МелодиЯ сердца
Видеть ноты - не обязательно
Дилара Нурисламова, педагог Детской музыкальной школы № 1 имени Наримана Сабитова, пришла в “Вечерку”, чтобы рассказать о своей подопечной Милене Булатовой, добившейся нынешней весной заметных результатов на творческом поприще. Она достала дипломы ученицы. Я раскрыла блокнот, приготовившись отразить достижения юной инструменталистки, и взглянула на снимок: девочка лет восьми играет на флейте. Фотография вызвала вопрос.
Дилара Мухаматназиповна кивнула: “Миленочка незрячая”. Эта деталь повернула русло беседы. Говорили мы не только об истории побед Милены Булатовой, в которой пока пишется первая глава, но и непостижимых капризах-причудах-экспериментах (тщусь подобрать нужное слово) природы - которая, лишая чего-то, сполна одаривает в другом.
Размышляли мы с нашей новой знакомой о том, как трудно бывает принять такой, кажущийся чудовищно несправедливым расклад. Как мучительно нащупывается путь к счастью. О том, что ступившим на тернистую дорогу открыто особое знание, и нам, людям обыкновенным, есть чему научиться у них.
...Мою собеседницу уговаривали взять Милену в класс долго. Почти год. Семья Булатовых переехала в Уфу из Стерлитамака, девочка училась в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 28 для слабовидящих детей, осваивая в числе прочих музыкальную науку, и тамошний педагог по фортепиано Галина Николаевна Королева упорно сватала Милену Нурисламовой. А та... боялась.
Не потому, что прежде не имела дела с детьми-инвалидами. Напротив - был такой опыт. В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Дилара Мухаматназиповна три года отвечала за “музыкотерапию”, и получалось это у нее столь замечательно, что когда обстоятельства заставили педагога центр покинуть, возглавляющий его Равиль Минибаев никак не желал смириться с таким поворотом событий. Собственно, и в ДМШ № 1 она работала с особыми ребятами. Римма Пардабаева, директор Сабитовской школы, трепетно воспринимающая проблемы детей-инвалидов, готова была принять в стены вверенного ей учреждения талантливую девочку.
Дилара Нурисламова, и это становится ясно в первые же минуты общения, человек удивительно деликатный, тонкий. И, как я понимаю, ее главным образом сдерживала боязнь ненароком обидеть, задеть ученицу, углубить нанесенную судьбой рану. “Обучение в музыкальной школе - не арт-терапия, это серьезные, по полной программе занятия. Справится ли? Она нежная, хрупкая, как тростинка, пальчики тонюсенькие, не место ей среди духовиков, в которые берут здоровячков”, - уговаривала себя педагог. А сейчас... Сейчас Дилара Нурисламова убеждена, что Милена Булатова будет украшением плеяды ее учеников.
Удивительно музыкальная от природы, делающая первые шаги в искусстве флейтистка обладает колоссальной трудоспособностью. На все замечания педагога - наклон головы: “Конечно, сейчас попробую...” За хрупкостью угадывается недюжинный характер. Она боец, как ни странно говорить так о нежной, словно цветок, девочке.
Конечно, было нелегко. Слепота Милены заставила пересмотреть методику преподавания. Пьесы разучивают небольшими фрагментами, на слух. Иногда записывают музыкальный материал на магнитофон, чтобы Милена могла повторить урок дома. Делают специальные упражнения на дыхание.
Они как-то сразу нашли общий язык и решили, что сумеют свернуть горы. Первой вершиной стал открытый республиканский фестиваль детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья “Созвездие талантов”. Оказалось, что начинающая исполнительница на сцене держится уверенно. А до чего ж изящно кланяется! Зал, увидев ее бесподобный реверанс, ахнул: “Маленькая принцесса!” Этот эпитет Милена услышит и через полтора года, в мае 2014-го, на проходящем уже в седьмой раз в Санкт-Петербурге Международном творческом фестивале “Шаг навстречу” - после блестящего исполнения ею башкирской народной песни “Журавушка” и менуэта из “Маленькой ночной серенады” Вольфганга Амадея Моцарта. В Северной Пальмире наша героиня стала лауреатом первой премии, в соперниках у нее было триста ребятишек, съехавшихся со всей России. А месяцем раньше она выиграла на Поволжском фестивале детей с нарушениями зрения “Мир на кончиках пальцев” (Казань).
- Год, предшествующий конкурсам, мы напряженно трудились, - рассказывает Дилара Мухаматназиповна, и ее светлая улыбка говорит, что процесс был взаимным удовольствием. - Первые успехи окрыляли, мы начали работать над репертуаром, совершенствовали технику. После отчетного концерта моего класса, где Милена играла мелодию из “Пиратов Карибского моря”, старшие коллеги настоятельно посоветовали отложить блок-флейту и перейти на поперечную. Было страшновато, но справились и с постановкой руки, и с иными сложностями освоения “взрослого” инструмента. Сейчас разучиваем пьесы, которые позволяют продемонстрировать потенциал маленькой флейтистки, - ее технические возможности, виртуозность.
Милена предпочитает романтичную, если можно так сказать, изящную музыку. Утонченные звуки, издаваемые ее флейтой, елеем ложатся на душу родителей, которым - низкий поклон - удалось создать вокруг слепой девочки полный красок микромир. Мягкая, нежная, добрая, не чувствующая изъяна своего существования, она растет в любви, радостно делится ею, а нотки, прыгающие по линейкам нотного стана, - еще один ключик, открывающий дверцу в жизнь.
Мила ДОРОШЕВИЧ.
7-06-2014 (0) Просмотров: 1 627 Номер: 111(12509) Версия для печати