$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Зов предков

Можно ли войти в пещеру дважды?


«Они преследуют меня с тех пор, как покинула пещеру. Чего хотят эти люди, превратившиеся в тени пятнадцать тысяч лет назад? Они просят лишь об одном: не стирать память о них. Память, нанесенную красной охрой на влажные от чьих-то слез стены подземелья…»

Можно ли войти  в пещеру дважды? Можно ли войти  в пещеру дважды?

Так начинался очерк «Зов предков», опубликованный в «Вечерней Уфе» осенью 2001 года. Мне довелось побывать в уникальной пещере Шульган-Таш (Каповой). Она, словно магнит, притягивает к себе людей, жаждущих своими глазами увидеть образцы палеолитической живописи. Тогда никто и не думал, что доступ в пещеру ограничат ради сохранения древних рисунков, и теперь туристы могут взглянуть лишь на копии. И во второй раз мне уже не суждено подняться по шаткой лестнице в Зал рисунков, преодолеть шкуродер и выпить студеной воды из Верхнего Дальнего озера. Правда, недавно я испытала ощущения, будто снова оказалась во чреве Каповой. Это случилось на премьере балета «О чем молчат камни» в постановке Рината Абушахманова. На сцене Шульган-таш была живая, она дышала! Можно ли дважды войти в пещеру, даже если туда закрыт доступ? Выходит, можно….
С кем я могла разделить эту радость? С тем, кто хорошо знаком с тайнами Каповой. Это московский археолог, доктор исторических наук Владислав Житенев. Именно его научные исследования были взяты за основу постановщиками балета, премьера которого прошла на подмостках БГТОиБ. Предлагаю вниманию читателей фрагменты этой беседы с ученым.
- Владислав Сергеевич, можно ли сегодня сказать, что все загадки Каповой раскрыты?
- Нет конечно! С 1960-го там работают археологи, я приезжаю в пещеру с 2008 года, и мы до сих пор находим огромное количество пунктов распространения культурных остатков, предметы, дополняющие представления о пещере. Например, в 2009 году наши студенты обнаружили в Купольном зале череп, лежавший буквально на поверхности. Кажется, мы обошли не раз этот зал вдоль и поперек, и вдруг - очередная находка.
Во Франции и Испании много мест, где люди просто жили, а есть пещеры-святилища, где только собирались. В Каповой люди находились какое-то время, обсуждали насущные вопросы, совершали ритуалы. Но где они жили? Пока это загадка, возможно, мы не там ищем.
- Какова доля истинных шедевров палеолитической живописи в числе рисунков пещеры?
- Можно сказать одно: рисунки оставляли в течение многих лет, разброс дат большой. Мы видим немало следов различных художественных практик. Но одно дело нарисовать лошадь или крупную геометрическую фигуру - знак, другое - оставить отпечаток пальца или брызги, пятна, точки, линии. Это небрежность художника, баловство ребенка или все-таки какие-то знаки? Мы пока не знаем.
Краски, судя по всему, готовили из бурого железняка, его залежи рядом с пещерой. Из железняка делали порошок, смешивали с глиной и водой, а запасы оставляли в пещере. Возможно, какие-то рисунки обновляли, другие стирали. Сегодня очень важно не торопиться, применяя новые методики очистки кальцитовых натеков со стен. Любые реставрационные работы по вскрытию древней живописи должны предваряться серьезными, доскональными исследованиями, ведь на каких-то участках кальцит защищает пещерные картины от воды. Вещества для консервации, которые предлагают сегодня зарубежные ученые, также надо долго исследовать, чтобы рисункам не навредить.
Вообще, после того как на стенах Каповой был обнаружен рисунок верблюда, представления о жизни людей того времени несколько изменились. Без сомнений, рисунок изобразил человек, видевший это животное. А где он мог увидеть? В Средней Азии, на Каспии. Получается, уже в то время люди могли совершать довольно большие переходы. Караваны в то время не водили, верблюдов просто еще не приручили.
- В балете мы видели, как люди переживали природные катаклизмы. Быть может, в один из таких периодов и случился некий взрыв в Каповой, после чего и образовался зал Хаоса – нагромождение камней?
- Все крупные катаклизмы с пещерой случились задолго до появления человека. В спектакле мы видели бурю. Часто говорят, что в Каповой был второй вход, и он засыпан. Это легенда. А еще посетители пещеры нередко рассказывают о мистических переживаниях. Кто-то видит Белую женщину, кого-то окликают по имени. Вот это точно не легенды и не мифы, а реальность. Оказывается, мозг человека, попавшего в замкнутое пространство, перестает улавливать привычные звуки и образы и начинает восполнять пробелы, реконструировать ситуации. Считайте, что это реакция как раз здорового мозга, попавшего в непривычную обстановку.
- И наконец, впечатления о спектакле «О чем молчат камни»?
- Потрясен и благодарен творческому коллективу театра. Авторам удалось соединить между собой хронологические уровни разных действий, которые проходили в пещере. Костюмы, пластика, музыка, освещение, видео… Настолько это грандиозно сделано, что складывается впечатление, будто ты смотришь практически документальные кадры, потому что жизнь людей на сцене может быть похожа на ту, особенно с эмоциональной точки зрения, которую проживали тысячелетия назад. Точнее, как мы ее представляем, опираясь на исследования ученых.
Татьяна БАРАБАШ.
В оформлении материала использованы фотографии Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.

Дата создание новости 17-05-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 558     Номер: 36(13320)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.