$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Колорит эпохи

На съёмку потомки Пугачёва приезжали на своих лошадях


На съёмку потомки Пугачёва приезжали на своих лошадях

В минувшую пятницу в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея “Русский бунт и любовь всепобеждающая”. Символично, что событие это состоялось во Всемирный день культуры.

...На меня с портрета смотрит Емельян Пугачев. Личность неоднозначная, спорная. После того, как возглавляемая им крестьянская война 1773-1775 годов была подавлена, а сам лже-царь Петр III казнен, было запрещено упоминать даже имя бунтовщика. Восстание же в документах стали называть “известным народным замешательством”. Историки по сей день спорят, прав ли был Александр Сергеевич Пушкин, назвавший русский бунт “бессмысленным и беспощадным”. Экспонаты выставки, на которой мне довелось побывать, передают колорит эпохи, размах и масштабы “русского бунта” XVIII века, “заставляя еще задуматься о смысле и месте народного бунта в российской истории”.
Рассказывают, что Пугачев в последние часы своей жизни каялся, просил прощения у православных, выглядел слабым и растерянным. Таким мы его увидели и в финале фильма Александра Прошкина “Русский бунт”. Эту ленту снимали к 200-летнему юбилею великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина по мотивам его произведений “Капитанская дочка” и “История пугачевского бунта”.
Роль Пугачева предложили Владимиру Машкову. По замыслу режиссера, самозванец, объявивший себя царем, был гениальным актером, и основа его натуры - актерский темперамент. В каком-то смысле Владимир Машков исполнил в фильме сразу несколько ролей. В одном эпизоде Пугачев - грозный царь, в другом - благородный человек. Он заигрывает со смертью: одного бессмысленно и жестоко убивает, другого милует. А то, пустив себе самому кровь, уходит с головой в безумную пляску. Когда Пугачева его же сподвижники сдали властям, он лишился зрительской аудитории, а значит, и своих сил. С данной трактовкой можно, наверное, поспорить, но таково видение режиссера.
Работа началась в Санкт-Петербурге, Москве, Выборге. А основные съемки проходили в Оренбургской области, в Соль-Илецком и Саракташском районах.
- Создание фильма стало большим событием в культурной жизни Оренбуржья, - рассказала во время экскурсии научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Мария Андреева. - Декорации использовались в праздновании 200-летия Александра Сергеевича Пушкина. На месте съемок в Саракташском районе был создан музейно-туристический комплекс “Белгородская крепость”. А переданная музею коллекция реквизита и костюмов к фильму стала основой передвижной выставки “Русский бунт в истории оренбургского края”. В 2014 году ее дополнили и теперь возят по городам России.
Посетителям этой экспозиции, безусловно, будет любопытно взглянуть на фотографии со съемок фильма. На костюмы Емельяна Пугачева, уральских казаков, солдат и офицеров той эпохи. Гладкоствольное оружие, кремневые пистолеты, пики, алебарды для фильма изготовил по столичным эскизам житель Оренбурга, реставратор оружия Анатолий Наклонных. К слову, четырёхствольный кремневый пистолет с вращающимся стволом времён Емельяна Пугачёва ему однажды принесли на экспертизу. Оружие было в плохом состоянии: ржавое, без рукояти. Нашли его в земле в том районе Оренбурга, где в 1773 году вполне могли проходить бои.
Поскольку тема русского бунта XVIII века в экспозиции показана через призму кинофильма, снятого по мотивам “Капитанской дочки” и “Истории пугачевского бунта”, авторы выставки не могли не наполнить ее пушкинским присутствием. Мы с трепетом, затаив дыхание, пытаемся прочесть письмо великого поэта своей жене, Наталье Николаевне, из Оренбурга. А еще отрывок из “Истории Пугачевского бунта”. В рамке под стеклом видим оттиск начальной страницы первой главы “Капитанской дочки”. Если говорить о “любви всепобеждающей”, то это про них, Петра Гринева и капитанскую дочь Машеньку Миронову. Эти совсем еще молодые люди пережили страшные потрясения, но любовь свою сохранили.
Мне кажется важным привести строки из интервью режиссера Александра Прошкина журналу “Искусство кино” в мае 2000 года, которое он дал в столице Германии в дни работы 50-го Международного Берлинского кинофестиваля.
“Что меня волнует в этом периоде - это состояние тлеющего конфликта, перманентной гражданской войны, которая стала теперь нормой гражданского общества, в том числе и в России.
Это наша беда, что мы сделали из разбойников национальных героев, мифологизировали Пугачева, Стеньку Разина и прочих. Они не Робины Гуды (хотя и тот был разбойником, просто я о нем меньше знаю), а люди с пароксизмами невероятной жестокости. Все ими затеянное - карнавал с кровопусканием, кровавое пиршество, вызвавшее жестокую реакцию государства.
Чем гражданская война опасна? Невероятным выбросом жестокости. Это время активных и одаренных выскочек, которые появляются непонятно откуда и, по сути, обескровливают нацию”.
И в наши времена на знаменитую Болотную площадь, где был казнен Емельян Пугачев, выходят люди... Буквально на днях в соцсетях известный православный проповедник Андрей Ткачев в одной из своих утренних проповедей привел сложную для нашего понимания замысловатую цитату пророка Исайи. Смысл ее в том, что Господь “наведет реки бурные и большие” на тех, кто тихо и спокойно жить не хочет. Кто желает революции и бурь. Отец Андрей еще сказал: не надо быть пророком, чтобы знать - людей, которые пытаются смутить народ и призывают к очередным бессмысленным действиям, ждет печальный финал...
И напоследок любопытный факт. В массовых сценах приняли участие наследники и потомки Пугачева. Они приезжали на съемки на своих конях. Кто был с конем, но без бороды - получал пятьдесят рублей. Тем, кто бороду отрастил, полагалось семьдесят пять рублей. И когда картину закрыли, местная газета написала: “Не верьте, не верьте, не брейте бороды!”.
Выставку нужно непременно посетить, ведь это наша с вами история. И на ней непременно должны побывать школьники, которые уже прочли “Капитанскую дочку” или которым это в скором времени предстоит.

Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 19-04-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 410     Номер: 73(12971)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.