Десять лет без Мустая...
Благодарность - то немногое, что нельзя купить
Как память сердца коротка, однако,
Как беспощадно смерти торжество,
Что невозможно вызволить из мрака
Ни голоса, ни вздоха... Ничего!
Эти строки оставила нам русская поэтесса Елена Благинина, ушедшая в конце минувшего века.
Как неумолима времени поступь! Не затормозить, не остановить его бег... Хотя Мустай, как бы чувствуя неотвратимость того, что не минует никого, попытался предостеречь Вершителя судеб:
Ты, старость, не спеши!
Еще одну спою
Я песнь любви...
Но, как обычно водится, нам не суждено бывает допеть свои любимые песни.
В раздумьях и неизбывной горечи пролетели десять лет без Мустая Карима, поистине великого мудреца нашей эпохи и земли нашей. За прошедшие полвека современники, сами не замечая этого, всегда обращались, мысленно или воочию, к Поэту - и когда в душе у них покоилась благодать, и когда ту же душу терзали сомнения и горечь. С его именем люди связывали проявление самой высокой и чистой нравственности, ибо Поэт являл собою воплощение чести и совестливости. Его хвала (впрочем, всегда сдержанная) была высшей оценкой как для творцов, так и для власть предержащих. В иные, поворотные, чрезвычайно сложные моменты истории всей страны в целом и Башкортостана в частности, от него ждали Слова, порою - решающего.
Десять лет без Мустая... Как бы не истрепать, не превратить в штамп это словосочетание. Кто-то помнит и хранит в сердце уроки Мустая и старается жить, ориентируясь на общечеловеческие, но обновленные его творчеством нравственные ценности, а кое-кто, возможно, вздохнул с облегчением после ухода негромкого, но строгого судьи. Опять же с сожалением можно было заметить, как сразу же после прощальных слов иные принялись с особым тщанием подчеркивать свою духовную близость и сотрудничество со знаменитым земляком, другие словно вычеркнули из своей биографии годы и моменты, когда нуждались в поддержке и получали человеческое участие, безусловно, самого влиятельного соотечественника. Прав, выходит, бывал Поэт, утверждая, что “всем слезам я верю без оглядки, в клятвах сомневаюсь я порой”.
Тем не менее многие, принимая по жизни какие-либо ответственные решения, мысленно часто обращаются к нему: “А как бы отнесся к этому Мустай-агай?” Большинство моих современников, знаю, бережно, как сокровенное, хранит в сердце все, что как-то связано с именем и делами этого человека. Могуча притягательная сила феномена Мустая, исследователи открывают все новые пласты его творчества и философии, не просто сами наслаждаются духовным наследием гениального творца, а делают все возможное, чтобы оно стало достоянием и других. И хочется мне сказать несколько слов об одной личности, которую, и в шутку, и всерьез, Поэт сам называл “самой убежденной мустаеведкой”.
Шаура Габбасовна Гильманова - тележурналист, педагог, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, с 1975 года трудится в структурах государственного телерадиовещания нашей республики. Волею судьбы, какое-то время мне пришлось поработать на должности главного редактора художественного вещания Башкирского телевидения. Но встреча с Шаурой у меня произошла чуть пораньше, в бытность мою заместителем редактора республиканской газеты “Совет Башкортостаны” (ныне - “Башкортостан”), когда у меня появилась ощутимая тяга к постоянному сотрудничеству с Башкирским радио. Там трудилась живая, как ртуть, настырная, миниатюрненькая на вид девушка из Гафурийского района, совсем недавно окончившая Казанский университет. Только с годами я смог оценить этот факт, ведь факультет журналистики данного вуза считался одним из сильнейших в стране. Словом, Казанский университет уже тогда являлся кладезью журналистских кадров. Можно даже сказать, кадров элитных.
Будучи по призванию газетчиком, тем не менее я не сторонился радио. Именно в те годы уходили в эфир циклы передач, подготовленные Гильмановой - “Перестройка и люди”, “Сатирический микрофон”, “Как живешь, детский дом?” и другие. Остались также в памяти ее интересные радиобеседы с Мустаем Каримом, потому что чуть позже, в цикле телепередач “Беседы с современниками” и мне довелось встретиться лицом к лицу со знаменитым писателем. Шаура Габбасовна на радио начала напористо, у нее уже в те молодые годы проявлялась жесткая хватка в хорошем смысле этого слова. С переходом же на телевидение Гильманова радикально сменила направление своих журналистских исследований. Комментатор по политическим вопросам резко сменила амплуа, возглавив главную редакцию художественных программ. И объяснила причину метаморфозы со свойственной ей откровенностью: “Не могу врать!” Ведь политика всегда лукава, неизменны только духовные ценности.
