Новое в образовании
История края как пазл в судьбе страны
Процесс создания единого учебника истории, о котором впервые зашла речь еще в 2010 году, в последнее время заметно ускорился. После февральского заседания Совета при Президенте России по межнациональным отношениям был разработан план мероприятий по воплощению этой идеи в жизнь. Сегодня концепция вынесена на общественное обсуждение, и уже к 1 ноября должен быть утвержден окончательный макет учебного пособия.
Суть нововведения такова. В соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения, который сегодня принят для общеобразовательной школы, наряду с базовой основой учебника истории предполагается вариативная составляющая - преподавание курсов этнокультурной направленности. Разработка учебных пособий по этой части велась, что называется, на местах. И 17 июня в Министерстве образования РФ на заседании рабочей группы были утверждены пять пилотных городов - Уфа, Белгород, Новосибирск, Тверь, Калининград, где накоплен большой опыт преподавания истории края. Наработки отличившейся пятерки и лягут в основу общероссийской концепции. Как мы уже сообщали, учебное пособие, созданное в Башкортостане, называется “Россия - Башкортостан: общность исторических судеб”. Его авторы - творческая группа под руководством доктора исторических наук, профессора, директора Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы Гюльнары Обыденновой. В составе группы доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Владимир Иванов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Рамиль Рахимов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Булат Азнабаев, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории БГПУ Марат Маннанов, кандидат исторических наук, доцент Рустэм Алмаев и кандидат педагогических наук, доцент, ведущий методист РБ Владимир Антонов. На днях мы встретились с учеными, чтобы подробнее поговорить о том, что будет собой представлять новое пособие и каковы его принципиальные отличия от используемых сегодня.
- Движение по разработке курсов по региональной истории началось в результате изменений, которые произошли в общественном устройстве в 80-е годы, - посвящает в глубь вопроса Гюльнара Обыденнова. - Башкортостан тоже не остался в стороне, но поначалу это было просто описание истории территорий, конкретных населенных пунктов, районов, а не учебные пособия. В связи с этим возникло много методологических проблем. Книги не формировали в должной мере те ценностные ориентиры, которые Российскому государству требовались. Нужно понимать, что ни один регион или город не могут существовать сами по себе, в отрыве от исторического развития государства и всемирного пространства. Поэтому, естественно, сопряжение материалов, то есть интеграция локальной региональной истории в историю России - это непреложный факт, который необходимо учитывать. Региональная летопись дает возможность показать специфику процесса на конкретной территории и в то же время описать общую закономерность и развитие всей страны.
Для создания пособия творческим коллективом БГПУ был прописан ряд принципов, положенных в его основу. В первую очередь, это целостность в изучении вопросов истории и культуры. Во-вторых, принцип культурного многообразия и единства: именно многообразие и противоречивость современного мира делают его сбалансированным и целостным. При этом, считают ученые, взаимодействие в условиях историко-культурного диалога и стремление к единству нации не должно приводить к усреднению, разрушению полифонической картины мира. Вот почему в содержание курса региональной истории закладываются условия комплиментарности культур - в противовес стандартизации и их слиянию. Не менее важен антропологический принцип - признание человека главной фундаментальной ценностью. Персоналии, судьбы конкретных людей (земляков, сограждан) должны выступать в качестве основной содержательной линии курса региональной истории. Принцип от близкого к далекому подразумевает подачу материала в начале с доступных для осмысления детьми событий и явлений, участником которых являются они сами, их родители, земляки, с постепенным расширением представления до уровня всемирной истории.
Хронологически новое учебное пособие, так же как история России, захватывает древнейшее время и заканчивается современностью. Описываются события, происходившие на территории Урала как часть, пазл общей исторической картины России.
- По содержанию для нас важно показать не конфликтогенные моменты, а те точки соприкосновения, которые позволяли решать эпохальные задачи всему народу в целом, - рассказывает Рамиль Рахимов. - Даже конфликтные моменты нужно рассматривать не с позиции современности, а погрузившись в ту эпоху, когда они имели место, и при этом не приписывать им новое звучание, а просто объяснить, в чем было непонимание. Если мы будем выставлять конфликтность истории на первый план, то школьник ничему не научится, кроме враждебности. Главная задача в содержательном плане - уйти от понятия того, что Россия - тюрьма народов, Россия - это имперское государство, в рамках которого сохранились и успешно развивались разные нации.
Однако важна не только содержательная сторона, но и подача материала. Новый учебник истории возвращает нас к опыту Советского Союза, когда каждая большая тема завершалась уроком “Наш край в изученный период времени”. В этом случае материал по региональной истории органически вписывался в историю СССР.
- Для успешного освоения курса нужен системный подход: локальный акцент, этнорегиональный ракурс, национальный или общероссийский, и потом мировая история, - отмечает Владимир Антонов. - В этом случае региональная история вписывается не только в общероссийскую, но и во всемирную. Далее. Меняются сами подходы к созданию школьного учебника. Ранее они создавались по академической модели, которая подразумевает получение максимального количества знаний всеми учащимися, а не только профильными классами. Автор излагает версию, которая принята в академическом сообществе, а итоговые вопросы и задания направлены на воспроизводство авторской версии. Интересы главных субъектов образовательного процесса - учителя и учащегося - отходят на второй план. Сегодня учебники по истории для старших классов написаны по постакадемической модели - с некоторыми вкраплениями практических и личностно ориентированных элементов. Компетентностная модель эти вкрапления выдвигает на первый план. Согласно ей, учитель должен не просто давать детям готовые знания, а приобщать их к самостоятельному добыванию информации. Такой тип учебника можно назвать “Мы делаем историю”. В этом случае авторский текст сводится к минимуму, превалирует дидактически организованный текст из источников и иллюстративного материала с вопросами и заданиями не на воспроизведение изученного, а на высказывание своего личного отношения.
В связи с этим встает вопрос, а насколько сами учителя средних школ готовы перестроиться на новую модель преподавания истории, но это уже другая тема...
Татьяна ВАРИЦКАЯ.
23-07-2013 (0) Просмотров: 1 710 Номер: 140(12288) Версия для печати