Имена
Счастье от Бану Валеевой
Вы знаете, что в нашей столице есть улица, которая носит имя Бану Валеевой? Да, такое решение еще в прошлом году приняли депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. И расположена она в новом, строящемся квартале Ленинского района в Затоне. Посмотрела карту - и восхитилась: какие уфимцы романтики! Здесь есть улицы Надежды, Верности, Мастеров, Лунная, Ивовая, Сказочная... Улица Бану Валеевой очень даже вписывается в эту поэтическую компанию. И те, кто переедет сюда жить, должны быть счастливы. Ведь Бану Валеева была добрым, красивым, талантливым человеком. Ее судьба - словно прямой луч света, без зигзагов и поворотов, на виду у всех...
Она родилась в татарской деревушке Шамбулыхчи недалеко от Казани в простой семье, где умели не только честно трудиться, но и красиво отдыхать. Родители любили петь, отец виртуозно играл на мандолине. Девочка с ранних лет радовала умением выводить сложные мелодии узун-кюй, пленяла сельчан звонким, серебристым, гибким голосом. Никто и не удивился, что после школы Бану стала учиться в Казанском музыкальном техникуме. Судьба свела ее с замечательными музыкантами - Султаном Габяши и Газизом Альмухаметовым. Очарованные вокальным даром девушки, они убедили ее отправиться в Москву, поступить в башкирскую оперную студию при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Этому всячески способствовал и ее двоюродный брат Фахри Насретдинов, который впоследствии стал известным певцом, его называли татарским Лемешевым.
Забегая вперед, скажу, что в Шамбулыхчи ещё при жизни Бану Нургалеевны, в 1996 году, открыт музей - её и Фахри. Экспонаты постоянно пополняются, обновляются. И есть чем, поскольку путь Бану Валеевой в оперном искусстве с самого начала складывался ярко, насыщенно, плодотворно.
Мне посчастливилось быть знакомой (а подчас и дружить) с замечательными женщинами, знаковыми личностями в истории Башкирского государственного театра оперы и балета. В балете это Зайтуна Насретдинова, в опере - Магафура Салигаскарова, Бану Валеева...
Помню, мы встретились с Бану Нургалеевной накануне празднования шестидесятилетия БГТОиБ. Она любезно согласилась ответить на вопросы анкеты журнала "Аксаковский дом" и пригласила к себе домой. Ее радушие, гостеприимство, так же, как воспитанность, интеллигентность, умение вести беседу, покорили в очередной раз. Вспоминая, певица как бы заново переживала события далеких лет, одновременно наполняя их новым смыслом, обусловленным богатым жизненным опытом. Как сейчас слышу ее голос, красивый и приятный не только в пении, взволнованные, искренние интонации, и мне хочется привести её рассказ так, как тогда записала его:
- В конце июня 1938 года в Уфу приехали девять новоиспеченных певцов, в том числе и я. Мы - первые выпускники Московской консерватории. Кажется, совсем недавно Екатерина Анатольевна Милькович спросила меня при прослушивании: "Что, деточка, споешь?" - "Татарскую народную песню", - робко ответила я. Мое пение понравилось, и я стала ученицей профессора Милькович, а она - моим любимым педагогом, наставником, другом.
...И вот я - певица! Первое, что мы получили от театра, - бесплатный отдых на курорте Шафраново. Факт для меня судьбоносный, потому что там я познакомилась со своим будущим мужем Александром Михайловичем Егоровым, с которым мы прожили почти сорок лет. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Из Москвы приехал Петр Михайлович Славинский, дирижер от Бога, я никогда таких больше не встречала. Он собирал музыкантов по всему городу: с радио, из кинотеатров, клубов - изо всех мест, где звучала музыка. С августа начал репетиции, сделал прекрасный оркестр. Познакомился с певцами, изучал наши голоса, возможности, потом репетировал. Петр Михайлович бесконечно уважал и любил певцов, никогда не допускал, чтобы оркестр заглушал голос. Он был нашим Пигмалионом.
