Юбилейное
Два крыла полета мысли
...и еще пять тысяч - дома
Я пытаю своего друга: изменились ли его взгляды на жизнь, науку к пятидесяти годам, изменился ли он сам? Дежурные журналистские вопросы, и, задавая их, вдруг ловлю себя на том, что во мне самом с годами изменилось, даже нет - преобразилось - отношение к таким людям, как Шамиль.
Он меня всегда восхищал. Замечательный ученый-математик, признанный уже в молодости педагог, человек, достигший вершин исключительно своим талантом. Бурлящие жизнелюбие и оптимизм заставляли нас думать, что все ему дается легко, даже играючи. Он не выставлял напоказ тернистые тропы и шипы науки. Да, собственно, как и тернии жизненные. Отчего с ним всегда было удивительно легко и интересно.
Сегодня к моему восхищению добавилось чувство благодарности. Жить, не напрягая других, - еще один талант. Жить интересно, полнокровно, подавая пример и словно призывая: спешите творить, постигать интересное и новое. Я понимаю: хорошо, что такие люди есть среди нас - постоянно побуждающие и вдохновляющие своим примером.
Ровно восемнадцать лет назад я написал в "Вечерке" о своем друге (а когда-то свела нас навсегда университетская секция легкой атлетики). Это не был материал к какой-то дате, но не написать я его не мог: доцент кафедры высшей алгебры и геометрии матфака Башкирского государственного университета Шамиль Ирикович Цыганов получил тогда буквально подряд несколько официальных подтверждений его таланта ученого на международном уровне. Авторитетный Американский биографический институт - один из крупнейших независимых издателей биографий в мире - включил "досье" Цыганова в сборник "Пять тысяч выдающихся людей мира". Также уфимский ученый "угодил" в издающееся более ста лет издание "Кто есть кто в мире". И, наконец, новость из Кембриджа: "Сообщаем, что за Ваши выдающиеся заслуги принято решение поместить Ваши данные в издание "Люди выдающихся достижений".
Тридцать два года от роду. Лучезарная улыбка. Мой друг смотрит на меня с фото - успешный, вдохновленный...
- ...И наглый. Это же было самонадеянностью молодого нахала - в том интервью заявить тебе, что да, я талантлив!
- А сейчас ты так не считаешь?
- Понимаешь... Ну, во-первых, сейчас я уже не стал бы бросаться такими лихими заявлениями, а во-вторых - изменились мои понятия таланта.
- Поясни.
- Я сейчас осознаю, что существует понятие "математический ум". Много лет назад я был убежден: если человек - талантливый математик - то он вообще талантлив во всем. Ан нет. Бывает талант иного рода - коммуникативный, подразумевающий умение жить в обществе. Тому же Перельману с лихвой дано первое, и, наверное, он лишен второго. Математический ум не подразумевает талант коммуникации.
- Ладно, не скромничай: если бы ты не был талантлив, то не добился бы всего, чего достиг совсем юным и молодым. Да-да, твоих педагогов не забываю: и школьную учительницу Инну Георгиевну Горшкову, и видного ученого Сергея Ивановича Пинчука...
- Талант - он ведет по жизни где-то до тридцати. А потом понимаешь, что главное - это работа.
- Мы с тобой редко говорим о твоей научной и педагогической деятельности. В последний раз это было всего каких-то восемнадцать лет назад. Каких новых вершин достиг Шамиль Цыганов?
- Скажу так. Круг моих исследований изменился весьма круто. Раньше я занимался чистой воды математикой, теоремы доказывал. И моя кандидатская диссертация тоже была из этой области. А сейчас я занимаюсь математическими методами педагогических измерений, тестологией. То есть математической обработкой массового тестирования ста тысяч, двухсот тысяч, миллиона человек. Занялся злободневными проблемами, решение которых будет полезно сейчас, а не в абстрактном будущем.
Вообще, все произошло эволюционно. Я пришел к разработке и проведению олимпиад школьников. В конце 90-х создал Малую академию наук школьников, где дети работали над научными проектами. Академия оказалась системной вещью, так как я от нее отошел, а она благополучно существует. Начал тогда проводить и командные олимпиады, они существуют и сегодня.
- Ты раньше плотно работал с одаренными школьниками...
- Одаренных, к сожалению, мало. Сегодня занимаюсь школьниками в общей массе. Так вплотную пришел к тестированию.
- Это прежде всего ЕГЭ?
- Совершенно верно. Все нулевые годы я был председателем предметной экспертной комиссии ЕГЭ по математике в нашей республике. Кроме того сам составлял задачи для ЕГЭ. До двадцати процентов всех задач в России были мои. То есть если хотите кого за Единый госэкзамен поругать, то это меня...
