Alter ego
Потянуло...
В театре-студии "Alter ego" прошла премьера спектакля "Чудная баба" по пьесе Нины Садур. Режиссер новой постановки Светлана Аюпова.
Бывают спектакли, которые практически невозможно описать, реконструировать - извлеченные из контекста символы, мизансцены, жесты представляются грубыми, неполноценными. Все самое важное в таких спектаклях происходит наверху, над сценой, над головами артистов - там колышется невидимая, но ощутимая магия, накрывающая исполнителей и зрителей единым покровом, придающая смысл каждому элементу действия.
В новом спектакле театра-студии "Alter ego" и артисты, и зрители находятся на маленькой площадке (сцене Театра имени Меня, расположенной в одном из корпусов Авиационного университета). Все видно, все гулко, все от такой близости - чересчур, с избытком восторга и боли.
"Чудная баба" Нины Садур - одна из наиболее известных, можно сказать, культовых пьес современной драматургии (она остается более чем востребованной, несмотря на тридцатилетний возраст). История о Лидии Петровне, заблудившейся на картофельном поле и встретившей там странную бабу по фамилии Убиенько, чужда реализма, психологизма, бытовой логики - все это рассыпается под напором шаманских, первородных законов. Баба заставляет Лиду играть в догонялки ("Поймаешь - рай, не поймаешь - конец всему свету, сечешь?"), далее та проваливается в яму и стягивает "кожуру мира", потом выясняется, что никого, кроме их двоих, на земле больше нет...
Мистическая встреча со Смертью, проникающей вглубь, опустошающей, лишающей дыхания. Противостояние двух начал - живого и неживого, которые не могут друг без друга (потому Баба и заявляет Лидии: "Ты умрешь - и я умру!") - это первооснова пьесы, на нее нанизывается и драматизм, и притчевость, из нее высекается магия, ухваченная режиссером и исполнителями.
Спектаклей по "Чудной бабе" много (только у нас в Башкортостане на моей памяти - это третий). "Alter ego" выпустил две сценические версии пьесы, в одной роль Убиенько играла Лилия Нигамедзянова (к сожалению, тот спектакль мне посмотреть не удалось), в другой - Владимир Шошин.
Эту роль часто доверяют исполнителям-мужчинам - с одной стороны, травестийное балансирование рождает комический эффект, на нем строится масса смешных моментов спектакля. С другой - работает на архетипическое значение образа: смерть беспола, она не различает мужчин и женщин, детей и стариков, старших научных сотрудников и работников совхоза. Она вся укладывается в реплику "Ты есть!", которую Баба повторяет Лидии Петровне (читаем: "Пока ты есть - я есть").
...Зазвучала колыбельная, заворочалось в черном покрове-земле Нечто, выглянуло, осмотрело всех собравшихся. Ждет. Будто даже зовет, вглядывается своими глазенками в каждого - до тех пор, пока не вбросит мир сюда, на сцену, Лидию Петровну (Яна Бударная).
По пути между "Ты есть!" и "Потянуло!" поведет чудная Лидию Петровну, каждым своим словом, действием выбивая у нее из-под ног почву здравого смысла, словно выкапывая ту яму, в которую заблудившейся женщине предстоит упасть.
Баба непоследовательна, за переменами ее настроения не уследить, их не предугадать - Владимир Шошин делает пластику своего персонажа заостренной, гротескной: она (он? оно?) наматывает по сцене круги в диком беге, потом застывает в скульптурной позе, не отзываясь на вопросы Лидии. Вновь срывается в бег, изображает птицу, а вместо яйца сносит картофелину (еще один амбивалентный образ жизни-смерти: плод, рождающийся из земли и в землю уходящий для того, чтобы принести потомство).
Баба колдует, шаманит над Лидией, ловит ее за плечи, смотрит в глаза, словно стараясь что-то передать, - пока та не смолкнет, не побледнеет, пока у нее не перехватит дыхание... "Потянуло? Потянуло! Нашу Лиду потянуло!".
Потянуло - в щель расколовшейся логики, треснувших представлений о том, ЧТО и КАК должно здесь, в картофельном поле, происходить. Потянуло от предчувствия неотвратимой беды, которой нет разумного объяснения.
Яне Бударной удается создать достоверный, узнаваемый образ: советская интеллигентка, беретик, очки, учительские интонации. Но по ходу действия, когда ее героиня инстинктивно начинает противостоять Бабе, сопротивляться безумию всей ситуации, ловишь себя на мысли, что Лидия Петровна - тоже не совсем человек. В этой скомканной, испуганной женщине, судорожно хватающейся за свои представления о действительности, - образ самой жизни, нелепой, мелкой, бытовой и всем этим противостоящей умиранию.
Живое и неживое сшибаются - со сцены спадает черный покров, и на зрителей обрушивается воздух огромного зала, скрытого до той минуты, пока Лидия, ворочаясь в яме, не стаскивает с мира кожуру.
На белом полу рассыпана малышовая обувь, удобная и красивая (такая бывает только в детстве!), звучит старинная умиротворяющая мелодия, и Убиенько, который уже и не баба вовсе, а милый дедушка в очках и с книгой сказок, готовит кофе для своей Лидоньки. А плата за все это проста - здесь найдется место только для Лиды, больше ни для кого.
Режиссеру спектакля Светлане Аюповой удалось раскрыть в пьесе неожиданную, парадоксальную идею: живущий в раю обречен на одиночество. Другие - это страдание, это боязнь, что в любой момент на картофельном поле или по дороге на работу, или на школьном занятии твои родные и близкие могут встретить свою чудную бабу...
Лида уходит, она не может не вернуться обратно - идет к выходу из зала, за которым, мы знаем, коридоры УГАТУ, лестница, улица, жизнь... А Баба даже не оборачивается ей вслед, только повторяет, рассматривая сидящих в зале: "Лида, Лида, ты им в глаза не гляди долго. Не вглядывайся". Она и так добилась своего, напомнив нам о своем постоянном присутствии где бы то ни было.
...Театр-студия "Alter ego", несмотря на любительский статус, остается коллективом, который из спектакля в спектакль реализует единую художественную программу. Серьезность тем, которые поднимает в своих постановках Светлана Аюпова, стремление к единой театральной эстетике, базирующейся на принципах "бедного театра", наконец, уровень исполнения и режиссуры каждого отдельного спектакля уже давно перешагнули стадию "любительства". Жаль, что это видит лишь группа знакомых, посвященных людей, в течение многих лет следящих за творчеством коллектива.
Магия спектаклей "Alter ego" - "Мышеловка", "Страсти по Иосифу", "Маленький принц", "Гамельнский крысолов" - витает над головами тех, кто стал к ним причастен.
И еще: мне кажется, что в глаза тех, кто вышел из зала после "Чудной бабы", можно смотреть долго. Мне кажется, что мы стали чуть меньше бояться.
Владимир АНОШКИН.
НА СНИМКАХ: в сценах из спектакля "Чудная баба" заняты Владимир Шошин и Яна Бударная.
Фото Лилии НИГАМЕДЗЯНОВОЙ.
НА СНИМКАХ: в сценах из спектакля "Чудная баба" заняты Владимир Шошин и Яна Бударная.
Фото Лилии НИГАМЕДЗЯНОВОЙ.
3-07-2012 (0) Просмотров: 2 883 Номер: 127(12025) Версия для печати