Выдающиеся цирковые династии
И тигры как дети на этой «Планете»
Премьеру новой программы семья Багдасаровых решила показать в столице Башкортостана
Указания четкие: сидеть не ближе второго ряда и не шевелиться. Фотографировать можно, но без вспышки и резких движений. Внимание - в манеже идет работа с опасными хищниками! Заслуженные артисты России Артур и Карина Багдасаровы проводят репетицию с тиграми. Сегодня ходить по перекладине, стоять на задних лапах и переворачиваться на спине учатся "малыши".
Но "малышами" назвать их сложно. Эти величавые животные весят никак не меньше восьмидесяти килограммов, а то и больше. Однако молодняком считаются хищники до трех лет. Поэтому, вжимаясь в кресло, стараюсь не то что не шевелиться, но даже не дышать.
Итак, выход тигрицы Зены. Она садится на бортик манежа и ждет. Карина Багдасарова подчеркивает: объяснить своему воспитаннику, где его место, а также то, что он не должен покидать его без особых указаний - самое сложное для дрессировщика. Ведь когда во время представления работают несколько зверей, так трудно усидеть в одной точке, не говоря уж о моментах так называемой заварушки. Укротительница кидает кусочек мяса, и Зена понимает, что должна выйти в центр круга. Но перепрыгивать с тумбы на тумбу она не торопится. В ход идет вторая порция угощения, третья, четвертая... Безрезультатно.
- Сидеть на месте, держать равновесие на высоте - намного сложнее, чем прыгать, - объясняет Артур Багдасаров.
Нет. Зена не желает работать. Ничего страшного, уверены Багдасаровы. Не сделает сегодня - прыгнет на следующей репетиции.
- Знаете, тигры могут выполнять трюки каждый день на протяжении нескольких лет, а потом в один момент впасть в ступор. Как дети - пока они маленькие, ничего не боятся, но стоит им подрасти - и появляется страх, - произносит Артур.
С детства в клетке
В 1991 году Михаил Багдасаров работал над постановкой аттракциона "Тигры-шоу" вместе со своей восемнадцатилетней дочкой Кариной.
- Я всегда знала, что буду работать с тиграми, но не хотела этого. Моей мечтой являлись танцы, а папиной - сделать из меня вторую Маргариту Назарову, - вспоминает Карина. - Сразу после того, как я окончила хореографическое училище, папа "ввел меня в клетку". И каждое утро я, "балетная девочка", этакий мотылек, брала в руки совок и шла убирать за лошадьми и другими цирковыми животными... Сейчас я, конечно, очень ему благодарна за все. Самое главное - отец приучил нас с братом к усердному труду и дисциплине. Он был строг: не дай Бог опоздаешь на репетицию или не выгладишь костюмы!.. Мы должны быть идеальными. И бремя фамилии никогда не дает расслабиться.
Через три года с Михаилом и Кариной Багдасаровыми начал выступать Артур. Российское законодательство запрещает работу с хищными животными лицам, не достигшим совершеннолетия. Но Михаил Ашотович всеми правдами и неправдами добился того, чтобы его пятнадцатилетний сын стал выходить на манеж вместе с семьей. И не зря - Артур был самым молодым дрессировщиком тигров в России.
Чего боятся полосатые артисты
Сначала в номере были заняты восемнадцать уссурийских тигров. А сегодня на манеж выходят восемь, но есть еще пять, и среди них те самые "малыши", о которых речь шла в начале материала. Встречаются и такие животные, коих сложно чему-то обучить, но они все равно остаются в труппе - просто лежат, так сказать, для массовки.
У тигров, как и у людей, разные характеры. Бывают среди них игривые, бывают - спокойные. А есть и такие, что хлебом не корми - дай подраться.
