающегося в ночь пейзажа и подчеркнутых ярким светом и цветом крыльев и перьев убитой птицы, гнезда. Сочно, фактурно пишет он натюрморт, подчеркивая драгоценную красоту мира, такую хрупкую, нуждающуюся в защите человека.
Восторги и переживания своей души Сергей Александрович выплескивал в дневниковых записях с их пронзительной тонкостью наблюдений и выразительностью слова. Они еще глубже раскрывают его романтически чистую, восторженную душу, наделенную глубоким даром видеть красоту.
Валентина СОРОКИНА,
заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени Павла Третьякова.
заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени Павла Третьякова.
Сегодня, 07:00
(0) Просмотров: 3 Номер: 69(13904) Версия для печати







