Этим законом отлично владеют педагоги Уфимской коррекционной школы-интерната №63
Превращение минуса дефекта в плюс компенсации
В прошлом году Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для детей с ограниченными возможностями здоровья отметила пятидесятилетие. Сегодня здесь проходят обучение двести тридцать детей из Уфы и ближайших к столице республики районов.
Переступаешь порог школы и оказываешься в ауре теплоты и сердечности. Нескольких часов, проведенных в этом уютном двухэтажном здании, вполне достаточно, чтобы понять, отчего родители особых ребятишек прикладывают столько усилий, дабы устроить их именно в это учреждение, расположенное по улице Суворова, 4.
- У нас обучаются дети с нарушениями интеллекта. Это могут быть вторичные дефекты, такие как нарушения речи, синдром Дауна, аутизм, остаточные явления детского церебрального паралича. Либо ребята, у которых диагностировано органическое поражение головного мозга. Дети распределяются по классам в зависимости от тяжести данных отклонений. Каждая категория воспитанников обучается по своей программе.
Учащиеся начального звена живут в интернате, действующем в режиме пятидневки, а старшие находятся здесь до шести часов вечера. Наша школа для них - по сути, второй дом, - директор Зульфия Аглиуллина (на верхнем правом снимке) знакомит журналистов со сложностями образовательного процесса ее подопечных. И делает это очень деликатно, показывая - в каждом ребенке здесь видят личность.
Главной целью школы-интерната ставится социальная адаптация учащихся. Да, в расписании нет физики и химии, есть лишь математика и начала геометрии. Педагогический коллектив сосредоточен на том, чтобы помочь выпускникам найти свое место в жизни. Чтобы они чувствовали себя уверенно, умели принимать решения и отвечать за собственные поступки. Их учат выступать перед аудиторией и планировать свой бюджет. Мотивируют на успех. Готовят к самостоятельной жизни. Почти полсотни педагогов, из которых двадцать три дефектолога, прикладывают титанические усилия к тому, чтобы их воспитанники ощущали себя полноценной частичкой общества.
Образовательная программа, помимо учебной части, включает развитие психосенсомоторных процессов и мелкой моторики, лечебную физкультуру и речевые тренинги (с логопедами занимаются вплоть до восьмого класса). Особое место отведено трудовой подготовке - ручной труд (вязание, макраме, природные материалы), столярное, парикмахерское, швейное дело, растениеводство и декоративное садоводство и подготовка младшего обслуживающего персонала. По каждому профилю оборудованы учебные мастерские. В них латают одежду, шьют постельное белье, рабочие рукавицы, фартуки, ремонтируют школьную мебель, в теплицах выращивают овощи. Ребята не сдают ГИА. Но введена итоговая аттестация по выбранной профессии и, имея крепкую базу, выпускники поступают в профессионально-технические училища и учебные комбинаты. Ежегодно трудоустраивается 95 процентов учащихся. В уфимских лицеях №№ 10 и 13 хорошо знают ребят из 63-й коррекционной школы-интерната.
Что скрывать - коррекционных учреждений у нас чураются, и один намек на то, что ребенка нужно переводить в специальное учреждение, способен ввести родителей в шок. Взрослые сопротивляются этому решению, тянут, находясь в плену комплексов. А дети, которые не в силах освоить программу массовой школы, попадают в отстающие, уходят в себя.
- Традиционно большое поступление бывает после первого класса, - рассказывает Зульфия Асгатовна. - Они приходят к нам, как ежики - выпустившие иголки, привыкшие к "двойкам", упрекам, обидам. Потихоньку оттаивают, и года через два мы видим совершенно другого ребенка - открытого, активного, талантливого. Изюминка есть в каждом. Нужно время, усилия, желание, терпение, и способности обязательно проявятся. Кто-то находит себя в нашем музыкальном ансамбле "Воробушки", кого-то увлекает резьба по дереву, третьи бьют спортивные рекорды...
С 1999 года в школе работает психолого-педагогический консилиум. Группа специалистов в составе психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога и врача выявляет актуальные и резервные возможности учащихся, разрабатывает индивидуальные рекомендации для учителей и воспитателей.
Нужно понимать: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его здоровые сверстники. Он просто развит иначе. Отечественный психолог Лев Семенович Выготский, создавая свою знаменитую методику компенсации дефекта, исходил из мысли, что выпадение каких-то функций у ребенка обязательно вызывает к жизни новые стремления и тенденции. И они очень часто оборачиваются талантами. "Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации", - утверждал ученый и призывал искать обходные пути развития особых ребятишек.
...Вторая половина дня - это время поиска талантов. В день нашего визита ребята готовились к XII Республиканскому культурно-спортивному фестивалю среди коррекционных школ и школ-интернатов. Мы заглянули на репетицию номеров художественной самодеятельности. Кроме того, команда 63-й выступит в спортивном ориентировании, теннисе, шашках и шахматах, конкурсе декоративно-прикладных работ.
Декоративно-прикладным творчеством занимаются с особым удовольствием. Не вытащишь мальчишек из мастерской, где заправляет педагог Артем Маркелов. Резьба по дереву и выжигание не только оттачивают мелкую моторику, развивают художественный вкус, это настоящее мужское занятие, которое помогает школьникам чувствовать себя сильнее и увереннее. Хотя и чисто женским рукоделием, например вязанием, мальчики тоже увлечены. Причем вяжут парни даже аккуратнее, чем девочки. Они с удовольствием готовят мамам подарки, и радость, которой лучатся родные глаза, подвигает их на новые свершения. Эти маленькие детские победы и есть ожидаемый результат правильной коррекции.
Что только не придумывают воспитатели - эко-уроки "Хранители воды", литературно-музыкальные композиции, встречи с интересными людьми... С правилами дорожного движения школьников знакомят на празднике "Как разговаривает улица". День гражданской обороны превращается в увлекательный и полезный разговор о спасателях. Ко дню пожилых людей ребята делают небольшие сувениры для своих бабушек и дедушек. А логопедический утренник "АБВГДейка" становится результатом совместной работы учителей, детей и даже родителей. К Дню Республики всегда готовят яркий концерт, и нет отбоя от юных артистов, желающих выйти на сцену.
От умственной нагрузки - под крыло физических упражнений. Этот девиз претворяется в регулярных Днях здоровья, в работе спортивных секций. А наглядным доказательством того, что спорту и физическому развитию уделяется достойное внимание, являются кубки и медали, привезенные с соревнований. Среди них есть даже кубок мэра Москвы. Отличные результаты показывают, например, пловцы школы-интерната. После успешного выступления на соревнованиях в Чебоксарах, на всероссийской олимпиаде лиц с ограниченными возможностями здоровья, восемь воспитанников попали в школу олимпийского резерва. А ведь у 63-й нет собственного бассейна! Вообще, ремонт спортивного комплекса пока остается заветной мечтой. Сколько писем, обращений было написано. Пока положительных ответов нет. Средства требуются немалые, но ведь вкладывая в развитие детей, мы вкладываем в будущее.
И самое главное: судьбу аномального ребенка в конечном счете решает не дефект как таковой, а его социальные последствия, социально-психологическая реализация.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
30-10-2015 (0) Просмотров: 1 545 Номер: 209(12857) Версия для печати