Она придумала и запустила в эфир самые популярные, живущие по сей день, телепроекты: “Сокращая расстояния” (через двадцать лет переименовали в “Башкорттар”), “Автограф”, “Замандаш”, “Откровенные диалоги”, “Дарю песню”, “На сцене и за кулисами”, “Уфа - Казань: мост дружбы”, “Йома”, “Салям”, “Башкорт йыры”. В “Золотом фонде” Башкирского телевидения хранится более пятиста ее авторских работ.
В 1999 году, перед выборами в Верховный Совет республики, Мустай Карим так писал о кандидате в депутаты: “Шаура Гильманова более двух десятилетий в буквальном смысле ведет телевизионную летопись жизни литературы, искусства, в целом - культуры. Делает это отменно - со знанием самой жизни, все больше постигая тайны своей профессии. Значение ее труда актуально, лучшие образцы того труда со временем станут исторической ценностью...”
Мустафа Сафич, как всегда, был прав. Сегодня на экране национального телевидения мы регулярно видим передачи и фрагменты бесценных записей Шауры Гильмановой с участием видных государственных и общественных деятелей, представителей искусств и науки, мастеров слова. Как журналист знаю, сколько сил и времени она отдала делу создания и сохранения архива живой культуры республики.
Эта уникальная в своем трудолюбии и творческой фантазии женщина, без преувеличения, сделала и делает в тележурналистике, точнее, в культуре, так много, что такое под силу, кажется, целым коллективам. А если попытаться внедриться во внутренний мир Шауры, где мечты и грезы часто переплетались с суровыми реалиями, обыкновенное обретает поражающее воображение смысл.
Но мы сегодня подробнее поговорим только об одном направлении творчества Шауры Гильмановой - о преданной и бескорыстной деятельности по изучению, сохранению и распространению грандиозного духовного наследия народного поэта Башкортостана, философа и мудреца Мустая Карима.
Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов “Знак Почета”, Дружбы народов, орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, “За заслуги перед Отечеством” и Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и Республики Башкортостан, почетный гражданин города Уфы, почетный академик Академии наук РБ и Уфимской государственной академии искусств - вот кто такой Мустай Карим. И чтобы прикасаться к его творчеству, иметь право участвовать в его жизни, наверное, мало было иметь лишь желание и смелость. Он ценил в людях знания и интеллект, профессионализм и простоту.
Я жил с ним в одном доме лишь последние семь лет, но долгие годы имел счастье общения с этим мудрейшим человеком и по службе, и по дружбе. Знал многих его соратников и друзей, был свидетелем и творческого сотрудничества Агая с Шаурой Гильмановой. Этот союз созидателей существовал более трех десятилетий. Ныне, уже без самого Поэта, она продолжает изучать его духовный мир, скрупулезно занимается продвижением его интеллектуального и литературного живого наследия, предлагает тиражирование этого богатства.
Кстати, сразу после кончины Поэта Шаура Габбасовна проявила в Гостелерадиокомпании инициативу и представила в соответствующие органы развернутый план по увековечению имени и творческого наследия Мустая Карима. Оно вошло в Указ Президента РБ и соответствующего постановления Правительства “Об увековечении памяти народного поэта Башкортостана Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима)”.
Телерадиокомпании было поручено: создать государственный аудио-видеоархив материалов, связанных с жизнью и творчеством Мустая Карима; снять документальный фильм о роли и месте Поэта в истории России и Башкортостана; выпустить серию аудио-, видеопродукции “Золотой фонд Мустая Карима”, содержащей лучшие образцы творчества, живой истории жизни, общественной и государственной деятельности Мустая Карима.
Необходимо отметить, что Башкирское телевидение успело зафиксировать, то есть увековечить многое из творческой, общественно-политической, личной жизни Мустая. В 2005 году видеоматериалов, касающихся жизни и творчества Поэта, оказалось около ста пятидесяти наименований. За десять лет, благодаря неустанной работе Шауры Гильмановой по поиску новых материалов, этот показатель удвоился.
“С Мустафой Сафичем меня познакомила Салиса Сафиевна, его родная сестра, - вспоминает Шаура Габбасовна. - Она опекала меня с пятнадцати лет, с первого курса Салаватского педучилища. А в 1984 году сам Мустай Карим вверил мне ответственность за запись и выход в эфир всех радиотелематериалов с его участием. А в канун своего семидесятипятилетия он на полном серьезе сказал, что “наступает время, когда человек перестает воспринимать мир адекватно и превращается в бодренького смешного старичка”. И наказал мне не выпускать его в эфир, если он когда-нибудь станет таковым... Даже в этом я вижу его гениальность!”
