С особой нежностью
Это было недавно, это было давно!..
Это название мне очень хотелось бы заменить на уникальное «касымовское» – название сборника избранных работ незабываемого Александра Гайсовича – «Критика и немного нежно».
Отношения театра (я имею в виду Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан) и редакции одного из самых востребованных изданий Уфы всегда были именно такими, полезными, осмелюсь сказать, как теперь модно говорить – сбалансированными: и исполнителям, и авторам всегда находилось, кого и за что отшлепать, а кого похвалить совершенно искренне.
Во всяком случае, практически никогда не было позыва считать журналистов этого издания монстрами, и наоборот.
Мне помнится, что знаковостью этих отношений всегда были улыбки радости от встречи в коридорах редакции, в фойе театра, в зрительном зале, в «закулисье».
Хотя, чего тут кокетничать, присутствовала в отношениях и некая (очень специфическая) меркантильность, то есть профессиональная и творческая нужда друг в друге…
Годы доказали, что эта нужда не была поверхностной, а уходила в серьезную глубь.
Для литературной части театра важными были, естественно, отношения с отделом культуры редакции.
Мне как завлиту довелось сотрудничать с отделом культуры «Вечерки» с 1979 года, когда им руководила Алла Анатольевна Докучаева. Хронологически не помню, но затем возглавляли отдел Раиса Валитова, Александр Валеев, Вячеслав Голов, Илюзя Капкаева… Были, конечно, и личные привязанности и связи: с кем-то училась в школе, с кем-то в БГУ и т.д.
А «Вечерка» началась для меня с корректорской, куда меня привела Мила Ардашова – у редакции была встреча с Вальтером Запашным. Многолетние дружеские связи были у меня с Наташей Лалетиной – мастером своего дела. Потом в этом отделе стала работать Лида Полякова, и приветствия были заменены улыбками. Беспокоить их не имело смысла, они всегда были предельно заняты.
Это время было для меня не только нежное, но и, простите за пафос, грустное… С тех пор прошло уже пятьдесят лет, но живет во мне реальное ощущение тоски от невозможности вернуться в то время, когда редакция располагалась (скорее ютилась) на втором этаже старого здания по улице Карла Маркса, ужасно многолюдной, так как соседом редакции был Центральный универмаг с одной стороны, а с другой – гостиница «Астория», потом она называлась «Уфа». Теперь не знаю.
В памяти неизбывно живут воспоминания о беседах с Юрием Федоровичем Дерфелем. Мы с ним часто пересекались на углу Социалистической и Кирова. Он рассказывал о неизвестных мне фактах из жизни моего отца – ветерана войны. В общем, его, молчаливого человека, Юрий Федорович умел разговорить, писал о нем, глубоко уважая.
Это очень самонадеянно, но мне думается, что «Вечерка» вообще была семейной газетой.
Надо сказать, что вечеркинцы всегда умели не только блестяще работать, но и красиво, от души отдыхать. Довелось побывать с ними в путешествии по Белой на теплоходе до каких-то красивых и уютных мест, где после высадки расстилался длиннющий «дастархан», на который вываливалось все, что имелось в каждой сумке… И было купание, и футбол, и рыбалка, которой виртуозно командовал Вячеслав Голов. А потом ведро (именно ведро), ну правда, очень вкусной ухи, сваренной на костре. Все это так ярко светится в памяти, потому что я никогда не любила дикий отдых в основном из-за пьяного хулиганья. А здесь!.. В этот жаркий июльский день все было, как в хорошем кино.
Еще одно существенное воспоминание – это ежемесячное приложение Русского драматического театра к «Вечерке» – «Аншлаг», созданное с подачи директора театра, а когда-то известного фотокорреспондента Вячеслава Стрижевского. Спасибо «Вечерке» за терпение и даже мужество при подготовке приложения.
Во всех этих воспоминаниях высвечивается имя Александра Касымова (на снимке), умницы, умеющего ответить на любой вопрос. Во всяком случае на мой. Например, что есть постмодернизм, он ответил более чем иронично: возьми журнал, разбери его по листочкам и подбрось их. А потом сложи листочки в вольном порядке. Вот тебе и будет постмодернизм. Почему-то к его неизбывной иронии примешивалась перманентная, глубинная грусть, и это точно уловила художница Лейсан Рахматуллина, созданный ею портрет Саши Касымова появился в одном из номеров опять же «Вечерки».
Спасибо, «Вечерка», за все, и вперед – навстречу новому пятидесятилетию!
С праздником!
Тамара АБРОСИМОВА,
некогда заведующая литературной
частью Русского академического театра.
некогда заведующая литературной
частью Русского академического театра.
17-05-2019 (0) Просмотров: 658 Номер: 36(13320) Версия для печати