Опасно для жизни
Прозрачный, тонкий, лживый…
«Ребя-я-та…» В тихой морозной ноябрьской тишине это прозвучало как-то удивительно тихо и спокойно - даже с какими-то ласково-миролюбивыми интонациями, совсем как у мультяшного кота Леопольда. «Ребя-я-та…» Мы обернулись на этот тихий призыв и… обмерли…
Из полыньи торчала только голова мужика, который еще минуту назад рыбачил рядом с нами. Мы кинулись к нему – связали шарфы, ползком, как положено, подобрались к проруби. Вытащили рыбака. «Ты что так тихо звал-то нас? - изумились мы. – Словно не тонешь, а закурить просишь…» «Да прям так неудобно было вас от рыбалки отвлекать», - извиняющимся тоном ответил он. И смех и грех!
Тот случай произошел много лет назад на озере Людановка, что недалеко от Уфы. На календаре было 7 ноября, но лед на озерах уже встал, и мы упустить возможность половить, конечно, не могли. Провалившийся мужик оказался молодцом. Вышел на берег, развел большой костер, разделся до трусов, просушил одежду и уже через каких-то часа два снова забрасывал удочку рядом с нами.
Мы часто вспоминаем случай на Людановке – и не только из-за этого леопольдовского «Ребя-я-та…». Тот рыбак проявил удивительное хладнокровие, а ведь в месте, где он провалился, глубина была прилична, и дна он не достал. Лед-то на озере был уже вполне безопасным для хождений и рыбалки, сантиметров семь толщиной. Но мужик решил попытать счастья возле впадающего в озеро ручья. А в таких местах лед всегда тоньше.
Каждый год приносит новые трагедии на льду. Ведь проваливаются люди неподготовленные, начинают паниковать. А паника, как известно - плохой помощник в любом деле. Вот и нынешний сезон уже омрачился горем в семье утонувшего мальчишки в Нуримановском районе. И вина здесь всецело лежит на нас, взрослых. Что с пацанов взять?
Касаемо же рыбаков – в большинстве случаев к беде приводит плохо контролируемый из-за недостатка умишка азарт. Да, по первому льду клюет очень хорошо. Как и по последнему. Но стоит ли игра с жизнью хорошего улова – решать каждому самостоятельно.
Признаюсь, за десятилетия зимней рыбалки я и мои друзья проваливались много раз. Где-то виноват был действительно вышедший из-под контроля азарт, а где-то – просто стечение обстоятельств. Порой ведь опасность таится там, где ее никак не ждешь…
Поведаю, что называется, из первых уст о чувствах и эмоциях провалившегося. В первые мгновения это, понятное дело, шок, даже если подобное случилось уже в двадцатый раз в жизни. Ну, мало приятного внезапно оказаться в ледяной купели! Правда, сильного холода вы поначалу не почувствуете. Это наступит позже, если протянете со своей «эвакуацией». После первого шока, как правило, каждый пытается сразу выбраться самостоятельно. Но машинально делает это вопреки всем правилам. Хочется, цепляясь за лед, просто выползти из полыньи. Не получится! Это же гладкая и скользкая поверхность! Видел я сломанные кровоточащие ногти у рыбаков на фоне безумных глаз. Но все же именно так вылезти можно – при условии, что в руках у вас будут очень простые приспособления, называемые в народе спасалками. Они представляют из себя две рукояточки с торчащими из них мощными шипами. Вонзая шипы в лед, можно выбраться из полыньи. Но предупреждаю – сделать это тоже будет физически тяжело: намокшая одежда в таких случаях предательски тянет вниз. (Кстати, снять в подобной ситуации валенки или сапоги и не пытайтесь – только время потеряете.) Как-то на Новый год мне друг подарил пару замечательных скандинавских спасалочек. Они соединены между собой шнуром и входят одна в одну, каждый шип в отверстие противоположной спасалки. Висят на шее – и не уколешься случайно. А если понадобятся – то всегда под рукой. Простая вещь, которая может спасти жизнь…
