Они скользили в плавном менуэте,
пёрышком стальным писали и в гостиной танцевали
...Татьяну Евгеньевну ребята сразу и не узнали. Она вышла к ним навстречу в длинном старинного покроя бордовом платье, с красиво уложенными на затылке волосами.
- Не забываем о том, что мы пришли в гости к Сереже Аксакову. Сегодня 16 ноября. А век какой, кто мне скажет? Правильно, восемнадцатый! Вы - дворянские дети, поэтому должны стоять прямо и не разговаривать во время нашей экскурсии. Помните главный принцип воспитания дворянских детей? Их всегда учили делать не то, что хочется, а то, что требуется. Надо вести себя красиво, уступать девочкам место впереди, не перебивать в разговоре старших. Итак, встали напротив друг друга, поклонились. Мы направляемся в Большую гостиную....
Ребята из четвертого "А" класса средней уфимской школы № 10 в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова впервые, однако он показался им родным и знакомым, ведь к приходу они готовились долго и основательно. Дело в том, что еще четыре года назад в стенах музея родился замечательный проект - "Мы идем в музей", направленный на ознакомление учащихся начальных классов и среднего звена с бытом и этикетом дворян конца 18 – начала
19 века по книгам Сергея Аксакова "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука". Образовательная программа состоит из четырех занятий. Три первых урока научный сотрудник музея Татьяна Евгеньевна Петрова провела в школе, а театрализованная экскурсия в музей завершила этот цикл.
Четвероклассники познакомились на уроках с архитектурным обликом Уфы конца 18 века, узнали об устройстве дворянских городских усадеб, внутреннем убранстве домов той эпохи. В их словарном багаже появились новые понятия и термины: анфилада, диванная, парадный кабинет, печи изразцовые и "голландки". Девочек очень впечатлило занятие, посвященное моде. В качестве домашнего задания они получили "раскраски" - силуэты модниц в платьях, сшитых по фасонам полонез и шемиз. И, безусловно, все были в восторге, когда Татьяна Евгеньевна принесла на урок ручки со стальными перышками. Ребята писали чернилами в открытках, которые приготовили сами из цветного картона. Теперь они имеют представление о том, как учились дворянские дети: по каким занимались книгам, как непросто им было осваивать каллиграфию.
Прежде чем началась эта волшебная экскурсия, школьники должны были одеться сообразно эпохе. Я вызвалась помочь девочкам переодеться в непривычные для них платья-шемиз. Для Алены, самой хрупкой и невысокой в классе, нашлось голубое миниатюрное платье. Рослых красивых девочек Азалию и Юлию было несложно нарядить, а вот нескольким девочкам пришлось подол подкалывать булавками. Буквально за несколько минут школьницы, приехавшие в музей в строгой одинаковой форме, превратились в раскрасавиц, и мальчишки, встретив их в холле, не смогли скрыть восхищения. Впрочем, и кавалеры были на высоте: в камзолах, жилетах, с жабо... Мальчишек в классе много, и на всех столь изысканной одежды не хватило, поэтому среди "дворян" можно было обнаружить и "крестьян" в косоворотках.
- Мы идем по анфиладе, - шепчутся путешественники во времени и пространстве, вспоминая информацию, полученную на занятиях.
С интересом разглядывали дети гасильник - приспособление, с помощью которого тушили свечное пламя на люстрах. Впервые в жизни школьники увидели в числе приборов для письма песочницу, которую когда-то использовали вместо промокашки и, как правило, брали с собой в поездки. Завороженно слушали дети менуэт, исполненный на фисгармонии научным сотрудником музея Галиной Олеговной Ивановой. Кто-то пытался придумать под музыку движения... Как неспешно, красиво, вдумчиво жили люди той эпохи! И музыка была тихая, умиротворяющая.
В комнате Наденьки, младшей сестры Сережи, девочки не могли не обратить внимание на куклу с шелковым лицом. В те времена все игрушки делали вручную. Кое-кто из ребят признался, что очень бы хотел провести ночь в уютной Сережиной кроватке с пологом, поиграть в игрушки, полюбоваться на его главные богатства - древние окаменелости. Будущий писатель очень любил читать, мог этим заниматься много часов напролет и нередко прятался с книгой под полог. Когда маменька заставала сына врасплох, она убирала книгу в свой комод. С тех пор многое изменилось, но мы, родители, тоже прячем от детей - только не книги, а гаджеты.
"Под занавес" ребята посмотрели забавные сценки старинного домашнего кукольного театра, а потом вернулись в Большую гостиную и всего за десять минут разучили старинный бальный танец "Марш-карусель". Татьяна Евгеньевна поразилась, насколько быстро дети усвоили все движения. Классный руководитель Нина Васильевна Сергеева лишь улыбнулась.
- Практически весь класс, за редким исключением, уже четвертый год занимается с хореографом прямо в стенах школы. Наши выступления украшают утренники и концерты, - говорит она. - Мы очень благодарны директору музея Михаилу Андреевичу Чванову за то, что в нашем городе есть такой замечательный уголок старины. Огромное спасибо Татьяне Евгеньевне Петровой за ее поистине бесценные уроки истории, нравственности, культуры, прекрасно дополнившие курс "Основы светской этики", который мы начали изучать в этом году. Очень важно именно в этом возрасте привить детям все самое лучшее. Не устаю говорить об этом на родительских собраниях.
Конечно же экскурс в прошлое не обошелся без вкусного чая из самовара и сладкого угощения. Ребята радостно делились впечатлениями.
Эмиль Аскаров: - Мне понравилась загадочная комната дедушки со старинной мебелью и комнатка маленького Сережи Аксакова. Там я увидел вырезанные из дерева игрушки, у меня дома таких нет.
Никита Жулев: - В комнате маменьки меня заинтересовали секреты... секретера. Согласен, что дворянских детей более строго воспитывали, чем нас. И еще они, конечно, больше читали.
Катя Швынденкова: - Я часто проезжала мимо этого дома и была уверена, что в нем просто живут люди. Оказалось, это музей, и он очень интересный. Я счастлива, что здесь побывала.
Прощаясь с ребятами и сотрудниками музея, я подумала о том, как важно все делать вовремя. И как быстро может прорасти доброе зерно, высаженное в благодатную, подготовленную учителем почву.
Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
21-11-2014 (0) Просмотров: 1 448 Номер: 224(12622) Версия для печати