ПоЧем-поЧем?
«Сися пися!»
Сегодня в нашей рыболовной страничке мы поговорим - с улыбкой - о торговле. Но торговле не рыбой, а снастями. Вообще, специализированный магазин для истинного рыбака - что отдел игрушек для карапуза. И лично я никогда не упрекну супругу в том, что она надолго задержалась в магазине готового платья, ибо у нее в арсенале есть нокаутирующий ответ: "А ты в своем рыболовном?!"
Хороший, солидный магазин - это как клуб по интересам. Здесь знают тебя, ты давно на дружеской ноге с консультантами. Да и с коллегами-покупателями разговор заводится непринужденно и азартно.
Но - торговля дело коварное, и принцип "не обманешь - не продашь" распространяется и на рыболовные отделы. Даже, пожалуй, здесь он применим чаще и ярче, чем в магазинах иного профиля (речь, конечно, не о солидных салонах, а расплодившихся маленьких рыболовных отделах и магазинчиках).
Итак, вы пришли в незнакомый отдел. Если продавец (продавщица) - ноль в рыбалке, то все просто: смотрите сами и не задавайте вопросов. Второй вариант - тоже вполне благоприятный: продавец соображает в рыбалке и с первых минут разговора он понимает, что соображаете и вы. В этой ситуации вас "разводить" не станут. Во-первых, вы и сами хорошо ведаете, на что ловится, а, во-вторых, если чего - ведь и вернуться можно, и высказать. И если продавец может новичку в оправдание выдать: "Да вы сами ловить не умеете", то с вами подобное не пройдет, и он это тоже знает.
Но истинный продавец-профессионал постарается "развести" и опытного рыбака. Делается это очень тонко. Вам доверительно так сообщается, что "на эту приманку хорошо ловят в Подмосковье, наверное, сами в интернете читали. Но как у нас - опыта нет. Можете взять на пробу". Сердце истинного рыбака все равно вострепещет - купит обязательно. И, главное, на продавца потом не накатишь: сказал же - на пробу.
И есть в нашем городе достаточно большой отряд консультантов-втюхивателей, которым по барабану, профи вы или нет. Одного из таких мы между собой прозвали Мюнхгаузеном, ибо его байки о снастях и приманках просто потрясают воображение. Не секрет, что тот или иной магазин работает с определенным брендом и поставщиком. Так вот, наш Мюнхгаузен долго представлял один не очень известный бренд (скажем, "Сатурн") и доказывал нам с пеной у рта, что идти в другие магазины и брать не "сатурновское" - себя не уважать. И вдруг наш сказочный герой переходит в другой магазин. Встречая его, интересуемся: что там нового от "Сатурна"? В ответ - презрительная усмешка: "Нашли че покупать! Вот "Юпитер" - это снасти!"
Да что там наш "барон", если подобным грешит по телеэкрану на всю страну один из авторитетов и мэтров отечественного спиннинга. Вот он в кепке от "Ламигласа" ненавязчиво вещает о том, что "палки" от "ламика" - это мечта рыболова. А вот уже другая передача. "Мой выбор - "Блэк холл!" и, понятно, на лбу - соответствующий лэйбл. Рынок... И тот случай, когда уже популярность работает на тебя.
В арсенале же наших, уфимских консультантов - несколько убийственных приемов втюхивания той или иной продукции. Например, такой (привожу дословно, продавцы-новички запоминайте): "Вот воблер. Дорогой, конечно, четыреста рублев. Но! Две недели назад зашел мужик, купил. Приходит через три дня - глаза квадратные! Сколько, спрашивает, их у вас осталось? Говорю, с десяток есть. Так он все и забрал! Вот, завезли еще".
Все! Настоящему рыбаку это - удар ниже пояса. Прием древний и замшелый - но работает же! И мужик, который час назад убеждал на рынке жену, что рубашка за восемьсот - это дорого, и он спокойно без нее обойдется, купит недрогнувшей рукой за эти же деньги двухсантиметровый кусочек пластмассы в виде маленькой рыбки.
Следующий, не менее действенный прием называется: "Я таким ловлю сам". Прием для продавца абсолютно безопасный. Я же, мол, ловлю, а если у вас не получается - кто ж виноват...
Эти уловки предназначены для "разведения" уже рыбаков с опытом, ибо редкий новичок купит блесну за триста рублей, что ему ни пой. И если вы действительно пока "полный ноль", отправляйтесь за своими первыми приобретениями с опытным товарищем. Или идите в действительно солидный салон. Да-да, я не оговорился. В дорожащем своей репутацией отделе, если вы пришли сюда за своим первым в жизни спиннингом, зададут вопрос: какой суммой вы располагаете? И предложат что-нибудь адекватное по соотношению "цена-качество". В салончиках классом пониже вас сразу вгонят в краску вопросом: "Вам надо хорошее или что подешевле?" И впарят вам, смущенному, что подороже и - увы - не лучше...
А теперь, читатель, о забавном. Как-то в один из дождливых выходных поехали мы с коллегами по работе и увлечению Геннадьичем и Сабирычем на вьетнамский рынок. Ясно, что брендовых снастей там нет, но что касается китайских штучек - вроде садков, кормушечек, грузил - то покупать лучше у азиатов, так как здесь в разы дешевле, чем в магазинах. Сабирычу было нужно недорогое фидерное удилище - и приехали мы как раз по адресу. Беседовать на вьетнамском рынке с продавцом - дело дохлое: полный "некопенгаген" сына солнечной Юго-Восточной Азии как в снастях, так и в русском языке сводят к абсолютному нулю всю нашу коммуникацию. Итак, Сабирыч подбирает подходящее удилище и задает вопрос: "Сколько стоит?" И слышим в ответ: "Сися пися!" Мы не поняли. "Какая "сися пися"? Палка, говорим, сколько стоит?" - "Сися пися!" Мы переглядываемся. "Парень, ты че, прикалываешься над нами? Сколько сто-ит э-та пал-ка?" Наш маленький собеседник начинает раздражаться: "Си-ся! Пи-ся!!!" Немая сцена. Тут в отделе появляется второй продавец - девушка из наших. "Девушка! О чем это он?" - "Да ясно же. Он вам говорит, что удилище стоит шестьсот пятьдесят рублей". Отхохотавшись, продолжаем диалог. Первым адаптировался Сабирыч: "Слушай! Сися пися - дорого. Давай просто сися!" "Нет! Сися пися" - наш собеседник тверд, как камень. Мы с Геннадьичем дружно поддерживаем товарища: "Скидку давай! Это же рынок! Ты говоришь "сися пися", а мы говорим "сися". Давай приходить к общей цифре!" И слышим такой монолог: "Утарам была сися сися! Десит теперь скидка. Стала сися пися!" Мы - уже под хохот других покупателей, - продолжаем: "Десять - какая же это скидка! Пися - вот это скидка! Давай от сися сися уберем пися - и будет сися и десять. Годится?" Продавец обиженно мотает головой, а нам смешно оттого, что в юморную составляющую диалога он просто "не въезжает" и искренне обижается на наш смех, бормоча, что "зря смеетися, палка оцень кароси!" Новый взрыв смеха.
Короче, купили мы фидер за... скажу на языке этого продавца - за "сися" и "пол-пися".
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Рисунок Рауфа ЮНУСОВА.
Рисунок Рауфа ЮНУСОВА.
31-05-2013 (0) Просмотров: 4 753 Номер: 104(12252) Версия для печати