«Плыла-качалась лодочка…»
В любой – даже самой неприятной – ситуации есть свои плюсы. Казалось бы, ну какой плюс для рыбаков в самоизоляции? Одна радость – рыбачить хоть разрешили. А вы давно заглядывали на сайты производителей надувных лодок? А вот загляните – и будете приятно удивлены: почти везде скинули цены. И весьма даже ощутимо. Поэтому, если вы, конечно, располагаете нужной суммой, самое время приобрести плавсредство.
…Я с теплотой вспоминаю все свои надувные лодки. Первая, имеющая прозаическое название ЛГН (Лодка гребная надувная), досталась мне от отца. Поразительно: как долго она служила! В нашей семейной кинохронике есть кадры, как в 1965-м меня, совсем еще малыша, катают на этой двухместной лодке цвета хаки. И я продолжал с нее рыбачить аж до конца восьмидесятых! Конечно, отец со снастями, инвентарем был очень аккуратен, к чему приучил и меня. Может, это и стало причиной такого долголетия нашего плавсредства? Ведь известно, что плохо просушенная в швах лодка долго не проживет, и потому мы никогда и ни при каких обстоятельствах не складывали свою элгээнку, не убедившись, что влаги на ней нет ни капли. Если же приходилось завершать рыбалку в дождь, то сушка производилась дома, сразу по возвращении.
Первой моей, если можно так выразиться, современной лодкой стала «Айгуль» производства Уфимского завода резино-технических изделий. Тогда, в начале девяностых, в пору тотального дефицита, купить в магазине лодку было просто нереально. И мне помог отец моего друга Игоря, дядя Ришат. Он был фронтовиком, а ветеранам полагались лодки без очереди. Мы этой возможностью и воспользовались. А так как Игорь, ныне заядлый рыбак, в ту пору абсолютно не был подвержен этому увлечению, то голубая резиновая красавица досталась именно мне.
«Айгулька» служила верой и правдой. Правда, «страдала» одной, жутко докучавшей, «болячкой» - у нее регулярно ломались пластиковые весельные уключины, и я, как и другие счастливые «айгулеводы», был завсегдатаем толкучки возле магазина «Рыболов-охотник», где с рук можно было купить деталь. Эти мытарства я воспринимал как неизбежность и особо не страдал. Но в один прекрасный день в районе той же толкучки мне пришло нежданное избавление в лице страдающего от похмелья дяди. «Подкинешь на опохмел – подскажу, как навсегда избавиться от этой пакости», - прищурился он. «Ну уж навсегда…» - «А ты не сомневайся, в случае чего меня всегда здесь найдешь…» Способ оказался прост. Надо во все три отверстия уключины забить по отрезку металлического прутка. Что интересно, металл абсолютно не усиливал конструкцию – ломались-то уключины в другом месте. Но менялась теплопроводность всей детали, что и помогло мне действительно забыть о проблеме – и действительно навсегда.
Первой моей пластиковой лодкой стало двухместное творение из Поднебесной под названием «Фишхантер». Учитывая просто игрушечную толщину ПВХ, я бы сие средство, даже невзирая на громкое название, полноценной лодкой для рыбалки или охоты не назвал. Купил ради любопытства, и прослужила она мне на удивление долго. Опять же, учитывая «пляжную» нежность материала, я был предельно осторожен. Но избежать нескольких здоровущих дыр все же не удалось. И причиной тому стали не коряги или там багор, а обыкновенные… мыши! Мы с друзьями ловили на удочку знатных сорожек на одном из лесных озер в Дюртюлинском районе. Выехали с ночевкой. Утром, торопясь быстрее доплыть до прикормленного места, я и не сразу заметил, что сижу в лодке чуть ли не по колено в воде. Выяснилось, что ночью дно в нескольких местах прогрызли полевые мыши. Причем прогрызли именно там, где лежали кусочки каши, которую мы использовали в качестве прикормки. Позднее я узнал, что грызуны весьма охочи до поливинилхлорида, когда от него вкусно пахнет. А вот владельцам резиновых лодок по этому поводу можно не беспокоиться. Не едят эти мелкие негодяи резину, даже «ароматизированную»!
