Имена
На крыльях любви и свободы
Магафура Галиулловна Салигаскарова... Народная артистка России и Башкортостана, неподражаемое меццо-сопрано Башкирского оперного театра. Трудно заставить себя писать о ней в прошедшем времени, хотя два года её нет среди нас. Так и стоит перед глазами живая, гордая, независимая, с чувством собственного достоинства и таланта.
У любви, как у пташки, крылья,
Её нельзя никак поймать.
Тщетны были бы все усилья,
Но крыльев ей нам не связать,
- пела Магафура устами Карменситы. И сейчас особенно ясно понимаешь: это о ней самой! Вот уж кого точно нельзя было ни поймать, ни тем более связать.
Певица прожила долгую, полнокровную жизнь. Не каждому дано пройти сквозь десятилетия жизненных испытаний, сохранив светлую голову, задоринки в глазах, живое чувство юмора, не просто спокойствие, а я бы сказала, величие духа. Магафура никогда ничего не просила (ну просто по Булгакову!), ей все предлагали сами, а она принимала с благодарностью, щедро расплачиваясь талантом, отпущенным ей Природой. Уникальный голос, абсолютный музыкальный слух, тонкое чувство ритма, артистизм, соединенные с художнической интуицией и внутренней свободой, давали потрясающие результаты. Совсем еще девчонка, она быстро схватывала, впитывала, запоминала все, что преподносили ей дирижеры, режиссеры, педагоги, а зачастую сама угадывала - КАК НАДО. Это сформировало совершенно особую художественную эстетику певицы, которой она следовала всю свою сценическую жизнь длиною в три с половиной десятилетия.
Ее называли и королевой, и царицей, и хозяйкой Башкирской Оперы. И все верно, потому что певица стояла у самых истоков оперного искусства Башкортостана, работая в театре с момента основания. Без преувеличения сказать, олицетворенная история театра, академического вокала республики. С 1938 года - артистка хора, вскоре солистка оперной труппы. Дебютировала партией Ольги в опере "Евгений Онегин" Чайковского. Занималась (параллельно с работой в театре) в Башкирской оперной студии Московской консерватории, брала уроки вокала у преподавателя Уфимского музыкального училища Риммы Лазаревны Фишер. В 1947 году участвовала во Всероссийском смотре театральной молодежи и была удостоена первой премии за исполнение Хабанеры из оперы Бизе "Кармен". Позже стала лауреатом Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Праге. Кажется, тогда, перед конкурсом, её и омолодили на год, о чем Магафура Галиулловна рассказывала с неизменным чувством юмора. В документах новые данные (год рождения 1922) так и остались. Но разве важно - круглая дата или не круглая, юбилей или не юбилей? Её всегда можно вспоминать с восхищением и благодарностью.
Магафура Салигаскарова спела более шестидесяти партий в операх русских и зарубежных классиков, национальных композиторов, упиваясь музыкой, судьбами своих героинь и ввергая в пучину восторга потрясенную публику. Четверть века она была незаменимой, потрясающей, самой обаятельной Карменситой. Вот что писала после премьеры газета "Красная Башкирия" (ныне "Республика Башкортостан") 31 октября 1945 года: "Внимание приковывает образ Кармен в исполнении артистки Салигаскаровой. Она создает тип "черной Венеры", близкой замыслу Мериме. В ее игре много страстности, задора, дикой грации. Тонко передает артистка частую смену настроений, нигде не снижая цельности образа".
- А еще, - спрашивала некогда я, - какие партии Вы любили?
- Очень любила Амнерис в "Аиде", Любашу в "Царской невесте", Любовь в "Мазепе", Аксинью в "Тихом Доне"... Нариман Сабитов на меня ставил оперу Верди "Трубадур" - с удовольствием пела Азучену. Да все роли интересные были! Работала много, из театра почти не уходила...
Муж певицы - Мухамед Арсланов, талантливый художник, один из основоположников башкирского театрально-декорационного искусства. Они прожили вместе пятьдесят восемь лет. Их сын, Рифхат Арсланов, унаследовал талант отца и в настоящее время - известный живописец, главный художник БГТОиБ. Магафура Галиулловна с радостью рассказывала о внуках, ликовала, когда старшая внучка Диана (тоже художник, живет в Москве) подарила правнучку - Раду...
Связи с театром не теряла, была в курсе всех новостей, вкус к жизни не утратила. Беседовать с ней было одно удовольствие. Поражали ее феноменальная память, свобода мысли и независимость высказываний, общительность, бодрость, энтузиазм, молодость духа. Ей хотелось долго жить, и она живёт - в нашей благодарной памяти, в истории башкирской и российской культуры.
Нина ЖИЛЕНКО.
21-11-2017 (0) Просмотров: 1 311 Номер: 93(13169) Версия для печати