Докопаться до сути
Перископ, чудесным образом выставленный в прошлое
Археология, пожалуй, остается одной из немногих наук, окутанных романтическим флером. И даже в наше весьма меркантильное время среди подростков находятся желающие отправиться на раскопки.
В каникулы Глеб Еникеев, девятиклассник уфимской средней школы № 45, подрабатывает уличным музыкантом. Играет на аккордеоне. Однажды в городском парке рядом с ним остановился мужчина. Послушал и спрашивает: “В археологическую экспедицию хочешь поехать?” Вот так да!
Виталий Тихонович Полосин, учитель истории школы № 29 и руководитель объединения “Краеведы-археологи” при Городском центре туризма, краеведения и экскурсий, а это был именно он, не случайно положил глаз на аккордеониста. В полевом лагере ведь не только раскопками занимаются. Там культурно-массовая работа поставлена широко, и без аккомпаниатора никак.
- В обычном детском загородном лагере мне уже скучно, в городе летом тоже делать особо нечего. Я коротко поговорил с ребятами, которые уже выезжали с Виталием Тихоновичем, и согласился. Ничего не знал о раскопках, археологов в моем окружении не было. Подумал, что будет интересно. Но то, что за десять дней приоткроется окно в целый мир, не предполагал, - рассказывает пятнадцатилетний Глеб.
Прежде чем живописать детали экспедиции, расспросим Полосина, который, заметьте, опыт в этой сфере имеет громадный, если не сказать, уникальный для республики:
- Так получилось, что я уходил из образования на тринадцать лет - с 1989 по 2002 год. Когда вернулся, это уже была другая школа, другие дети. Идеалы разрушены, насаждаются худшие образцы западной культуры. Но у меня-то в сознании засело совсем другое. Дали мне седьмой класс. Истосковался по школе и полностью отдавался работе с детьми. Рассказал ребятам, что в прежние времена были у нас археологические выезды. Они упросили в конце учебного года организовать такой же с ними. С лета 2003 года ездим в поле, все никак не остановимся.
Шутки шутками, но дело поставлено толково. Разработана программа “Основы археологии и полевые археологические исследования”, которая предполагает теоретический курс, выезд в лагерь и послеэкспедиционную обработку материалов. Дети потом пишут научно-исследовательские работы, с которыми блещут на олимпиадах и конкурсах различных рангов.
- Археология - удивительная наука. Она как перископ, чудесным образом выставленный в прошлое. Увлекательна и сложна, таинственна и полна труднейшего исследовательского поиска. И, что было важно для меня как руководителя объединения детей и подростков, обладает большими педагогическими возможностями, - объясняет собеседник. - Я назову буквально несколько тезисов, и учителя поймут, как нам удается добиваться столь значимых результатов. С нами ведь выезжают и трудные подростки, и одаренные ребята, те, кто увлечен историей, и те, кому до нее, мягко говоря, дела нет, и девчонки, и мальчишки.
Широкая интеграция с другими науками, комплексность исследований формируют широкий кругозор, и каждый ребенок находит, где проявиться, - начинает загибать Полосин пальцы. - Затем сочетание физического и интеллектуального труда, работа в команде, становление исследовательского типа мышления. В поле человек точно на ладони. Результаты его труда, выражаясь казенным языком, быстро социализируются, и тут же вырастает социальный статус школьников. Вся эта архиважная педагогическая работа осуществляется исподволь, на ярком, эмоционально окрашенном фоне полевых исследований.
...Ныне юные археологи, костяк которых составили учащиеся школы № 29, как и в прошлом году, отправились в Челябинскую область. В Кунашакском районе уже седьмой год ведутся раскопки могильника Уелги. В палаточном лагере ребята влились в коллектив научной академической экспедиции и челябинских школьников, руководимых педагогом Сергеем Владимировичем Марковым. У наших соседей более тридцати лет существует уникальное содружество детей и взрослых, увлеченных наукой о древности. Это детище профессора Южно-Уральского государственного университета Николая Борисовича Виноградова. На базе челябинского Дворца пионеров действует археологический клуб “Формика”, охватывающий всю область. Уфимские археологи-краеведы провели с челябинцами совместный эксперимент на базе заповедника “Шульган-Таш”, участвовали в региональных семинарах на озере Тургояк, на острове Каменные палатки под Екатеринбургом, в заповеднике “Зюраткуль”. А теперь вот вместе копают могильники возле озера Уелги.
