Создавать деловую среду, настраиваться на позитив
В Правительстве республики состоялось первое в нынешнем году заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте Башкортостана.
Как отметил Президент РБ Рустэм Хамитов, в 2012 году республика получила хорошую динамику. Объем инвестиций в основной капитал достиг 233 миллиардов рублей, это на 8 процентов выше, чем в 2011-м. По России эта цифра составила 6,6 процента. Приток иностранных инвестиций за год вырос вдвое - почти до 600 миллионов долларов.
Сегодня в работе находится более 100 инвестиционных проектов на 400 миллиардов рублей. Кстати, 6 из них уже завершены, рабочими местами обеспечены более 1000 человек.
В прошлом году Башкортостан впервые в своей истории перешагнул порог в
1 триллион рублей валового регионального продукта.
"Этот рубеж для нас очень значим в первую очередь потому, что результат достигнут не только за счет индустриального сектора, но во многом благодаря созданию эффективной системы работы с инвестором, - подчеркнул Президент. - По конкурентоспособности региона, удобству для ведения бизнеса, открытости, прозрачности ведения экономической политики мы - одни из лидеров в Российской Федерации".
Республика занимает первое место в номинации "Минимальные экономические риски" в рейтинге агентства "Эксперт РА" инвестиционной привлекательности регионов России, входит в десятку регионов с максимальным инвестиционным потенциалом. Международные рейтинговые агентства оценили положение республики с позитивным прогнозом.
Глава региона отметил, что на интересы инвесторов сейчас "работают" два десятка обновленных инвестиционных законов и нормативных правовых актов. Мы снизили ставки по налогу на прибыль, ввели налоговые каникулы по налогу на имущество. Для инвесторов действует принцип "единого окна".
В прошлом году у нас заработал институт уполномоченного по правам предпринимателей. Аналогичные структуры создаются в муниципалитетах, что очень важно. Сегодня для крупных игроков мы сформировали открытый перечень инвестиционных потребностей республики.
В первую очередь обращаем внимание инвесторов на наш нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс. Эта тема становится особо актуальной в связи с предполагаемым снятием режима секретности с данных о запасах недр. Данная инициатива руководства страны позволит повысить капитализацию компаний.
Второй приоритет - развитие химического комплекса. Объединение активов в единую Башкирскую содовую компанию позволит создать четвертое по мощности предприятие в мире по производству кальцинированной соды. "Газпром нефтехим Салават" намерен реализовать порядка 15 базовых проектов по производству продукции высоких переделов. Технопарк "Химтерра" образуется вокруг "ПОЛИЭФа" в Благовещенске.
Благодаря современным технологиям новые перспективы появились у машиностроительных отраслей. Это наше третье направление развития. Вместе с "Оборонпромом" мы работаем над созданием на базе УМПО сразу трех инновационных структур федерального значения - центра по производству двигателей для всех типов отечественных истребителей, центра компетенции по точному алюминиевому и титановому литью, а также производства комплектующих для вертолетных двигателей.
В 2013-м обязаны начать строительство завода и в конце года получить первую продукцию на предприятии концерна Alstom, который вместе с энергохолдингом "РусГидро" будет выпускать гидротурбины средней и малой размерности. Проектирование завершается. Плановые сроки выхода на площадку - апрель-май.
Еще одно важное направление - организация в республике переработки низкосортной древесины. Правительство заключило инвестсоглашение с австрийской компанией Kronospan о том, что она построит в Башкортостане завод по производству плит ОСП, МДФ, ДСП. Стоимость проекта - до 450 миллионов евро. На его основе будем создавать в республике деревообрабатывающий кластер.
В общей сложности в республике можно организовать до 15 кластеров, в том числе в таких перспективных и привлекательных для инвесторов сферах, как фармацевтика, информационные технологии, наноматериалы, биохимия и радиоэлектронное производство. Нам нужно рассмотреть возможность использования режимов особых экономических зон регионального уровня. Этот инструмент был бы полезен в реализации проектов как индустриально-промышленных, так и в части туристско-рекреационного направления.
Рустэм Хамитов затронул и проблемные вопросы. Он подчеркнул, что “вместе с инвесторами мы разделяем риски в реализации проектов. Тратим свои региональные ресурсы на обеспечение площадок под строительство необходимой инфраструктурой, освобождаем инвесторов от уплаты налогов в своей части. А это значительные объёмы - миллиарды рублей. Через какое время они вернутся к нам, наверное, сложно сказать с точностью до года. Но мы понимаем, что возврат в конечном итоге будет. Поэтому мы взяли на себя эти обязательства и должны их четко выполнить. Того же мы требуем от инвестора.