То, что голова и разум у некоторых в таких случаях напрочь отключаются, мы наблюдали не раз. Вспоминаю случай еще в одном месте постоянного рыбацкого паломничества – Исмаиловской старице. Место вообще нехорошее: большая река, течение. И вот пошел один дед, вооружившись ледобуром и ящиком со скарбом, к промоине. Все ему кричат: «Не ходи, провалишься!» Тот что-то бурчит в ответ. По интонации можно догадаться – мол, не ваше дело, сам знаю, куда иду. Тресь! Естественно, провалился. Ну, все, ясное дело, бегом к нему. Давай шарфы связывать, у кого-то веревка нашлась. А дед – уникум! – барахтается в проруби и… не выпускает из рук ящик и бур! «Бросай!» - кричат ему. Он в ответ возмущается: «Они же денег стоят!» (Мне это напомнило еще одного персонажа - из мультфильма про Простоквашино, который, почти утонув, не хотел из рук выпускать ружье.) Читатель, думаю, представляет, каких трудов стоило вытащить и деда, и его вещи, с которыми он так и не расстался. Долго потом этот выбившийся из сил куркуль пластом лежал на льду, приходя в себя…
Если на водоеме нет течения, а рыбак хорошо подготовлен физически и теоретически, то его невольное купание бедой не обернется. Это лет пятнадцать назад доказал мой коллега, охотник и рыбак Фларит Шакиров. В понедельник на утренней оперативке он рассказал о том, что накануне, рыбача в Сипайлово на Лихачевской излучине, провалился, и пришлось рыбалку закончить. Я знал, что мой друг хорошо владеет навыками самостоятельного освобождения из водно-ледяного плена. И высказал достаточно коварное предложение: давай провались снова, а мы это зафиксируем на фото и расскажем в газете о том, что, не паникуя и умеючи, выбраться не так уж и сложно. Фларит согласился, и на следующий день мы были на Лихачевской излучине. Шакиров, как и положено, с ящиком за плечами медленно пошел к самому опасному месту. Фотокорреспондент Владимир Осотов начал «стрелять» камерой кадр за кадром. И вот желаемое достигнуто – журналист в ледяной воде. Далее – все четко и быстро, идеально «по науке». Спиной вперед он максимально выбирается на лед. Потом выбрасывает на лед одну ногу. И вот он уже словно выкатывается из проруби. «Едем в магазин, коньяк заслужил!» - возбужденно предлагаю я ему. На что Шакиров ответствовал, полностью подтвердив отсутствие у него всякого стресса: «Да ни к чему, чайком обойдусь…»
Публикации, подобные моей, как правило, заканчиваются советами – как вести себя на водоеме, какой лед опасен и прочее и прочее. Наверное, напоминать это нелишне никогда. Но уверен: читающие эти строки рыболовы все правила знают хорошо. Но ведь так устроен, к сожалению, человек: живет с каким-то странным убеждением, что беда может произойти с кем угодно, только не с ним. А ведь далеко не все из утонувших когда-то рыболовов были зелеными новичками! Помните: часто и летом тонут те, кто умеет хорошо плавать. Зимой же многие бывают на льду «под градусом», а в этом случае силы покидают попавшего в беду мгновенно! Не дай Бог провалиться в месте с сильным течением. Тут счет идет просто на секунды. Не подоспеет помощь – никакая выучка не поможет. И потому совет один: да не суйтесь вы туда, где может быть опасно!
Давайте ездить не за рыбой, а на рыбалку. Давайте наслаждаться чистым зимним воздухом. Давайте не будем рабами своего азарта. Банальная фраза о том, что вас ждут дома, до иных не доходит. Тогда скажу по-другому: а на дне вас ждут раки. Грубо, неприятно? А как же иных заставить, как сейчас говорят, включить голову?!
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
На снимке: добровольно «попавший в беду» журналист Фларит Шакиров.
Фото Владимира ОСОТОВА.
8-11-2019 (0) Просмотров: 863 Номер: 81(13365) Версия для печати