Земляки
Он покорял Арктику на "Челюскине"
С историей Уфы связаны имена двух знаменитых челюскинцев - бортмеханика авиаразведки крупного парохода "Челюскин", кавалера ордена Красной Звезды Георгия Валавина и участника арктической экспедиции на судне "Челюскин", радиста Эрнста Кренкеля. Об Эрнесте Теодоровиче написано очень много: он чаще бывал в Уфе, его семья во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в наш город, и к тому же известный полярник-радист избирался депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от Башкирской АССР.
И все же Валавин нам ближе и роднее, так как он - наш земляк, родился в 1902 году в посёлке Тирлян (ныне - Белорецкий район Башкирии). В биографии у него была одна знаковая запись: воевал за Советскую власть в составе армии южно-уральских партизан под командованием Василия Блюхера. Именно на таких надежных и испытанных людей делалась ставка в стране после Гражданской войны. В 1922 году Валавин окончил Петроградскую школу авиационных техников и налетал к моменту отправки на "Челюскинце" сотни часов в составе различных экипажей.
На борту "Челюскина" была своя, как бы сказали современники, палубная авиация, состоявшая из небольшого самолёта-амфибии Ш-2. Ее полярники любовно называли "шаврушкой" или "стрекозой". Управлял этим необычным самолетом экипаж всего из двух человек. Пилота Михаила Сергеевича Бабушкина и авиатехника Георгия Степановича Валавина для освоения Арктики выбрал сам начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт, который учел, что оба имели большой опыт воздухоплавания, отлично знали технику и дружили много лет, что немаловажно, когда людей берешь на такое рискованное дело. Кстати, в Москве Бабушкинский район назван в честь полярника, а не революционера. Даже по тем временам Ш-2 была машина, явно не рассчитанная на длительное пребывание в небе. На ней главным образом вели оперативную разведку курса корабля "Челюскин". Полёты на таком аэроплане в условиях Крайнего Севера требовали от экипажа незаурядного мастерства и мужества.
Однако случилось непредвиденное: 13 февраля 1934 года раздавленный льдами "Челюскин" затонул. Крепкие морозы и сильные ветра не давали возможности отремонтировать "шаврушечку", пострадавшую при эвакуации с уходившего под воду корабля. "Ш-2" отремонтировали только благодаря мастерству Валавина, но мотор при низкой температуре все равно не работал. Было всего два варианта: бросить самолёт или попробовать долететь на нём до мыса Ванкарема. Многие считали, что шансов добраться до Ванкарема при арктическом морозе очень мало. И вот 31 марта погода резко изменилась: температура воздуха неожиданно поднялась до минус 8 градусов. Через день Михаил Бабушкин и Георгий Валавин вылетели, став единственными самостоятельно добравшимися до Большой земли челюскинцами. Оставшихся в лагере людей вскоре забрали летчики из спасательной экспедиции на тяжелых самолетах. Наш земляк даже не был удостоен звания Героя Советского Союза.
Георгий Валавин после челюскинской экспедиции ещё не раз в качестве бортмеханика первого класса выполнял ответственные правительственные задания по освоению Крайнего Севера, проработал в условиях Заполярья более восьми лет. Летом 1934 года он прилетал на родину. В Уфе, куда он прибыл на поезде, устроили достойный прием. 22 июля Валавин выступил перед трудящимися города на митинге в Центральном парке культуры и отдыха (ныне - имени В.И. Ленина). 24 июля полярник посетил строительство Уфимского моторного завода (УМПО) и действующий с 1888 года паровозоремонтный завод. Приезд известного земляка, связанного с пятым океаном, был очень кстати, потому что именно в это время в нашей республике стала развиваться местная авиация - в 1933-м открыта первая пассажирская линия, почта и всевозможные грузы стали доставляться в отдаленные районы республики по воздуху, развернулась борьба с сельскохозяйственными вредителями (саранчой) и малярийными комарами. Открыты Уфимский и Белорецкий
аэроклубы. Так уж совпало, что 27 июля 1934-го на Уфимский аэродром, который находился тогда в районе Глумилино (вся левая часть нынешнего проспекта Октября и Рихарда Зорге от улицы Округа Галле до Шафиева) приземлился на самолете итальянский профессор Бевнис Броккиери, который совершал перелет Одесса - Ростов-на-Дону - Астрахань - Саратов - Самара - Уфа - Свердловск - Омск - Новосибирск - Иркутск - Москва - Кенигсберг - Милан. Среди встречавших зарубежного гостя на уфимском
аэродроме был и наш Валавин.
Из Уфы Георгий Степанович вылетел осматривать Белорецк и Ишимбай, где его встречали также как героя. Особенно теплый прием организовали на его родине - в Тирляне. По традиции в Башкирии трудовые коллективы включали Валавина в состав ударных бригад, его именем называли пионерские отряды. Белорецкая городская газета напечатала стихи, посвящённые отважному полярнику. Валавин по просьбе своих земляков помог Белорецкому
аэроклубу приобрести учебный самолёт. В те годы вся наша страна "болела" челюскинцами, шла мощнейшая пропаганда авиации и воздухоплавания. Достаточно сказать, что в 1934 году состоялась премьера документального фильма "Герои Арктики" о походе челюскинцев, который собирал аншлаги. Так, например, за первые четыре дня эту картину в уфимском кинотеатре "Яналиф" посмотрели около 7 тысяч зрителей.
В 1940 году Валавин, имевший 26-летний летный стаж, вышел на пенсию. Но летом 1941-го по зову сердца вновь вернулся в строй: работал в прифронтовых мастерских и испытывал авиационные моторы. После Великой Отечественной войны он оставался верен авиации, но 21 июня 1947 года погиб в авиакатастрофе при исполнении служебного долга. Его самолет Ш-2 находится сейчас в экспозиции Института Арктики и Антарктики.
Рашит АЮПОВ.
1-08-2013 (0) Просмотров: 2 119 Номер: 147(12295) Версия для печати