$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К 100-летию Республики Башкортостан

ЦЭС: первенец социалистической индустрии


ЦЭС: первенец социалистической индустрии

Когда завершилась Гражданская война, серьезно встал вопрос о восстановлении в Уфе промышленности, транспорта и связи, что было сделано в предельно короткие сроки. Советская власть обратила самое серьезное внимание на вопросы электроснабжения города.

Во-первых, была возобновлена работа городской электростанции по улице Александровской (ныне - Карла Маркса, 37), которую в июне 1919 года колчаковцы полностью разгромили при отступлении. Причем 8 работников, наиболее отличившихся на ремонте этого предприятия, за свою ударную работу в марте 1922-го удостоены звания Героев Труда.
Во-вторых, весной 1925 года отдел городского хозяйства Уфимского горсовета оборудовал подстанцию в здании бывшей мельницы купцов П.И.Костерина и А.С.Черникова (Софроновская пристань возле железнодорожного вокзала) для обслуживания населения северной части города, где живут железнодорожники и речники.
В-третьих, в 1926 году на берегу Солдатского озера (парк имени Ивана Якутова) в Восточной слободе введена в эксплуатацию так называемая блокстанция с локомобилем мощностью 400 лошадиных сил (для сравнения: на центральной станции - 960 сил). Она подавала электроэнергию в основном тоже в северные районы города, но на их нагорную часть, прилегающую к железнодорожному вокзалу и пристани, обеспечивала энергией жилые дома и учреждения на улицах Аксакова и Уфимской (ныне - Чернышевского). От этого объекта (скромного деревянного здания), естественно, сейчас не осталось и следа: все-таки прошло уже 90 с лишним лет. Блокстанцию построили в рекордные сроки - за 5-6 месяцев. Энергетический суперважный объект обошелся городу дешево, поскольку Уфа приобрела локомобиль, уже находившийся в эксплуатации. Однако местные мастера усовершенствовали конструкцию. Станция имела 3 электровентилятора, паровой котел, изолированный красный уголок. Обслуживали станцию 18 человек. Топили печь мазутом.
Блокстанция была способна обеспечить светом 1500 квартир рабочих, а освещение улиц предполагалось производить постепенно - с 6 ноября 1926 года. Уже тогда самые важные объекты начали сдавать к революционным праздникам. Сначала подали электроэнергию в центр, где уже были установлены фонари. Тогда действовал такой норматив: на каждые 8 кварталов - 1 фонарь. Кроме того в центре вводилось освещение фонарями, установленными на фасаде домов. Все эти незначительные объекты не решали главного - они не подавали электроэнергию на предприятия, иначе бы город оказался в кромешной темноте. Типография "Октябрьский натиск", лесопилки, насосная станция водокачки и другие объекты имели свои автономные двигатели, а, например, на швейной фабрике имени 8 Марта использовались ножные и ручные машинки. Еще в первой половине 20-х годов стоял вопрос о строительстве мощной электростанции. Уфимский горсовет и правительство Башкирской республики, переехавшее в 1922-м из Стерлитамака в Уфу, серьезно занимались этим вопросом. Рассматривались, как мне известно, 5 вариантов дальнейшей электрификации нашего города.
1. Еще в 1920 году инженер, будущий член-корреспондент Академии наук СССР К.К. Хренов составил первый план электрификации Уфимской губернии (без Малой Башкирии), а в 1923-м выполнил эскизный проект соединения каналом рек Уфимки и Белой и строительства на том канале гидроэлектростанции. Это предложение не претворилось в жизнь, потому что стоило очень дорого.
2. Электростанцию предлагали разместить в селе Чесноковка, известном ныне как крупный коттеджный поселок, а подачу электроэнергии в Уфу планировали осуществлять по проводам. Почему именно это пригородное село возникло на горизонте? В то время вокруг Чесноковки располагались болота с большими запасами торфа, который планировали использовать для топки котлов станции. В принципе, торфа под Уфой было полно и около других небольших населенных пунктов - те "залежи" разрабатывались во время Великой Отечественной войны.
