Если ученики - кадеты...
Лауреат конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2021», лауреат межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы-2021», победитель городского конкурса «Педагог-исследователь», победитель конкурса «Лучшие учителя и преподаватели башкирского и русского языков», победитель «Всероссийского мастер-класса учителей родного языка, в том числе русского языка»...
Эти творческие достижения принадлежат столичному педагогу, учителю башкирского языка и литературы Уфимской общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой имени дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева Фаниле Фатхитдиновой.
- На плечах учителя родного языка лежит задача государственной важности: обучать, развивать и сохранять родной язык, а значит, и родную страну, свой народ! Мои ученики – кадеты. Специфика нашей организации возлагает на меня особую миссию: готовить будущих военных специалистов, патриотов своей страны, уважающих родной язык, способных встать на защиту Отечества, - говорит Фаниля Асхатовна.
- Для того чтобы раскрыть перед учеником тайны и возможности родного языка, привить интерес к нему, учителю требуется вдохновение, одержимость своим предметом, глубокие знания, широкая эрудиция и профессиональное мастерство! - убеждена педагог.
По мнению моей собеседницы, проблема практического владения родным языком учащимися еще не решена. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения языку и литературе – один из путей ее решения. Деятельность учителя родного языка и литературы должна основываться на поликультурном общении с преимуществом углубленного изучения родного языка и литературы. С этого, как считает Фаниля Фатхитдинова, начинается осознание школьником себя как члена многонациональной общности.
- На уроках стремлюсь как можно чаще создавать условия для проявления инициативы и творческого начала. Для более эффективного усвоения, например, правил письменной речи мы придумали метод «Сам себе редактор». После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сам редактирует свою работу. Затем нескольким ребятам предлагается прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам советы, как сделать текст лучше. Затем кадеты вновь возвращаются к своим письменным работам, совершенствуют их структуру и содержание. Взаимное редактирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих, - комментирует Фаниля Асхатовна. - При обучении построению предложений и текстов мы обращаемся к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения кадетов. В их числе - рапорт, инструкция, объявление, письмо, телеграмма, доклады, дневниковая запись.
Замечу, что на уроках башкирской литературы кадеты ведут особую тетрадь под названием «Размышлизмы», куда вносят цитаты из изучаемых произведений.
- Я рекомендую не только выписывать мудрые цитаты великих людей, но и поразмышлять по теме высказываний писателей и поэтов. Например, при изучении повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» кадет Ильдар Муллагильдин выписал строки: «Оказывается, и камни, когда вместе, долго хранят солнечное тепло, друг дружке передают», «Крошку хлеба на землю уронишь – грех», «Мечта или горе человека из дома гонит, тоска домой приводит», «Быть свидетелем счастья – тоже, оказывается, счастье!», «Убить надежду – все равно что человека убить», «Бывают грехи, которые простить нельзя», «И счастливое, и несчастливое детство наше еще долгие-долгие годы следует за нами. А вернее, так и живет в душе, не уходит». Многие кадеты используют свои «размышлизмы» при сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, - поясняет Фаниля Фатхитдинова.
На уроках литературы эффективен прием «Говорю на башкирском языке». Главное условие: изъясняться только на башкирском языке. Фрагменты урока снимаются на видео, затем транслируются на экране. Ученики получают возможность посмотреть на себя со стороны, услышать, как говорят. Дети проводят работу над ошибками, ищут нужные слова в русско-башкирском словаре, составляют с ними словосочетания, предложения, тексты. Такие уроки полезны и для учеников, и для учителя.
Методические приемы Фанили Фатхитдиновой на уроках и во внеклассной деятельности способствуют тому, что кадеты говорят свободно, пишут грамотно, умеют дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Молодые люди ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
- Как и каждый учитель, я стремлюсь к профессиональному совершенствованию и самореализации, выступаю с докладами, провожу мастер-классы с коллегами, пишу статьи об авторских образовательных технологиях, которые использую на уроках, собираю свой «методический сундучок», - делится собеседница.
В соавторстве с коллегой Фаридой Хажиевой Фанилей Асхатовной разработано издание «Учебное пособие по башкирскому языку для обучающихся кадетских корпусов, кадетских классов». Его тематика нацелена на усвоение ребятами профессиональной терминологии на башкирском языке, что способствует знанию основ военного дела на двух языках - русском и башкирском.
- Я не устаю повторять своим ученикам: «Красивая и грамотная речь, внешние данные и глубокие знания – это, по сути, ваша «визитная карточка» в любом обществе. Умение говорить и писать на родном языке, так же, как и на других языках мира, может принести вам массу преимуществ в жизни. Но оно не появляется у нас от рождения. Это навык, который мы развиваем в процессе обучения и общения в течение всей жизни. Для того чтобы ваша речь была правильной, ее необходимо оттачивать путем регулярной тренировки. Я горжусь, что работаю учителем родного языка и литературы в образовательном учреждении, где воспитываются защитники Родины! - резюмирует педагог Фатхитдинова.
- Творчески работающий учитель. Результативность профессиональной деятельности Фанили Асхатовны характеризуется 100-процентной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся. Ее ученики ежегодно становятся победителями и призерами межрегиональной олимпиады школьников по башкирскому языку и литературе. Успешно ведет внеурочную деятельность по программе «Военный перевод на башкирском языке». Организует встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций, - говорят в дирекции школы-интерната.
Добавим, что Фаниля Фатхитдинова является руководителем школьного методического объединения филологического цикла, куратором национального образования школы-интерната. Член Ассоциации учителей башкирского и родных языков РБ и Учебно-методического совета при Министерстве образования и науки РБ.
За высокое качество обучения личного состава кадетского корпуса, активное участие в патриотическом воспитании молодежи Фаниля Фатхитдинова награждена Благодарственными письмами Государственной Думы Федерального собрания РФ, Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Управления по гуманитарным и социальным вопросам администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ, Почетными грамотами Администрации городского округа город Уфа РБ, Министерства образования и науки РБ, Общероссийского профсоюза работников народного образования.
Гузель ЮСУПОВА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
18-02-2022 (0) Просмотров: 1 233 Номер: 11(13573) Версия для печати