- А в чем заключается научный анализ этого самого тестирования?
- Вот миллион школьников прошли тестирование. Результаты надо обработать, но не упрощенно, на уровне "столько-то детей набрали столько баллов, столько-то - столько...", а действительно научно. Ведь тест - не контрольная, здесь надо учесть двести, триста разных параметров!
- Мы знаем, что сто баллов должен набрать один из тысячи тестируемых. Как это достигается при составлении заданий?
- Элементарно просто. Мы составляем задачи и апробируем их на группе школьников, а затем подбираем задания по сложности так, чтобы решили их половина испытуемых. По закону больших чисел один из тысячи и получится.
- То есть звучащий каждый год вопрос, стали ли наши школьники умнее, некорректен?
- Это вообще полное непонимание! Нет таких методов, и не было - выяснить, какое поколение было или есть умнее.
- Хорошо. Что практически позволяют выяснить выведенные тобой применительно к тестированию формулы?
- Например, имели ли место нарушения.
- То есть, была ли помощь извне, подтасовка?
- Ну да.
- Не терпится узнать, что же удалось выяснить...
- А нет результатов. Поскольку нет данных, это закрытая информация.
- Уточню еще раз: ты можешь легко выделить группу школьников, которая заведомо получала помощь?
- Да.
- А почему же это не делается?
- Потому что нет заинтересованных. Заинтересованным же по большому счету должно быть сильное государство, которому надо, чтобы в вузы шли самые сильные.
- Следовательно, сейчас поступающие к вам выпускники слабее, чем в былые времена?
- Естественно. Разрушена же советская система образования - одна из лучших в мире.
- А как насчет вузовской системы подготовки специалистов?
- Она кардинально меняется. Делается акцент на востребованную и более узкую специализацию. Например, наш факультет математики и информационных технологий будет открывать новую специализацию - "логистика". Это прикладная математика. Будем готовить специалистов для больших торговых сетей. Какой товар берут лучше, какой хуже? Что надо немедленно завезти на склад? Поставку чего надо придержать? Ответы на эти, казалось бы, очень простые вопросы, оч-чень непросты...
- Наш разговор, посвященный твоему пятидесятилетнему юбилею, как-то больше не о тебе получается, а о проблемах педагогики, о математике... Давай о Шамиле Цыганове без науки?
- Давай.
- Я знаю, что ты обладатель самой солидной в России коллекции склеенных собственноручно моделей самолетов. Сколько их у тебя сегодня?
- Около двух с половиной тысяч.
- Твои лавры здесь еще никто не отобрал?
- Да нет, претенденты как-то не объявляются...
- Помнишь, как много лет назад удивлялся один твой коллега - коллекционер из Англии: "Как? У тебя нет модельной комнаты? Твоя жена просыпается в спальне - а над головой бомбардировщик?" Сейчас у тебя такая комната есть, музей прям... Коллекция пополняется?
- Да, но уже не так стремительно. Новые самолеты создают не каждый день.
- Ты в прошлом легкоатлет-марафонец. Если бы не травма ноги - бегал бы сейчас? Душа просит?
- Просит, несмотря на возраст. Но - нога есть нога. Я реалист.
- ...И материалист до мозга костей. Тем не менее Шамиль Цыганов - неизменный участник всех экспедиций офтальмолога и исследователя Эрнста Мулдашева, который изучает неведомые субстанции и чуть ли не духов из прошлого. Тебе это интересно? Хотя, думаю, вопрос излишний: покататься по странам и континентам профессор Цыганов может и без профессора Мулдашева...
- Когда-то Мулдашеву потребовался математик, который делал бы расчеты для его исследований. Вот он и вышел на меня. Вообще, Эрнст Мулдашев - человек уникальный. Уж насколько я себя считаю оптимистом, так он - трижды оптимист. Выдающийся человек с выдающимися, пусть дискуссионными, идеями. Тем он и интересен! Разве не увлекательна цель его экспедиций - доказать, что на Земле жили другие цивилизации! С какого-то времени я стал серьезно задумываться о человеческой цивилизации на Земле в масштабах Вселенной.
- Мы встретим братьев по разуму?
- Думаю, нет. Ведь наша цивилизация - это лишь короткая вспышка опять же в масштабах Вселенной...
- Тогда что есть человеческая жизнь? И твои пятьдесят - прямо пустяк какой-то...
- Так и напиши!
Беседовал Вячеслав ГОЛОВ.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
29-11-2013 (0) Просмотров: 2 709 Номер: 230(12378) Версия для печати