- На репетиции вместе с остальными могут спать - а на представлении находятся в образе - стараются, рычат, такие страшные! - смеется Карина. - А еще они непредсказуемые. Например, наш Гектор. Сейчас он вроде довольно фыркает, трется ушком о клетку, просит ласки. А бывает, вообще тебя не узнает. И на выступлении они не боятся ни большого количества людей, ни ярких вспышек, ни громкой музыки, но могут вдруг испугаться какой-нибудь тени. Или увидят шарик, поднимающийся вверх, и у них чуть не инфаркт. Самое неприятное, когда в цирк приходят целыми школами. Тогда некоторые хулиганы могут стрельнуть в тигра из рогатки, какой-то плевалки или еще из чего похлеще. В этом случае наши артисты негодуют - не понимают, откуда появляется боль, ведь мы наказываем их в крайних случаях. Животные начинают беспокоиться, смотрят на меня широко открытыми глазами, мол, "мама, что это было?"
Внимание, смертельный номер!
Программа, с которой приехал в наш город Московский цирк Никулина, называется "Планета 13". Именно в тринадцать метров укладывается диаметр манежа, в котором выступают артисты. Аттракцион Карины и Артура Багдасаровых занимает все второе отделение - еще бы, столько реквизита нужно готовить для него! И именно их номер является гвоздем программы!
...В манеж выходят полосатые хищники. Они прыгают с тумбы на тумбу, двигаются по узкой перекладине и специальным мечам. Тигры рычат, кажется, вот-вот произойдет что-то непредсказуемое, но нет - все идет строго по плану. А Артур раззадоривает зверей, дабы публика не думала, что огромные кошки - ручные и безобидные. И это работает - маленькие зрители с застывшим выражением лица не могут оторвать глаз от мощных красавцев. Ребята не понимают: то ли бояться, то ли восторгаться... А номер (в полном значении слова) в разгаре. Зажигают обруч - сейчас будет показан, пожалуй, самый захватывающий трюк... Неужели мне предстоит лицезреть это, что называется, вживую?! Увиденный впервые на иллюстрации к одной детской книжке опасный пируэт вызвал тогда в моей юной душе непередаваемый восторг. Позже, и это было уже благодаря экрану телевизора, тот же смертельный номер заставил меня забыть обо всем на свете. Разинув рот, наблюдала я за бесстрашными животными. И теперь, наконец, всего лишь в несколько метрах от меня тигры прыгают сквозь огонь, а по моей спине пробегает дрожь...
- Горящие кольца - скорее визуальный эффект, - раскрывает секрет трюка Карина. - Вы же не сунете руку в костер, не станете касаться пламени от зажженной спички? Естественно, вы боитесь, поскольку знаете, чем это обернется. Если бы тигры тоже понимали, что им грозит опасность, они бы никогда не стали прыгать. А дело в том, что снизу и сверху обруча нет пропитки, то есть ни живот, ни хвост зверя пламя не заденет. А приучаем мы их к этому трюку постепенно: сначала поджигаем маленький фитилек, первое время тигр за ним просто наблюдает. Затем огонь разгорается все больше и больше...
Звери на арене цирка не делают ничего такого, что они не умеют, живя, скажем, в условиях дикой природы. На передних лапах они ходить не приспособлены, а вот на задних оказываются довольно часто - когда играют или точат когти о стволы деревьев. Главное, утверждают дрессировщики, чтобы их подопечные делали это каждое представление.
А еще тигры по своей природе одиночки. Так что, когда такое большое количество хищников одновременно находится на маленьком пространстве, - это действительно становится опасным. Каждый начинает бороться за свою территорию...
Только зверю не ясно, что он дрессирован...
Не обходится и без неприятных случаев.
...Под куполом цирка горят огни, играет музыка. Представление на пике - полосатые артисты готовятся к очередному трюку. И тут на Артура бросается тигр, вгрызаясь дрессировщику в руку, раня ему голову... Чтобы успокоить самца, ассистентам пришлось несколько раз выстрелить в воздух из специальных пистолетов, которые применяются в таких случаях...
Спокойно, читатель! Это произошло несколько лет назад и не в Уфе. О нападении "трубили" тогда все российские СМИ.
- Когда это случилось, до конца сезона в цирке на Цветном бульваре оставалось еще три месяца, - рассказывает Карина. - Брат лежал в больнице, а я уже на следующий день вошла в клетку к зверю, покусавшему его. Мне предлагали отменить представление, но это невозможно, ведь пришел зритель - как его подвести? Я артистка - у меня такая работа, и она для меня является всем.