3. Еще речь шла об обеспечении Уфы электроэнергией от Топорнинской электростанции (ныне - Кушнаренково). Опять-таки основным видом топлива рассматривали торф. В том пригородном поселке станцию небольшой мощности все-таки построили, но от нее электрифицировали лишь десятки сел и деревень между Уфой и Топорнино.
4. Станцию хотели разместить в Нижегородке Ленинского района Уфы, а в качестве топлива для выработки электроэнергии предлагали использовать опилки и отходы местных лесозаводов. Проект был привлекателен тем, что Нижегородка в те поры оставалась одним из промышленных районов столицы. Там, кроме лесопилок, работали кожевенный, спиртоводочный, кирпичный заводы, кустарные артели. Но власти вовремя спохватились, поскольку тогда затевалась большая стройка возле станции Черниковка Самаро-Златоустовской железной дороги.
5. Последний вариант, к счастью, оказался самым перспективным и жизнеспособным, хотя тоже не без определенных недостатков. В 1927 году у правительства Башкирии возникла идея: строительство столь необходимой ЦЭС увязать с перспективами развития местной промышленности. Поэтому решили перенести строительство электростанции из Нижегородки в район Черниковки, где трест "Южураллес" планировал возводить новые лесопильные заводы, которые бы использовали древесину, сплавляемую с верховьев Уфимки. По большому счету, в это время в Черниковке вообще планировалось построить крупный промышленный узел (спичечную, бумажную, лесофанерную фабрики, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы).
В одном городе, численность которого (по переписи населения 1926 года) не составляла даже 100 тысяч человек, невозможно было построить 2 крупные станции. На такое и Москва бы не согласилась, потому что бюджетных денег было в обрез, налоги собирались с большим трудом. Причем Башгосплан нашел компромиссный вариант, в качестве топлива предложив использовать челябинский уголь, опилки и отходы древесины от будущих предприятий Уфы. Забегая вперед, отметим: уже после пуска ЦЭС руководители республики дали указание проработать возможность доставки на станцию торфа, поскольку стало понятно, что вырабатывать электроэнергию, сжигая опилки и щепки, нереально: нужно более теплоемкое топливо. О природном газе тогда даже не знали, и его добычей в тот период в Башкирии не занимались.
К тому же ХIV съезд партии, состоявшийся в 1926 году, взял курс на индустриализацию страны и определил меры по ускорению развития отраслей тяжелой промышленности - машиностроения, металлургии, транспорта, добычи топлива, производства электроэнергии и строительных материалов. Что касается нашего города, намечалось строительство так называемого Черниковского (Уфимского) промышленного узла на огромном пустыре. Чтобы эти новые заводы и фабрики работали, была необходима электроэнергия, причем в очень большом количестве.
Уфимская городская электростанция, действовавшая с 1 февраля 1898 года, вырабатывала настолько мало электроэнергии, что через четверть века уже не удовлетворяла потребностей всего населения, учреждений и организаций в источниках питания. Председатель Уфимского горсовета В.Д. Заикин в 1928 году заметил, что электроосвещение имеют только 28-29 процентов жилых помещений столицы республики, в которых проживали 30 тысяч 570 человек (меньше трети населения). Естественно, остальные, а это порядка 70 процентов горожан, пользовались керосиновыми лампами и свечами. В общем, сплошные неудобства и пожары.
