$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Завёл мотор – и тишина…


Завёл мотор – и тишина…

С улыбкой вспоминаю один уже давний случай. Рыбача с лодки осенью на спиннинг на одном из озер, я встретил знакомого. Мы сошлись бортами, пожали друг другу руки, поговорили. Попрощавшись, я развернулся в другую сторону и продолжил ловлю. Мимолетно бросив взгляд туда, где буквально секунд двадцать назад находился Сергей, я обомлел: водная гладь была пуста! До ближайших камышей грести как минимум минут пять. Из состояния шока меня вывел приехавший со мной и рыбачивший неподалеку приятель: «Он же на электромоторе!
Вот и улетел быстро и беззвучно».

Что меня до сих пор впечатляет в лодочных электродвигателях – это полная бесшумность их работы. Когда рыбацкая посудина в абсолютной тишине скользит по водной глади – это какое-то мистическое зрелище. Электродвижок – это тебе не какой-нибудь бензиновый «Меркурий», когда о том, что ты передвигаешься, слышно на пять километров выше и ниже по реке!
Выходит, электромотор предпочтительнее? Да нет и еще раз нет! И более чем странно, что до сих пор находятся те, кто спорит о том, какой вид двигателя лучше. Мне было весьма забавно читать статью одного диванного эксперта, который просто безапелляционно заявил: «Скоро электромоторы полностью вытеснят бензиновые!» Вам, читатель, ничего это не напомнило из советской киноклассики? «Есть мнение, что народный театр скоро вытеснит профес­сиональный...» Сравнивать эти два типа мотора и неэтично, и глупо. И тут даже все гораздо очевиднее, чем в споре сторонников бензиновых и дизельных двигателей для автомобиля! Итак, если вам нужно на достаточно высокой скорости добираться по воде на неблизкое расстояние от точки А до точки Б, то альтернативы бензиновому двигателю не найти. А вот если вы отправились на озеро, где вам просто не хочется грести или где использование бензиновых моторов запрещено, то единственно правильным решением будет экологичный, бесшумный и беспроблемный в эксплуатации и хранении электромотор. Очень часто двигатель такого типа применяется как дополнение к бензиновому – он поможет, например, сманеврировать на небольшом пятачке. И к тому же бесшумный мотор идеален для троллинга, так как абсолютно не распугивает рыбу. Самое большое достоинство, на мой взгляд, – это сверхудобство в пользовании. Если вы решили сменить место рыбалки, вам не надо дергать пускач (а бензиновый двигатель еще не с первого раза заведется) – достаточно просто дотянуться до румпеля, повернуть рукоять и отправляться в нужном направлении. А в чем его недостатки? Во-первых, на электродвижке не погоняешь, – плыть придется в так называемом водоизмещающем режиме со скоростью не более 10-12 километров в час. Во-вторых, если вы, прихватив канистру бензина, обеспечите себя мобильностью при двигателе внутреннего сгорания практически на весь день, то продолжительность катания на электротяге ограничивается емкостью аккумулятора. А она далеко не безгранична. Подзарядить же на водоеме аккумулятор не получится, нужна электророзетка. То есть для трехдневной рыбалки с ночевкой на берегу электродвигатель никак не годится.
Кто-то удивится, но лодочный электромотор появился раньше, чем бензиновый. Еще в 1881 году француз Г. Труве, как модно сейчас говорить, презентовал на Всемирной выставке в Париже изобретенный им электродвигатель для лодок и катеров, в котором крутящий момент от мотора винту передавала цепь. Четырьмя годами позже американец С. Джонс изобрел движок с подводным размещением самого мотора, где гребной винт крепился прямо к удлиненной части оси ротора. Кстати, эта схема очень распространена сегодня, если речь идет о маломощных моторах для небольших лодок.
Итак, электромотор для лодки – это легкий, весом от 3 до 15 килограммов, агрегат, который, если говорить упрощенно, представляет собой реостат и непосредственно двигатель. Конечно, есть устройства попроще, а есть и навороченные, которые и напряжение аккумулятора покажут, и плавное изменение скорости вращения винта обеспечат… Сами по себе эти агрегаты недорогие – не чета бензиновым: За 15-20 тысяч рублей вы сможете приобрести вполне достойный мотор. Красота? Но есть тут одна заморочка: аккумулятор к нему будет стоить столько же, если не дороже. Но об этом чуть ниже.
На каждом электродвигателе указана тяга, которую он развивает. Она выражается в фунтах, обозначаемых как LBS. Как известно, один фунт равен 0.453 килограмма. Таким образом, несложно подсчитать, что мотор с обозначением 40 LBS будет развивать тягу в 18 килограммов. Для «таскания» лодки с двумя пассажирами на борту и вещами этого более чем достаточно.
А вот теперь об аккумуляторных батареях. К сожалению, несмотря на то, что большинство моторов являются по потреблению электроэнергии двенадцативольтовыми, привычный стартерный автомобильный аккумулятор для этих целей категорически не годится. Я, конечно, знаю чудиков, которые, приехав на водоем, снимают аккумулятор с машины и экипируют им лодку. Но такое удовольствие – максимум на сезон. Стартерная батарея, которая предназначена для кратковременной подачи высоких токов на стартер двигателя внутреннего сгорания, не пригодна для работы в режиме постоянной отдачи энергии. Вам нужен так называемый тяговый аккумулятор, или, как еще говорят, батарея глубокого разряда. Таковые гораздо дороже стартерных, и они в свою очередь по типу исполнения делятся на бюджетные и весьма дорогие. Самые доступные по цене – старые добрые свинцово-кислотные батареи, но изготовленные по особой WET-технологии. Они тяжелые, не любят, когда их роняют или даже кладут на бок. Но цена позволяет закрыть глаза на эти недостатки. Сегодня такая батарея емкостью 80 ампер-часов стоит порядка 10-13 тысяч рублей.
Батарея с абсорбированным электролитом (маркировка AGM) обойдется вам подороже. Но она более неприхотлива в использовании, ее можно хоть переворачивать. Еще более продвинуты батареи с гелевым наполнением. Это качественные необслуживаемые батареи глубокого разряда. И самые современные, конечно, это литий-­ионные аккумуляторы – легкие, удобные, с высокой энергоемкостью, которые рассчитаны не менее чем на 1000 рабочих циклов «заряд-разряд». Наконец, лучшие на сегодняшний день энергоносители – это литий-железо-фосфатные батареи, которые являются подвидом литий-ионных. Тут уже одни достоинства! Легкие, неприхотливые, долговечные, с минимальным саморазрядом…
Какая емкость батареи нужна для вашего мотора? Это несложно подсчитать. Есть такое соотношение: на фунт тяги приходится примерно 1 ампер потребляемой мощности. То есть аккумулятор емкостью 80 ампер-часов сможет работать при полных оборотах двигателя в 40 LBS примерно 2 часа. Это немало, если учесть, что с электромоторами в далекие рейды не отправляются.
Как мы уже говорили, электромотор абсолютно неприхотлив в эксплуатации, не нуждается, как бензиновый, в зимней консервации, не занимает много места в машине, абсолютно бесшумен. Ну а возню с подзарядкой аккумулятора пережить как-то можно…
Артем МАКСИМОВ.
Фото автора.

Дата создание новости 28-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 244     Номер: 68(13721)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.