Артура Багдасарова та катастрофа тоже не сломила. Он полностью восстановился и опять работает с хищниками. Причем работает с огромным удовольствием. Сами дрессировщики признаются, что это опасно, каждый день можно стать жертвой тигров... Но такие мысли - не повод для уныния. И наши герои не перестанут заниматься любимым делом. Да и зверь, что покалечил Артура, остался в труппе.
- Если после каждого нападения сдавать тигра в зоопарк, то нам придется работать с хомячками - они же не кусаются, - признался в одном интервью Артур.
Нападения животных, творческие разногласия, трудности бюрократического характера - Артур и Карина Багдасаровы могут пережить все. Но ничто не вызывает большей боли, чем потеря близких, в том числе и тигров.
- Однажды мы потеряли восемь голов... - с горечью вспоминает Карина. - А как-то одна из наших девочек родила в дороге. Причем мы даже не заметили, что она была беременной - во-первых, тигрица сама по себе очень пушистая и довольно тучная, а во-вторых, она играла и работала наравне с остальными. И вдруг звонит телефон, и служащий говорит: "Родила, но все детеныши выпали из клетки сквозь отверстия в полу и погибли..." Когда уходят тигры - это очень тяжело.
«Уфа - наш любимый город!»
Московский цирк Никулина пробудет в столице Башкортостана до 24 августа. Премьеру новой программы династия Багдасаровых решили "сыграть" в нашем городе.
Здесь они были три года назад, и именно в Уфе состоялся первый выход их питомцев Цезаря и Эрны.
- Мы решили начать с Уфы, потому что это наш самый любимый город, - улыбается Карина. - Без всякой лести - здесь необыкновенная публика! Так, как встречают у вас, не встречают нигде. Люди, которые уже побывали на наших шоу, приходят со старыми буклетами, где уже стоят наши автографы, и просят еще раз расписаться. На днях ко мне подошел молодой папа и показал фотографию, на которой я запечатлена с его трехлетней дочкой. Теперь девочке шесть, и в семье родилась вторая, ей сейчас три года. Конечно же, мы сделали новый снимок. И я ему сказала: "Все, через три года опять приедем - давай третьего!"
Династия дрессировщиков Багдасаровых известна во всем мире. Единственные конкуренты - Запашные. Но Карина и Артур признают, что у них с Запашными разные стили работы.
- Наш аттракцион для тех, кто предпочитает самбу: действие проходит в быстром темпе, кроме нас с братом, никто так не работает, - признается Карина. - Но иметь конкурентов хорошо. Когда их нет - это конец карьеры. Ты перестаешь видеть свои ошибки, не замечаешь каких-то нюансов. Происходит разрушение творческой личности. На сегодняшний день наш труд доставляет нам небывалое удовольствие! Я чувствую, как перед выступлением все внутри словно горит! И это жар творчества. Какие бы трудности ни случались в жизни, как бы мы ни спорили друг с другом во время репетиций и обсуждений, какие бы ни возникали у нас с братом проблемы со здоровьем - на работе и у меня, и у него всегда будет хорошее настроение. Я с радостью открываю клетку, выхожу в манеж, где меня встречают зрители. За то, что они пришли на наше представление, я готова каждого расцеловать.
...Пока мы беседовали с Кариной, полосатая труппа отправилась отдыхать. Завтра тиграм опять появляться перед залом, а укротителям - входить в клетку.
Но то, что обычным людям кажется верхом смелости, для артистов цирка - постоянная, повседневная работа.
- Вы вообще боитесь чего-нибудь? - интересуюсь я у укротительницы тигров.
- На самом деле уже ничего. Дикие звери мне уж точно не страшны. Единственное, очень не люблю летать на самолетах...
На репетиции побывала Мария АЛЕКСЕЕВА.
Фото из архива семьи БАГДАСАРОВЫХ.
Фото из архива семьи БАГДАСАРОВЫХ.
15-08-2014 (0) Просмотров: 2 800 Номер: 157(12555) Версия для печати