А по всему городу уже были расклеены афиши на русском и башкирском языках, извещавшие, что оперой итальянского композитора Паизиелло "Прекрасная мельничиха" открывается оперный театр. Все стремились попасть на премьеру, хотя не каждый-то и знал, что такое опера. "Прекрасная мельничиха" - наш консерваторский дипломный спектакль, мы работали над ним в Москве два года, готовили сразу на двух языках: русском и башкирском.
Никогда не забуду 14 декабря 1938 года. В этот день я ступила на сцену театра, с этого момента я отсчитываю вехи своей творческой жизни. Удивительное совпадение, но это еще и день моего рождения!
Итак, я - Мельничиха. В спектакле участвовали мои коллеги-друзья - Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина... Как я счастлива, что дожила до шестидесятилетия театра!
Джильда, Розина, Виолетта, Лакме, Чио-Чио-сан, Джульетта, Маргарита, Иоланта, Марфа, Амина, Айхылу... Трудно перечислить всех героинь, жизнь которых я проживала на сцене. Но коронной моей ролью была Виолетта из "Травиаты" Верди. Люди до сих пор помнят. На днях в супермаркете меня окликнула незнакомая женщина: "Вы Бану Валеева? Вы незабываемая наша Виолетта! Мы плакали, когда Вы пели...". Бывало, коллега Магафур Хисматуллин, не очень щедрый на комплименты, говаривал: "Как ты ведешь второй акт! Так трогательно, всю душу вкладываешь. Я сам артист, и то слезы подступают".
В 1953 году в Уфе целый месяц гастролировал Сергей Яковлевич Лемешев. Он пел Альфреда, я - Виолетту. Мы так подружились с ним! Он называл меня Банушечкой и говорил: "Сколько было у меня Виолетт, но ты самая хорошая, так тонко все чувствуешь". Вот, скажут, расхвасталась... Но что было, то было, слова из песни не выкинешь. Помню, на сцене так в роль войдет - по-настоящему целует. Моего мужа даже спрашивали: "Не ревнуешь?" Но тот все правильно понимал.
Своей виртуозностью привлекала партия Лакме из оперы Делиба, она позволяла показать диапазон моего сопрано, его колоратурные возможности. Одна из любимых - роль Амины из "Салавата Юлаева" Загира Исмагилова. В вокальном отношении очень трудная партия. Между прочим, чистое "си" нынешние певицы не берут, снизили на полтона. В этой опере и в "Царской невесте" Римского-Корсакова (партия Марфы) я пела во время Декады башкирского искусства в Москве".
Почти три десятилетия выступала на сцене народная артистка России и Башкортостана Бану Валеева. Ее называли башкирской соловушкой-хандугас. С 1961 года преподавала в Уфимском училище искусств, с 1968 года - на вокальной кафедре нашего института искусств, с 1993 года - профессор. Среди ее учеников - Геннадий Родионов, Танзиля Узянбаева, Вадим Тирон, Олег Кильмухаметов, Салих Сулейманов, Флорида Исмагилова...
В эти декабрьские дни мы отмечаем столетие со дня рождения Бану Валеевой. Творческая команда заслуженной артистки Башкортостана Людмилы Коломоец ей посвящает встречу в Музыкальной гостиной "И память о тебе наполнит нас любовью", которая пройдет 17 декабря (среда) на Малой сцене БГТОиБ. На торжества в Шамбулыхчи поедет внучка певицы Ангелина Абдеева, повезет пополнение для музейных экспозиций - письма, фотографии и другие реликвии. А многочисленные поклонники вокального искусства испытают, наверное, чувства, высказанные в апухтинских строчках:
О, как могла понять так верно сердца муки
Она, красавица, беспечная на взгляд?
Откуда эти тающие звуки,
Что за душу хватают и щемят?
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Бану Валеева; а это она и Магафура Салигаскарова с Сергеем Лемешевым.
НА СНИМКАХ: Бану Валеева; а это она и Магафура Салигаскарова с Сергеем Лемешевым.
9-12-2014 (0) Просмотров: 2 312 Номер: 237(12635) Версия для печати