Новичкам все в диковинку. Начиная от рельефа местности и до необычных словечек и ритуалов. Учиться приходится всему: ставить палатки, разбивать лагерь с минимальным ущербом для природы и максимальным - для человека, с одной спички разжигать костер, сооружать временные укрытия. Бытовые условия оказываются сущим пустяком. Говорят, что современное поколение изнеженно и избалованно. Можно с этим поспорить - и обеды, приготовленные на полевой кухне, уплетают за обе щеки, и озеро в качестве огромной ванны их вполне устраивает (хотя оборудован летний душ).
Экспедиция проверяет ребят на прочность. Например, налетел шквалистый ветер с ливнем. Одни, проявив характер, бросились спасать лагерь, удерживали тенты, навесы, углубляли водоотводные канавки, а кто-то в палатке ждал, пока развиднеется. Где они еще сдадут экзамен на товарищество? Где избавятся от ложных представлений?
- От лагеря до раскопа идти полтора километра, - рассказывает Глеб. - С собой несешь инвентарь. Глубоко заблуждаются люди, считающие, что пыль веков археологи сметают кисточками. Так только в кино. На самом деле в поле на жаре машут лопатами. Три часа утром и два часа после обеда. Час работаешь - десять минут отдыхаешь. С непривычки очень тяжело.
В первый день мы с приятелем, также приехавшим впервые, решили встать на носилки. Думали, будет легче, чем копать. Ох, ошиблись... Только опорожнил носилки, их опять нагрузили, неси в отвал. Дня через три втянулись. Кое-чему научились, поняли: увидел на “материке” (первозданный слой, он оранжевого цвета) предмет, зови сахемов, они разберутся. Сахемы - старшие на раскопе, археологи с опытом. Наши ребята обнаружили неграбленое погребение мужчины-лучника. Сахемы сразу территорию огородили, нас не подпускали. Мне, честно сказать, не везло: находил только лошадиные зубы.
Постепенно дети из “бездумных копателей” превращаются в ретивых исследователей. В начале смены они вопросов почти не задают, зато потом буквально засыпают ими взрослых.
Педагогам известно, что исследование - это высшая форма воспитания творческой активности ребят, их самостоятельности. Детей хлебом не корми, дай что-нибудь разведать, выяснить. А если это не игра, а серьезное дело - раскопки! Ведь подчас найденные тобой или твоими товарищами предметы открывают неизвестные страницы прошлого. Представляете, какой эффект это производит на подростков?
Еще такой момент. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто пытаются обосновать патриотизм какими-то фактами из его истории. Если сами участвуют в поиске исторических сведений, то в здание патриотического воспитания добавляются новые кирпичики.
...Могильник Уелги состоит из двух пластов, или горизонтов: нижний, более ранний, относится к IX веку, а верхний датируется Х-XI веками. В первом случае речь идет о так называемой башкиро-мадьярской эпохе. Во втором - о кипчако-кимакском периоде. Если в раннем захоронении покоятся сожженные человеческие останки, то в позднем - скелетированные. Найденный в нижнем горизонте материал полностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Возможно, могильник принадлежит к мадьярской культуре. Археологи склонны полагать, что кочевники имели отношение к народностям Восточной Европы - хазарам, причерноморским булгарам, дунайским мадьярам. Может быть, это мадьяры в период “обретения родины”, то есть во время миграции в Карпатско-Дунайский бассейн. Об этом ребятам рассказывал руководитель экспедиции доктор исторических наук профессор Сергей Геннадиевич Боталов.
Увлекательных лекций на свежем воздухе прочитано было немало. Держу пари, что информацию подростки усваивали крепко. Вернутся домой и будут рассказывать о том, как вскрывали курган, нашли железный и костяной наконечники стрелы, накладки для лука, бусины...
- В школьном археологическом лагере не приемлема ни дисциплина казарменного типа, ни абсолютная вольница. И в том, и в другом случае дети будут чувствовать себя эксплуатируемой стороной. И разочарование неотвратимо. Очень важно соблюсти баланс. Нужно создать такую атмосферу, чтобы каждый ребенок был рад видеть всех и каждый был рад ему. Если в лагерь съезжаются несколько клубов, появляется шанс использовать опыт, знания, наработки всех руководителей. Тогда на основную задачу - погрузить воспитанников в обстановку творчества, знаний, фантазии - трудимся сообща, - продолжает вводить меня в тонкости практической археологии Виталий Полосин.
Можно бы еще рассказать о ежевечерней культурной программе. Но читатель, думается, уже и так представил картину и уяснил, сколь важно сегодня организовывать подобные профильные лагеря, отвлекать подростков - кого от компьютера, а кого от подвортни. И наверное, задался вопросом, в какую сумму выливается поездка. Отвечу: в смехотворную по сегодняшним меркам - родителям расходы обошлись в пять тысяч рублей.
Людмила КОНДРАШОВА.
9-08-2016 (0) Просмотров: 1 190 Номер: 137(13035) Версия для печати