Не буду рассказывать обо всех моих лодках. На гаражных полках до сих пор покоятся вполне «рабочие» старые добрые «Пиранья», «Омега», «Нырок», тот же «Фишхантер»… А выезжаю я уже с надувной пластиковой лодкой производства одной из уфимских фирм. У нее складной фанерный пол, навесной транец под легкий мотор, который помогает мне быстрее добраться до места.
Имея некоторый опыт, хочу дать несколько советов новичкам, которые в раздумьях, какое же плавсредство выбрать. Мы сегодня ведем речь лишь о гребных лодках. (Скоростные моторные суда – тема отдельного большого разговора.)
Ныне уже не стоит вопрос, что лучше – пластик или резина. Все производители перешли бесповоротно на ПВХ. И это понятно: материал прочный, швы абсолютно не боятся влаги – пусть хоть год мокрая лежит… Правда, один недостаток у таких лодок все же есть: они «дубеют» на холоде, и при температурах, близких к нулю, возиться с «одеревеневшим» плавсредством и хлопотно, и рискованно – вы его можете банально сломать. Но это на морозе. А часто ли вам приходится рыбачить в такую погоду по открытой воде?
Одноместная или двухместка? Думаю, однозначность моего ответа вас удивит, но скажу безапелляционно: чем лодка больше, тем лучше. Как часто бывает, что казавшаяся в магазине просто огромной, ваша «посудина» на реке выглядит совсем небольшой! И не просто выглядит: вам самому уже хочется, чтобы места было побольше – и под рюкзак, и под снасти… Да и подросток-сын ноги так вытянул, что сидеть вам было бы однозначно комфортнее «поширше». Но… Предвижу ваш вопрос: а как таскать этот баул? Добавлю: в багажнике иной малолитражки и место еще надо найти под большой «пароход». И потому оговоримся: если вы еще полны сил, выезжаете на водоем только на авто, у которого вместительный багажник – не бойтесь покупать самую большую лодку. Если вы уже немолоды, на речку добираетесь своим ходом, с плавсредством за плечами, то о какой уж махине тут речь? Придется выбирать самый минимальный размер, а куда деваться…
Какой пол лучше – надувной или обычный? Опять же отвечу однозначно: надувной. Осенью вы почувствуете, как с таковым гораздо теплее вашим ногам. Важная мелочь: надувной пол в случае чего добавляет плавучести всей конструкции. Кто-то скажет, что его легче повредить, случайно проткнув выроненным ножом или крючком, нежели толстый однослойный. Теоретически соглашусь. Но практически… За десятилетия совместных выездов ни я, ни мои товарищи ни разу именно надувной пол не повреждали. И у моих «вышедших на пенсию» «Омеги» и «Пираньи» надувные полы по сей день в целости и сохранности.
Брать ли лодку с подвесным транцем под легкий мотор? Брать однозначно! Со съемным транцем, который крепится к надувному баллону, ваше плавсредство, конечно, назвать «моторкой» можно с большой натяжкой. С движком мощностью в 2.5 или 3.3 лошадиные силы на режим глиссирования вы никогда не выйдете. Но это и не надо! Подобные моторы в народе так и называют – «чтобы не грести». То есть они вас комфортно доставят до другого берега или другого конца озера в так называемом водоизмещающем режиме. А это не более 12 километров в час. А больше и ни к чему. Лодки с транцем под легкий мотор, как правило, оборудованы нетолстым складным фанерным полом, что придает необходимую жесткость. Ловить с таким полом комфортно, хотя, признаюсь, не очень люблю его устанавливать. Но – это дело навыка.
Сегодня конструкций и моделей – просто великое множество. Не спешите с выбором, изучите все мелочи, поговорите с бывалыми рыбаками, выясните репутацию изготовителя. В нашем городе есть компании, которые выпускают лодки очень приличного качества. А значит, чего искать за тридевять морей…
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Фото автора.
Фото автора.
15-05-2020 (0) Просмотров: 1 079 Номер: 33(13412) Версия для печати