Камертон
В финале вечера взял "слово" сам Таривердиев...
Свершилось! На днях Уфу посетила Вера Таривердиева, супруга и хранительница наследия легендарного композитора, музыковед, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева, автор книги "Биография музыки" (о жизни и творчестве Мастера), Арт-директор Международного конкурса органистов имени Таривердиева. В статусе специального гостя Вера Гориславовна побывала на театрализованном концерте Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан "Последний романтик", посвященном 85-летию со дня рождения композитора. Дирижером проекта выступил Камиль Абдуллин.
В программе первого отделения была заявлена моноопера Микаэла Таривердиева по поэме Роберта Рождественского "Ожидание". На авансцене, усыпанной осенними листьями, перед зрителями предстает единственная героиня - Женщина. Пришедшая на свидание раньше возлюбленного, она то и дело поглядывает на часы. И за время ожидания переживает целый шквал эмоций - от печали до робкой надежды на счастье. Кстати, премьера монооперы состоялась в Москве, в Камерном театре Бориса Покровского 26 октября 1985 года с Марией Лемешевой в единственной роли. В Уфе партию Женщины исполнила сопрано Лилия Пивень.
Второе отделение концерта-монографии открылось исполнением лирической фортепианной пьесы "Последний романтик". Солировала Ольга Нуждина из Тольятти. Уфимцы услышали музыку из теле- и кинофильмов - "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы", "Ольга Сергеевна", "Медный ангел", "Старомодная комедия", "Король-олень", песни композитора. Ведущий концерта народный артист Башкортостана Александр Кузьменко пригласил Веру Таривердиеву на сцену. В доверительной беседе с залом она поведала много интересных фактов. Например, от Веры Гориславовны иные из слушателей впервые узнали, что фильм "Золотая речка" снимался в Башкирии, недалеко от Белорецка. Сюрпризом для уважаемой гостьи стало исполнение песни Таривердиева на слова Николая Добронравова "Твой голос" из репертуара вокального трио "Меридиан" в переложении для сопрано и оркестра.
- Проект "Последний романтик" проходит в рамках масштабного Международного фестиваля "Запомни этот миг" и посвящен юбилею Микаэла Леоновича, - рассказывает Вера Гориславовна. - География фестиваля охватывает Москву, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Гамбург и другие города. В Уфу я прилетела из Еревана, где также исполняли музыку мужа. Отрадно, что театры, филармонии, оркестры мира сами проявляют инициативу в отношении программы юбилейных концертов. Вот и в Уфе оказались поклонники музыки Таривердиева. Очень благодарна Министерству культуры Республики Башкортостан и оркестру, которые помогли осуществить задуманное.
- Вера Гориславовна, как происходит выбор программы для концертов фестиваля?
- Вы знаете, в каждом городе представлены разные программы. Исполняют симфонию для органа "Чернобыль", концерт "Кассандра", фортепианные произведения. Ваш оркестр и режиссер концерта в Уфе Радмир Шайхутдинов предложили мне монооперу "Ожидание", музыку из кинофильмов и песни Таривердиева. Знаете, всегда боюсь постановок "Ожидания". Помню, как на премьере в театре "Новая опера" на коде я закричала и замахала руками в знак протеста. Команда постановщиков придумала счастливую развязку, когда Женщина встречается с любимым. Такого у Микаэла Леоновича не было. Постановка Радмира меня потрясает своим философским подходом. Этот молодой талантливый режиссер ставит смысл.
- Вы так много путешествуете, но говорят, что в Уфе Вы впервые?
- Действительно, прежде я никогда не была в Башкирии. Но с Уфой меня связывают многие человеческие, дружеские отношения. Я дружна с братьями Абдразаковыми - Аскаром и Ильдаром. Недавно узнала, что любимый композитор эстрадной певицы Земфиры - Микаэл Таривердиев. В Уфе живет моя подруга, композитор Лейла Исмагилова, с которой мы познакомились еще в октябре 1983 года в Вильнюсе на Фестивале современной музыки. С Лейлой мы жили в одном номере гостиницы, и она была свидетелем начала нашего романа с Микаэлом Леоновичем. Хотя музыку Таривердиева я услышала впервые в возрасте тринадцати лет, отдыхая в "Артеке" и... влюбилась в нее. Эта была песня о "Маленьком принце"... Я бы хотела, чтобы наша дружба с Уфой продолжалась.
- Вы не приемлете беседы о Таривердиеве в прошедшем времени...
- С Микаэлом Леоновичем мы были вместе тринадцать лет, и прошедшие после его ухода двадцать лет мы тоже вместе. Я и сегодня ощущаю себя счастливой рядом с ним, с его музыкой. С каждым годом появляются новые люди, музыканты, режиссеры, которых объединяет творчество Таривердиева. После смерти мужа дома я сохранила все так же, как было при его жизни. В рабочем кабинете стоит рояль Steinway 1938 года, который до сих пор помнит прикосновение рук Микаэла Леоновича. На полке - фотоаппарат и подзорная труба, в которую он любил наблюдать за звездами, трогательные записки от публики... В студии стоит синтезатор, где происходил процесс записи музыки к кино. Я храню его любимый табак двадцатилетней давности...
***
Заключительное "слово" на уфимском вечере взял сам Микаэл Таривердиев. С большого экрана, сидя за роялем в зале Музея музыкальной культуры имени Михаила Глинки, он проникновенно исполнил 76-й Сонет Шекспира в переводе Самуила Маршака, текст которого оказался пророческим: "И кажется, по имени назвать меня в стихах любое может слово".
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
НА СНИМКЕ: Вера Таривердиева на пресс-конференции.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКЕ: Вера Таривердиева на пресс-конференции.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
4-11-2016 (0) Просмотров: 1 472 Номер: 162(13060) Версия для печати