$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К 440-летию Уфы

“Этажерка” над городом


“Этажерка” над городом

В начале XX века искусство получения фотоснимков только-только делало свои первые робкие шаги. И потому от фотохроникеров, стремящихся запечатлеть летопись военных конфликтов, будь то Первая мировая войны или последующая за ней гражданская в России, с помощью громоздких и несовершенных камер, требовалось огромное мужество и высочайший профессионализм. Стоит ли говорить, что каждая фотография того времени сегодня - уникальный архивный документ.

К числу таких редких снимков относится и это раритетное фото, на котором запечатлен самолет выступившего весной 1918 года против советской власти чехословацкого корпуса. Из пояснения к снимку следует, что аэроплан с позирующими военнослужащими приземлился близ Уфы, в районе железнодорожного моста на низменном левом берегу Белой - на заднем плане виден возвышающийся правый берег с силуэтом водонапорной башни, расположенной около Мусульманского кладбища нашего города.
Теперь о том, что попало в объектив неизвестного фотографа. На снимке мы видим популярную в годы гражданской войны “летающую этажерку” - самолет-разведчик “Фарман-30”. Любители отечественного кинематографа должны знать этот аэроплан по фильму “Служили два товарища” 1968 года режиссера Евгения Карелова с Олегом Янковским и Роланом Быковым в главных ролях. Точь-в-точь такая же “этажерка” запечатлена и на нашем фото, с той лишь разницей, что если на самолетах “красных” наносились звезды (причем не обязательно красного цвета, были и черные), то в нашем случае мы видим опознавательные знаки старой русской армии.
Спроектированный во Франции незадолго до Первой мировой войны самолет необычной конструкции (открытая хвостовая ферма и воздушный винт, размещавшийся позади кабины-гондолы экипажа) широко применялся в России, где стал одним из основных разведчиков и самым массовым самолетом русской авиации - выпускался по лицензии на самолетостроительном заводе “Дукс” в Москве. Во время гражданской войны “Фарманы” активно использовались обеими армиями и состояли на вооружении ВВС РККА вплоть до 1921 года.
Из истории восстания чехословацкого корпуса известно, что после захвата Самары в начале июня 1918 года эшелоны легионеров двинулись на Уфу. На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных с русско-германского фронта. Два из них - “Фарман-30” и “Вуазен” оказались исправными, и чехи сформировали из них разведывательный авиаотряд под командованием подпоручика Мелча. Но, поскольку чешских авиаторов в России было мало, на службу в отряд пригласили русских добровольцев - пилота прапорщика Дедюлина и летчика-наблюдателя подпоручика Арбузова. Если предположить, что воздушную разведку для наступавших на Уфу легионеров осуществлял сформированный в Самаре авиаотряд, то в гондоле “самолета-этажерки” на приведенной фотографии должны сидеть именно эти офицеры.
Сергей ШУШПАНОВ.

Дата создание новости 6-03-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 572     Номер: 43(12441)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.