И вот 19 апреля 1927 года постановлением Башсовнаркома была организована комиссия по сооружению электростанции в Уфе. Комиссию возглавил председатель Башкирского Центрального Совета народного хозяйства Габитов. Его заместителями утверждены Рябов и Алиев. В состав комиссии вошли также заместитель председателя Башсовнаркома и председатель Башгосплана М.Г. Гаврилов и инженер (в документе его имя не указано, но, полагаю, им мог быть главный инженер Управления строительства ЦЭС Кудрявцев). Любопытно, что на всех совещаниях выступает только Кудрявцев. Еще в документах мелькает имя заведующего технологическим бюро ЦЭС инженера Кусакова. Однако ни разу нигде не упоминается начальник Управления строительства. Думаю, что им был высокопоставленный офицер НКВД, поскольку все важнейшие стройки того времени возглавляли представители органов внутренних дел. Теперь уже не секрет, что ЦЭС строили не только вольнонаемные люди, но и подневольные. На это указывает специальный городок с бараками за колючей проволокой, который находился вблизи стройки. Надо четко понимать, что вместе с раскулачиванием и организацией колхозов сельских жителей начали принудительно направлять на народнохозяйственные стройки. Были и такие, кто не хотел работать на колхоз, поэтому подался в город...
Далее, 16 сентября 1928 года, была произведена закладка паротурбинной ЦЭС мощностью 4 тысячи киловатт. Что она из себя представляла? Двухэтажное каменное здание высотой 18 метров. Первоначально установили 2 турбины мощностью по 2 тысячи каждая, 3 котла (2 из них работали на угле, 1 - на отходах древесины). Понизительная станция ЦЭС по подземным кабелям направляла электроэнергию напряжением до 6 тысяч вольт на трансформаторые будки. Одна из таких подстанций находилась около велодрома. Этот энергетический объект и сейчас располагается там же (рядом с "Уфа-ареной"), но от старого оборудования уже давно ничего не осталось.
ЦЭС возводили на деньги Наркомата тяжелой промышленности СССР и местного бюджета. Причем в организации и обеспечении материалами строительства активное участие принимал Уфимский горсовет. Он был держателем финансов, кровно заинтересованным в том, чтобы на стройке использовались местные материалы (например, кирпич и лес), а в процессе снабжения участвовали многие уфимские предприятия (ведь это снижало безработицу). Кроме того горсовет в конце строительства ЦЭС (в 1931 году) активно помогал администрации станции находить потребителей из числа промышленных предприятий и заключать с ними договора на энергоснабжение. Это весьма существенно, поскольку первая очередь ЦЭС с начала ее пуска должна была работать на полную мощность, став рентабельной.
Средства, выделяемые Москвой на строительство ЦЭС из Фонда электрификации СССР, могли тратить только на приобретение оборудования, и перебрасывать финансы с этого счета на другие нужды строго запрещалось. В самом начале строительства возник острый момент - рабочим перестали платить зарплату. А ведь кое-какие неприкасаемые деньги из Москвы лежали в Уфимской конторе Промбанка... Кудрявцев разрулил критическую ситуацию, близкую к финансовому краху, и прокомментировал ее так: если люди из-за задержки зарплаты не будут работать, стройка остановится, а Москва в свою очередь мгновенно прекратит направлять средства для ЦЭС. Деньги сразу же нашли и больше к этому вопросу не возвращались. Председатель Уфимского горсовета Заикин, очень переживавший из-за возникших финансовых проблем, бросил тогда фразу: мол, оборудование старой электростанции настолько изношено, что может в любое время выйти из строя, и тогда город вообще останется без света. К счастью, этого не случилось. Более того, 20 сентября 1931 года состоялся пуск ЦЭС - первенца социалистической индустрии Уфы.

Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКЕ: первая городская электростанция (зда-ние с четырьмя большими окнами).


И ЕЩЁ...
По тем далеким временам ЦЭС была диковинкой. Поэтому в январе 1931 года первый и второй горрайкомы ВЛКСМ организовали массовую экскурсию комсомольцев и рабочей молодежи на строительство станции. Между прочим, в те поры городской общественный транспорт еще не ходил между Уфой и Черниковкой, поэтому некоторые комсомольцы отправились на ЦЭС на лыжах (сбор у Дома имени В.И. Ленина, ныне - Авиационный колледж), а другие - на поезде, выехав в 6 часов утра.

Дата создание новости 21-07-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 510     Номер: 58(13134)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.