Кулибин из восьмого “А”
Таблица Менделеева на кончиках пальцев
Уфимский восьмиклассник Михаил Щербаков разработал интерактивную версию таблицы химических элементов Менделеева для слепых и слабовидящих. Аналогов этого учебного пособия в России нет.
Думала ли Елена Владимировна Абоимова, мама юного изобретателя, что покупка трехлетнему Мишеньке конструктора “Лего” определит интересы мальчика? Конечно нет. Всего лишь развивали мелкую моторику. А ребенок, получив коробку с разноцветными детальками, решительно отложил в сторону инструкцию по сборке. Его готовые решения никогда не устраивали. Стремился придумать что-то свое, собрать не задуманную производителем игрушку, а собственную. Довольно быстро он привлек дедушку и начал с его помощью усложнять модели - то светящимися фарами машинки оснастит, то еще что придумает. Уже в школьном возрасте повезло - Миша попал в первую детско-юношескую школу робототехники, где занимался почти два года. Опустим подробности того, как любознательный мальчишка к своим четырнадцати годам вырос в настоящего инженера-конструктора, обойдемся без перечисления его многочисленных грамот и побед на олимпиадах, научно-практических конференциях, в Малой академии наук и перейдем к последнему изобретению. Подчеркнем отдельно лишь заслугу мамы, ее вклад в сегодняшний успех сына чрезвычайно велик. Такой факт. Она настолько прониклась увлечением Миши, что сама стала специалистом в робототехнике и даже ведет соответствующий кружок в одном из детских центров.
- Мне хотелось направить конструкторскую мысль Миши в практическое русло, чтобы он поработал над каким-нибудь социально значимым проектом, - рассказывает Елена Владимировна. - Поскольку я офтальмолог, по роду занятий много общаюсь в людьми, имеющими нарушения зрения. И мои пациенты однажды посетовали, что в школе им было сложно на уроках химии - не давалась периодическая система Менделеева. А ведь это основа химической науки. Вот если бы обучающее пособие для незрячих было... В прошлом году подкинула сыну идею, он обмозговал и за лето сделал демо-версию.
За основу, объясняет Михаил, который встретился с газетчиками в паузе между переводными экзаменами (в лицее № 107 он на “отлично” заканчивает восьмой класс), взята “говорящая азбука”. По таким малыши с удовольствием изучают алфавит. А в данном случае вместо букв - значки химических элементов. Возле каждого символа - подпись шрифтом Брайля и кнопка, отвечающая за звуковой сигнал.
В том, что пособие имеет два канала подачи информации - тактильным шрифтом и звуковое, - его преимущественное отличие от существующих сенсорных таблиц. Работает оно в двух режимах: обучения и проверки знаний. Экзаменационный уровень имеет шесть подрежимов, проще говоря, заданий. Например, назвать все инертные газы. Ученик находит нужный символ, нажимает кнопку. В конце ответа пособие выставляет и озвучивает оценку. Создавал задуманное Михаил не в одиночку. Помогали Айнур Хазиев, выпускник родного лицея, работающий сейчас здесь, и одноклассник Рустем Ахметов.
Пока над таблицей корпел, консультировался со слабовидящими. Важны даже мелкие детали - какого размера лучше сделать кнопки, каковы должны быть габариты самого пособия. И все же во время тестирования в школе-интернате № 28 для слепых и слабовидящих кое-какие недочеты обнаружились. Например, попросили четче обозначить границы между клетками.
Образец, который автор продемонстрировал журналистам “Вечерки”, - фактически готовая к тиражированию модель. Только бы еще корпус сделать алюминиевым, чтобы пособие стало легче, презентабельнее. Сейчас Елена Владимировна готовит документы в патентное бюро для регистрации права на интеллектуальную собственность.
Михаил пообещал за каникулы устранить замечания, все еще раз перепроверить и к началу будущего учебного года подарить ребятам из школы-интерната № 28 новое пособие. Возможно, разработка уфимского школьника заинтересует и другие образовательные учреждения для особых детей. Себестоимость интерактивной таблицы - около семи тысяч рублей. Хотя затраты можно и снизать. Например, вначале подписи шрифтом Брайля сделали на 3D принтере, и кнопки обошлись в полторы тысячи рублей, а в интернате подсказали более дешевый вариант.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
16-05-2017 (0) Просмотров: 1 567 Номер: 39(13115) Версия для печати