В течение 2013-2015 годов мы должны выполнить очень сложную социальную задачу - повысить заработную плату всем бюджетникам: врачам, учителям, работникам культуры и так далее. На это требуется только за три года 82 миллиарда рублей. Реально сегодня мы видим в нашем трёхлетнем бюджете 38 миллиардов. Надо ещё искать деньги. Этот дефицит можно покрывать в том числе и за счёт появления новых производств, новых предприятий. Следующий этап повышения заработной платы до 2018 года предполагает, что учитель будет получать двукратную среднюю зарплату по экономике. Работники культуры приблизятся к ее полуторакратному уровню. Это требует больших ресурсов. И только бизнес, вообще говоря, может эту ситуацию каким-то образом разрешить. Других доходов у нас нет.
Ещё одна проблема - трудности оформления инфраструктуры для инвесторов. Речь идет о прилегающих к частным предприятиям дорогах и коммуникациях, не имеющих межпоселкового значения. Они сегодня не могут быть профинансированы и приняты на баланс государства. Здесь нужны законодательные изменения, как на федеральном уровне, так и на республиканском. Мы постоянно говорим, что у нас есть Государственное Собрание - Курултай, что мы являемся республикой, во многих вопросах можем принимать самостоятельные решения. И в то же время очень часто не пользуемся своими правами и возможностями. Можем создавать эту деловую среду у себя, в том числе через своё законодательство.
Сейчас мы планируем и уже приступили к реализации большой программы строительства гостиниц. В Уфе создана специальная рабочая группа, которая моментально решает все вопросы, стоящие перед инвесторами. Это хороший пример работы. Но в целом эти методы надо бы распространять на весь бизнес. И на малый, и на средний, и на крупный. Пока мы работаем так только в двух-трёх направлениях. И то только потому, что это нам нужно. А всё остальное опять, похоже, вязнет. В общем, эти вопросы надо обсуждать открыто, максимально гласно. И, безусловно, менять ситуацию”.
Темы, заданные Рустэмом Хамитовым, нашли продолжение в выступлениях участников совещания. По словам советника Президента РБ и его спецпредставителя по вопросам инвестиционного сотрудничества Андрея Назарова, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия занимает лишь 67-ю строчку. На 1-м месте в нем расположилась Швейцария, на 2-м - Сингапур. Составители рейтинга назвали слабыми местами России коррупцию, неэффективность госаппарата, а также высокие ставки налогов и социальных платежей в бюджет.
Советник Президента РБ предложил использовать в республике для самооценки систему логичных и простых внутренних рейтингов. Примером может служить рейтинг Doing Business. При его составлении учитывается скорость проведения тех или иных процедур: регистрации частного предприятия, оформления права собственности на недвижимость, получения разрешения на строительство, подключение объекта к электросети. Такие рейтинги составлены как для государств, так и для регионов России.
Например, в Екатеринбурге для регистрации предприятия нужно потратить тридцать два дня, а в Новой Зеландии - всего один день. В Твери разрешение на строительство оформляется четыреста сорок восемь дней, а в Сингапуре - двадцать шесть. Подключиться к электросети в Екатеринбурге можно за триста шестьдесят дней, а в Германии - за семнадцать.
Спугнув таким образом инвестора, нерадивые чиновники сводят на нет всю работу по их привлечению.
Андрей Назаров предложил разработать в республике стратегию создания к 2020 году 700 тысяч новых рабочих мест.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса проанализировал президент Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров. По результатам опроса 6 тысяч местных предпринимателей выяснилось, что самая большая проблема в регионе для малого бизнеса - сама возможность организации нового бизнеса. Следующими по значимости идут высокая налоговая нагрузка, низкая доступность финансовых ресурсов на краткосрочный период, дефицит квалифицированных кадров и коррупция. Последняя чаще всего возникает в области выполнения государственных и муниципальных заказов, выделения земли и проверок контролирующих органов.
При этом, по данным того же опроса, подавляющее большинство предпринимателей ожидают от государства инфраструктурной поддержки, более половины опрошенных хотели бы получить информационную помощь, треть - содействие в подготовке кадров. Из финансовых форм поддержки предприниматели предпочли бы снижение налоговой нагрузки, возможность брать кредиты, займы и получать субсидии.
О стимулировании инновационного бизнеса говорил директор ХТЦ УАИ Владимир Шолом. По его словам, механизмы государственной поддержки предпринимательства должны базироваться только на конкурсной основе, а не на принципе “живой” очереди.
Председатель Башкирской региональной организации предпринимателей “ОПОРА России” Денис Мусин наиболее актуальной проблемой, препятствующей развитию предприятий малого бизнеса, назвал административные барьеры. В оценке деятельности чиновников надо учитывать и то, как она способствует поддержке предпринимательства. Он предложил согласовывать нормативные акты муниципалитетов, затрагивающие интересы предпринимателей, с координационными советами их объединений.
В заключение встречи Рустэм Хамитов призвал всех настраиваться на позитив. Надо ставить перед собой объединяющие цели. Бизнес-сообщество должно само активизироваться. Права и возможности для этого есть. А государство будет создавать для этого условия.
Марат САДРЕТДИНОВ.
2-03-2013 (0) Просмотров: 2 354 Номер: 41(12189) Версия для печати