Действительно, Шаура Гильманова, начиная с 80-х годов, имела отношение почти ко всем вышедшим в эфир аудио-видеоматериалам с участием Мустафы Сафича. Сама снимала телерадиопередачи, репортажи с творческих вечеров и юбилейных торжеств, записывала спектакли. Редактировала, собирала и хранила все телепередачи и сюжеты, где присутствовал и выступал Поэт. Сама организовывала и участвовала во встречах. Так, большая совместная поездка в Зауралье в последний год жизни Поэта стала основой фильма “Мир я вижу со светлой стороны...”. Выступления Мустафы Сафича в городском музее, гимназии, библиотеке, Молодежном центре, Сибайском башкирском драматическом театре в итоге вылились в публичное осмысление жизни Поэта и оценку силы писательского слова.
Шаура Гильманова, кроме систематического освещения событий, связанных с жизнедеятельностью Мустафы Сафича, создавала с известными телережиссерами крупные фондовые произведения. Выпустила телевизионные фильмы: “Не бросай огонь, Прометей!” (режиссер Наиль Тибеев), “Звание твое - Мустай Карим!” (Анвар Нурмухаметов), “Огонь и свет оставил он...” (Лина Мамина). Записала в исполнении самого автора более пятдесяти стихотворений разных лет. Поэтический альманах в трех частях “Оставшимся я шлю благословенье” переведен на русский язык. В последний год жизни Поэта Гильманова записывала продолжительные исповеди великого современника и оформила их в “Телемемуары” из четырех монологов: “О времени, о нравах”, “О правителях, о творцах”, “О войне, о мире” и “О родителях, о детях”.
Важно вспомнить, как в период самых острых общественно-политических перипетий Мустай Карим выходил на телеэкран и вел с Шаурой Гильмановой “Разговоры начистоту”. Эти выступления проясняли ситуацию, которые имели огромное воздействие на людей.
К девяностопятилетию Поэта журналист создала историко-биографический фильм про родословную Мустая Карима “Клич мой будет звучать над землею!”. Семидесятилетие Великой Победы было отмечено телепроектом о поэте-фронтовике Мустафе Каримове “Остались верными клятве за Родину!”. В настоящее время Шаура Габбасовна вместе с режиссером Франгизой Ильбаковой занята двумя проектами по пропаганде творчества Мустая. Один из них представляет собой живое послание потомкам. Другой называется “Я счастлив, что жил с вами в одной эпохе”, в нем собраны его высказывания о коллегах, ярких современниках. Ежегодно в сентябре-октябре она организовывала “Дни памяти Мустая Карима”. Помню, в 2012-2013 годах с 20 сентября по 19 октября (со дня ухода из жизни до дня рождения) в эфире ежедневно в десять часов утра шли сюжеты под рубрикой “Слово Мустая”. Это были отрывки из живых речей Мустафы Сафича о своей жизни, литературе и искусстве, об исторических событиях, о судьбе народа и Башкортостана.
А в Год литературы, о котором долгие годы мечтал наш аксакал, Шаура Гильманова преподнесла стране солидный дар. Она выпустила книгу - фильмографический путеводитель “Не русский я, но - россиянин!”. Получилось уникальное справочное пособие по киновидеоархиву о жизни и творчестве гениального писателя, философа, общественного и государственного деятеля нашей эпохи. Издан “Путеводитель” при финансовой поддержке Министерства культуры РБ и внука Поэта Тимербулата Каримова.
“Основой для составления данного указателя стал наш многолетний труд по сбору, изучению и систематизации материалов, зафиксированных в 1967-2015 годы”, - поясняют составители в предисловии.
“Мустай - гений, сам вобравший в себя умы предшествующих эпох и многоликого, противоречивого ХХ века. Он не только аккумулировал разум предков и современников, он отразил их не только в многожанровом литературном творчестве, но и в бесчисленных речах и обращениях, беседах и интервью, откликах и репликах. Огромный пласт его неповторимых идей, мудрых мыслей, объективных оценок истории, точных прогнозов на будущее человечества, а также откровенные исповеди запечатлены именно на магнитных пленках - на встречах с читателями и творческих вечерах коллег, на заседаниях творческого союза и дружеских посиделках, на официальных мероприятиях и дома. И по ним мы будем открывать Мустая снова и снова!” - твердит тележурналист-мустаевед.
Словом, живое творчество Мустая Карима можно анализировать бесконечно, нужно беспрестанно доводить его до новых поколений. Ибо живой Мустай-агай, его добрая улыбка и проницательный взгляд, его твердый голос и убедительный тон несут в себе огромную позитивную информацию. Живого Мустая невозможно заменить сухими воспоминаниями: кроме печатной продукции важно максимально использовать аудиовидеодокументалистику. В этом смысле многолетний труд тележурналиста и подвижника Шауры Габбасовны Гильмановой невозможно переоценить.
Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ,
публицист, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, кавалер ордена Салавата Юлаева.
18-09-2015 (0) Просмотров: 1 719 Номер: 182(12830) Версия для печати