Навстречу юбилею УНПЗ
Рождение уфимской нефтепереработки
О том, что на территории нынешней Башкирии есть нефть, известно было издавна. Еще в XVIII веке Берг-коллегия выдала разрешение на постройку "предприятия для производства осветительных масел", однако дальше подписания бумаг дело не пошло. Звезда будущего "Второго Баку" взошла в тридцатые годы XX века.
В начале десятилетия были развернуты нефтепромыслы у д. Ишимбаево. В июле 1933 года Совет труда и обороны СССР вынес постановление о строительстве железной дороги Уфа - Ишимбаево, а уже в сентябре следующего года по новой "нитке" пошел первый эшелон с цистернами.
Разведанные объемы позволяли говорить о том, что республике нужен новый нефтеперерабатывающий завод. 1 апреля 1935 года Совнарком БАССР принял постановление №392 о строительстве нефтеперегонного предприятия в Уфе. Так родился проект первого уфимского нефтеперерабатывающего завода современной "Башнефти", ныне входящей в группу НК "Роснефть".
Любопытный факт: изначально площадка, на которой и по сей день стоит Уфимский НПЗ, предназначалась для строительства... аэродрома. Но советской власти нужна была нефть, индустриализация и рост промышленности требовали ресурсов. Так что "воздушным воротам" пришлось отойти в сторону.
14 июля 1935 года в Башкирском обкоме утверждают решение большого совещания при отделе промышленности, из которого становится понятно, насколько важным проектом было строительство крекинг-завода в Уфе. Так, например, руководители Башавтодора обещают, что уже "15 августа будет сдана в эксплуатацию шоссейная дорога от Черниковки до площадки строительства нефтеперегонного завода". И в этом же пункте секретариат обязывает Уфимский горсовет организовать сплошное автобусное движение по маршруту: Уфа - строительная площадка.
Проект предусматривал введение нескольких очередей уфимского крекинг-завода. Предполагалось, что будущий индустриальный гигант сможет перерабатывать до восьмидесяти процентов всей нефти, добываемой на башкирских месторождениях. В технологическую схему первой очереди были включены АВТ-1, установки риформинга и каталитического крекинга, обеспечивающие максимальный отбор светлых продуктов от исходного сырья.
Впрочем, с первых дней строители столкнулись с непредвиденными трудностями. Первой и главной "головной болью" стал кадровый голод. В Башкирии просто-напросто не было достаточного количества квалифицированных инженерно-технических специалистов, строительных и монтажных рабочих, способных обеспечить сооружение современного нефтеперерабатывающего производства. Проблему решали по-советски: партия сказала "надо", и наркомат тяжелой промышленности направил в республику людей. Так, в 1935 году на стройку прибыли 27 инженеров, в 1936-м - 49 инженеров и техников. Но основную массу рабочих составляли жители городов и деревень республики, а также соседних областей. На 1 января 1936 года коллектив Уфимской строительной конторы треста "Башнефть" состоял из 1641 человека, а к 1 сентября на стройке трудились уже 3613 человек. Количество переходило в качество, но недостаточно быстро. Не хватало технологического оборудования, главными инструментами на стройплощадке оставались топор, лом, лопата. Там, где не хватало стройматериалов, обходились тем, что могли найти. Завод строился буквально на плечах рабочих, потом и кровью. Вот только самая современная на тот момент техника требовала большего...
Пробный пуск первой очереди завода выявил некоторые недостатки в строительстве и технологии переработки. С учетом новых достижений науки и результатов пробного пуска первой очереди проект, по сути, переработали целиком и полностью. Только на первой очереди завода в 1937 году были запланированы строительно-монтажные работы на 35 миллионов рублей. Здесь проделали огромную "работу над ошибками" на атмосферно-вакуумной трубчатке, риформинге, крекинге вторичной перегонки, очистных установках.
Героический труд дал свои плоды: 20 июня 1938 года установка АВТ-1 Уфимского нефтеперерабатывающего завода выработала первые 117 тонн бензина. В июле того же года запущена риформинг-установка. К концу 1938 года на УНПЗ было переработано уже 183 тысячи тонн нефти.
Основные работы в 1939 году развернулись на объектах второй и третьей очереди. Рабочие трудились на строительстве комбинированной американской установки "Луммус", комплекса цехов высокооктанового бензина, водородного завода и теплоэлектроцентрали. К концу 1940 года были закончены и сданы в эксплуатацию АВТ-1, установки термического крекинга, риформинга, сернокислой очистки и вторичной перегонки. В том же 1940-м на УНПЗ было переработано 620 тыс. тонн нефти. Завод стал одним из основных предприятий советской нефтеперерабатывающей промышленности, что сыграло неоценимую роль в годы Великой Отечественной войны, когда стране понадобилось в большом количестве топливо для военной техники. Подробности в следующем материале этой серии.
4-05-2018 (0) Просмотров: 1 685 Номер: 36(13216) Версия для печати