Подводя итоги
Удалось достичь многого, но впереди - грандиозные цели
Сегодня в конференц-зале Башкирского государственного аграрного университета пройдет совещание с руководителями городских школ и гимназий, детских садов и учреждений дополнительного образования. Основной темой для обсуждения станут итоги деятельности системы столичного образования за 2013 год и перспективы ее развития на 2014-й. Предваряя события, мы поговорили о том, чего удалось достичь в минувшем году, с заместителем главы Администрации Уфы Сынтимиром БАЯЗИТОВЫМ.
- Сынтимир Биктимирович, какие позитивные тенденции Вы могли бы отметить в развитии системы общего образования за минувший год?
- К положительным тенденциям 2013 года можно отнести увеличение среднего балла ЕГЭ по большинству предметов, рост количества работ, набравших от 80 баллов и выше. С 2011 по 2013 год победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 29 ребят из Уфы.
В минувшем году прошел первый республиканский образовательный форум “Электронная школа”, в числе победителей которого 8 уфимских. Кроме того, 5 городских общеобразовательных учреждений вошли в топ-500 школ России.
Реализация компетентного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях обучения обеспечили рост качества знаний обучающихся, который по итогам 2012-2013 учебного года составил 61,6 процента при успеваемости 99,9.
Профильным обучением охвачено 76 процентов старшеклассников. В созданной модели подготовки используются интеллектуальный и ресурсный потенциалы учреждений профессионального образования, научных организаций города и других социальных партнеров.
Активно ведется работа с талантливыми детьми и подростками. Организуется исследовательская и проектная деятельность школьников. За отчетный период выявлена положительная динамика в организации научных обществ учащихся. В 2012-2013 учебном году на XVII научно-практическую конференцию Малой академии наук школьников прислано 560 работ.
Продолжается практика организации совместных проектов в системе “Школа - вуз”.
- Как в Уфе решается проблема обеспеченности местами в детских садах?
- Сегодня сеть городских учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, включает 242 детских сада, в том числе 228 муниципальных, 5 ведомственных и 9 негосударственных.
На начало 2014 года охват дошкольным образованием детей с трех до семи лет составляет 92 процента. Увеличения мест в прошедшем году удалось достичь за счет оптимизации помещений действующих детских садов (открыто дополнительно 39 групп на 1086 человек) и расширения новых форм (введено дополнительно 25 групп кратковременного пребывания детей на 502 места и 8 групп семейного воспитания при муниципальных садах с охватом 24 человека). В наступившем году увеличение мест планируется за счет строительства новых садиков: сейчас, например, возводится детсад в микрорайоне Сипайлово-4.
- И все же, что еще необходимо предпринять для охвата дошкольным образованием всех желающих? Как в столице обстоит ситуация с развитием частных детских садов?
- Безусловно, вопрос обеспеченности детей услугами дошкольного образования, присмотра и ухода решается также за счет развития сети частных учреждений. Их в основном посещают дети раннего возраста, от одного года до трех лет.
В городе наработан опыт по развитию частных детсадов. В прошедшем году в целях обмена опытом Управление образования принимало делегацию Департамента образования Москвы. Было проведено совещание на республиканском уровне с участием представителей всех муниципальных районов и городов.
Сегодня частным дошкольным образованием охвачены более трех тысяч детей. Работают 9 лицензированных детсадов, оказывающих образовательные услуги. Кроме этого, сервис по присмотру и уходу предоставляют 85 индивидуальных предпринимателей (в том числе 54 - с группами полного пребывания и 31 - кратковременного).
Созданы две общественные организации, объединяющие и координирующие работу организаций с такой формой собственности. Активно проводится работа по подбору помещений для открытия новых учреждений.
- Сынтимир Биктимирович, имеются ли в городе необходимые условия для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья?
- Да, создание равных возможностей для всех категорий ребят в получении качественного образования - это одна из приоритетных задач.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных школах позволяет создать условия для их проживания и воспитания в семье и обеспечить постоянное общение со сверстниками. Это способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Сейчас в образовательных учреждениях Уфы обучаются 694 таковых, из них 157 человек - индивидуально на дому. Для организации условий обучения школьников с особенностями развития в 15 образовательных учреждениях столицы реализуется Федеральная программа “Доступная среда”, рассчитанная на 2011-2015 годы. Городской центр дистанционного образования посещают 39 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-образовательную работу проводят 113 детских садов, на их базе действуют 156 групп и 68 логопунктов, где квалифицированную помощь получают более 2000 ребят с различными нарушениями в развитии, в том числе 285 детей-инвалидов.
В помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, работает проект, позволяющий реализовать принципы инклюзивного образования путем предоставления дополнительных образовательных услуг нуждающимся в возрасте от трех до восьми лет. Эту услугу по обращениям родителей на базе детсадов получают 12 семей.
В рамках реализации государственной программы “Доступная среда - 2015” планируется создание условий для инклюзивного образования еще на базе 14 школ города.
- Нашим читателям будет интересно узнать о возможностях, которые предоставляет система дополнительного образования для развития творческих способностей маленьких уфимцев.
- В настоящее время система дополнительного образования включает в себя 36 учреждений. Из них 18 многопрофильных учреждений, 7 - с эколого-биологической направленностью, 4 - с туристско-краеведческим уклоном.
Как известно, дополнительное образование предполагает расширение воспитательного “поля” школы, включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Одаренные дети и подростки активно пробуют свои силы в конкурсах и фестивалях самого разного уровня, где зачастую занимают призовые места. Традиционным стало участие уфимских ребят в Международных конкурсах-фестивалях “На крыльях таланта” и “Вдохновение”, Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив “Леонардо”, Всероссийском молодежном образовательном форуме “Молодые интеллектуалы России” и многих других.
В минувшем году 214 уфимских школьников стали призерами Международных конкурсов, 441 - Всероссийских и 472 - Республиканских.
- Чего удалось достичь в развитии в городе электронного образования?
- В столичной системе управления образования созданы необходимые условия для поэтапного перехода к новому уровню обучения на основе информационных и смарт-технологий, обеспечена компьютеризация всех общеобразовательных учреждений, апробируются электронные учебники.
Более 80 процентов школ используют электронные дневники и журналы. Дистанционные технологии в обучении ввели 51 процент образовательных учреждений. Ведутся работы по установке учебных 3D-комплексов.
Для обеспечения безопасности в городских школах и гимназиях устанавливаются электронные системы управления доступом в помещения, оборудуются системы видеонаблюдения.
Проведена модернизация электронной очереди в детские сады, создано единое информационное пространство, объединяющее органы управления образованием и дошкольные учреждения. “Электронная очередь” по Уфе с января 2014 года вошла в единое информационное пространство Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Сайт Управления образования обеспечивает открытость обучения, доступ учреждений и горожан к электронным информационным ресурсам.
- Жизнь не стоит на месте, и современный педагог должен успевать идти в ногу со временем. Какая работа проводится для развития кадрового потенциала?
- Одно из главных направлений в работе с кадровым потенциалом - это улучшение его качества. Для повышения компетенции учителей в вопросах эффективного использования современных образовательных технологий в городе было организовано 20 мастер-классов, на которых 300 преподавателей имели возможность перенять опыт коллег; проведено 10 научно-практических конференций и 7 фестивалей педагогического творчества.
Кроме того, профессиональному развитию учителей способствует участие в городских конкурсах, в числе которых - “Учитель года столицы Башкортостана”, “Учитель-мастер” и “Педагог-исследователь”, смотры методических разработок уроков и внеклассных мероприятий. В 2012-2013 учебном году в состязаниях в профессиональном мастерстве приняли участие более 2000 педагогов.
- И в завершение расскажите о том, что намечено на 2014 год. Могли бы Вы перечислить приоритетные задачи дальнейшего развития городской системы образования?
- В своем ежегодном Послании Государственному Собранию - Курултаю республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов обозначил приоритетные направления современного образования. Он подчеркнул, что эту систему нужно развернуть лицом к современным трендам развития информационного общества, принимая конкретные шаги по запуску смарт-образования.
В этом свете актуализируются вопросы введения электронных журналов и дневников во всех школах города, а также активного использования сетевых ресурсов, например, для проведения веб-конференций, применения информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе, в том числе проектов смарт-образования.
В 2015 году в Уфе пройдут Международные саммиты ШОС и стран БРИКС, в связи с чем планируется расширение сотрудничества с образовательными системами Российской Федерации и зарубежными странами.
Вопросы задавала Татьяна ИЛЬИНА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
4-02-2014 (0) Просмотров: 1 752 Номер: 20(12418) Версия для печати