Пристальный взгляд
Фотолетопись "читается" на одном дыхании
Наша газета уже сообщала о том, что в минувшую среду в Национальном музее РБ открылась фотовыставка "Башкортостан. Летопись.25", посвященная четвертьвековому юбилею международной акции "Природа. Человек. Культура". Она представляет более ста фотографий и сорок шесть авторов, отразивших во время поездок жизнь нашего региона, начиная с 1990 года.
Фотолетопись, посвященная юбилею акции, "прочитывается" на одном дыхании, "от корки до корки". Она правдиво отражает жизнь нашей республики за долгие годы. Жизнь, какой ее видели и наши фотомастера, и гости, прибывшие издалека.
...Вот Борис Ельцин, первый российский президент. Его окружает народ, который верит Ельцину. А на другом снимке президент снят со спины. Его чуть приподнятые плечи, особая пластика, которую поймал объектив камеры замечательного фотохудожника Рафаэля Исламова, выдают душевную растерянность человека, взявшего на себя великую ответственность за страну. Я читала, что несколько работ Рафаэля Галеевича из серии "События 90-х" в свое время облетели весь мир, хотя приезд Бориса Ельцина в Уфу снимали многие иностранные фотокоры. В одном из телерепортажей канала БСТ председатель Башкирского отделения Союза фотохудожников России Рамиль Кильмаматов сказал: "Он умел видеть то, что было так глубоко спрятано. Он еще в то время определил, что Ельцин не знает, куда вести Россию. Он это определил своим творческим потенциалом". Жаль, что мастера больше нет рядом с нами, но дело Рафаэля Исламова продолжают его ученики. Например, Елена Фазлиуллина из Москвы (в прошлом - фотокорреспондент "Вечерки") отправилась в фототур-2015 по городам и весям республики. Не сомневаюсь, что Лена привезет из поездки немало интересных снимков.
На пресс-конференции, посвященной нынешней акции "Природа. Человек. Культура", говорили о том, что фотохудожники в городах и населенных пунктах будут встречаться с ветеранами Великой Отечественной войны. Горько осознавать, что каждый год герои, защитившие от врагов родную землю, покидают ее навсегда. Фотокорреспондент Раиф Бадыков еще в 1997-м в Ермекеевском районе сделал замечательный снимок и дал ему название "Солдаты". Ветераны Великой Отечественной стоят подле памятника, судя по всему, на деревенском кладбище. Каждому из них уже много лет, у каждого своя большая и нелегкая судьба. Что они видели, что пережили за годы военного лихолетья, осталось за кадром. Но в глазах их прочитываешь одно желание: чтобы дети и внуки не узнали ужасов войны, чтобы жили они мирно, трудились, создавали семьи. Прекрасный снимок, наполненный глубоким смыслом. К слову, 3 июня на упомянутой выше пресс-конференции председатель Союза фотохудожников России, летчик-космонавт Юрий Батурин наградил Раифа Бадыкова премией имени первого председателя Союза фотохудожников России Андрея Баскакова.
...Остановившись подле работы Рамиля Кильмаматова "Река Агидель", я вспомнила красивую легенду.
...Давным-давно жил на свете великан Урал, и были у него две взрослые дочери. Часто спорили они о том, которой из них быть старшей. И когда отец отодвинул гранитные ворота, понеслись его дочери по свету. А Урал их испытывал - то скалу гранитную на пути бросит, то болотцем путь перегородит. И видит он: та, что на юг побежала, стала могучей, и сердцем посветлела, красой весь край заворожила. А вторая, строптивая, на скалы бросается, почернела, и струи ее стали холодными. Пророкотал Урал: "Не годами прожитыми, а делами сделанными приобретается старшинство. Та, которую люди за светлую душу Агиделью назвали, будет старшая".
Насколько же правильные, меткие имена дает народ всему, что его окружает! И легенды, дошедшие до нас из глубины веков, отражают истинный характер рек, озер, горных массивов, пещер. Недаром Уфимку, по которой и мне доводилось сплавляться, прозвали Караиделью, Черною рекой. Она бывает опасна со своими омутами, воронками, и вода действительно все время холодная.
Природой Башкортостана нельзя не восхищаться. Тот, кто был здесь однажды, мечтает приехать вновь. И по-хорошему, наверное, завидует местным фотохудожникам, имеющим возможность чаще бывать в сказочных заповедных местах республики.
Возле работы Фаиля Абсатарова "Седой Урал" я, кажется, впала в состояние транса. Смотрю и вижу, как дозревает закат в горах, багровый цвет переходит в фиолетовый. Тучи распластались по небу, словно гигантский дракон. Мне кажется, это портал в другой мир, и хочется туда шагнуть, пройти по каменной реке, которую приходилось в природе видеть только днем. Это серые камни, покрытые мхом. А на снимке они кажутся темно-синими, фиолетовыми и переливаются, словно самоцветы.
Азербайджанский мастер, участник фототура-2010 Рауф Умудов сделал уникальный снимок в Салаватском районе, сумев запечатлеть интересное явление: сразу несколько сотен бабочек. Оказывается, в жару во время массового лёта эти хрупкие создания иногда садятся на мокрую землю. А еще... Впрочем, неблагодарное это дело - рассказывать о том, что нужно увидеть своими глазами...
Татьяна БАРАБАШ.
На снимках: на выставке в Национальном музее РБ - работа литовского фотохудожника Альгимантаса Александравичюса из серии "Улыбки Башкортостана" (Абзелиловский район, 2011); Раиф Бадыков обсуждает с гостями Уфы экспозицию; а это мастера из Ирана; челябинец Валерий Жирохов запечатлел в Белокатайском районе сюжет, получивший название "Матушка" (2014).
Фото и фоторепродукции
Артура САЛИМОВА.
На снимках: на выставке в Национальном музее РБ - работа литовского фотохудожника Альгимантаса Александравичюса из серии "Улыбки Башкортостана" (Абзелиловский район, 2011); Раиф Бадыков обсуждает с гостями Уфы экспозицию; а это мастера из Ирана; челябинец Валерий Жирохов запечатлел в Белокатайском районе сюжет, получивший название "Матушка" (2014).
Фото и фоторепродукции
Артура САЛИМОВА.
6-06-2015 (0) Просмотров: 1 475 Номер: 109(12757) Версия для печати