Каждый урок математики - байрам
Когда газета «Труд» задала читателям вопрос: «Кому бы вы хотели передать привет?», выпускник уфимской средней школы №39 Валерий Валеев, физик из Москвы, написал: «Хочу передать привет Анвару Ямалетдиновичу Байрамгулову. Но, к сожалению, его уже нет в живых». Мне тоже выпало счастье у него учиться.
…Уфимскую 39-ю школу в 60-е годы называли «средней политехнической». Наш чрезвычайно энергичный директор Акзам Шакирович Файзуллин, видя подъём научных и технических наук в стране, открыл в школе классы с углублённым изучением математики и физики и дал возможность учителям работать в школе по учебным программам, которые те сами выбирали. Анвар Ямалетдинович преподавал математику.
Вспоминаю, как он входил в класс: невысокий, коренастый, с тщательно зачесанными назад волосами, в очках с сильными линзами, в темном костюме, при галстуке. Говорил степенно, спокойно. А дальше для нас начиналось то, что можно назвать открытием математики. Он часто говорил на уроках: «Какое красивое решение у этой задачи!» Мы удивлялись: «Как невидимое может быть красивым?» Но Анвар Ямалетдинович имел в виду невидимую красоту внутреннего восприятия идеи, умозаключения, решения задачи. К этому, как оказалось, можно идти разными путями. Такое отношение к математическим формулам, поискам разных путей решения задач, которые просил делать нас учитель, заставляло по-другому смотреть на весь процесс учёбы.
Нельзя понять нашу устремлённость к учёбе без понимания того времени. Уроки не казались скучными. Тогда старание учиться на отлично большинством воспринималось как должное и престижное. И к учителям относились с уважением, но выделяли именно математику. Один из бывших его учеников, ныне ученый и писатель Радик Вахитов, вспоминает:
- «Байрам» в переводе на русский - праздник. Так вот Анвар (так мы его называли за глаза) был для нас праздником.
Дома он занимался репетиторством, при этом оформлял эту дополнительную работу официально, в налоговых органах. От ребят, которые к нему ходили, мы узнали некоторые факты из жизни учителя.
Родился Анвар Ямалетдинович в селе Лаклы, что стоит на реке Ай, в 1912 году. Его отец работал директором школы, преподавал математику. Закончив школу в родном селе, юноша поехал учиться в Ленинград. Плохо зная русский, но понимая язык математики, он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета и закончил его с отличием. После учебы Анвара Байрамгулова зачислили в научную группу, которая занималась проблемами внешней баллистики (расчёт траектории полёта артиллерийского снаряда). Руководил ею Мстислав Келдыш, впоследствии президент Академии наук СССР. Результат работы группы хорошо известен всем, особенно фашистам - это таблицы прицеливания для артиллерии РККА. Келдыш получил за это одну из своих геройских звёзд. Работа была секретная, все сотрудники, включая Анвара Ямалетдиновича, носили табельное оружие.
В сложные 30-е годы отца Анвара Ямалетдиновича арестовали, но он выжил. Из-за ареста отца сына отчислили из спецгруппы. Через какое-то время он вернулся в Башкирию, в родную деревню, где также работал в школе. На фронт его не взяли из-за плохого зрения. Позднее он переехал в Уфу и преподавал математику в Уфимском авиационном иснституте. А потом работал в школе.
Заслуги Анвара Ямалетдиновича Байрамгулова были оценены званием «Заслуженный учитель школы Башкирской АССР». Его имя занесено в книгу почёта Уфы. Он награждён орденом Октябрьской революции, медалями «За трудовое отличие» и «Ветеран труда».
Годы идут. Память возвращает нас в детство, в школьные годы. Многие из нас выбрали путь, связанный с наукой. И в начале этого пути стоял Учитель. Мы помним его и любим, а значит, он живет в нас.
Тамара СКРЯБИНА.
19-03-2019 (0) Просмотров: 1 486 Номер: 20(13304) Версия для печати