Имена
Высокая правда искусства
В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения крупнейшего мастера башкирского изобразительного искусства второй половины ХХ века Владимира Павловича Пустарнакова, творчеству которого и посвящается настоящая публикация.
...Огромный купол неба, озарённый золотым светом восходящего солнца. Череда белых облаков поднимается от тёплой земли, они уходят высоко-высоко к прозрачно-голубому куполу, как нимб, осеняя землю ореолом первозданной красоты. В долинах ещё кое-где стелется туман, росные травы мягко переливаются изумрудной свежестью. Плавные линии холмов тянутся к самому горизонту. Тишина и покой царят в природе, погружённой в светлое летнее утро. Величественное состояние не нарушают бытийные сценки - стадо пасущихся коров на лугу, группа доярок вдали. Эта картина почти что райского бытия природы и человека родилась в душе замечательного башкирского живописца Владимира Пустарнакова и в 1967 году нашла воплощение в его полотне "Пастбище". Много пейзажей написал он и до неё, и после, воскрешая в них память тех давно пережитых дней, когда мечта о жизни, спокойной и мирной, казалась очень далёкой.
Этот бездонный синий купол с лебедиными перьями облаков увидел Владимир Павлович однажды, когда тот опрокинулся на него, лежащего на земле, израненного, страдающего от невыносимой боли. От неба струился свет жизни, и так напоминал он лазурные краски над родным Приуральем, где прошла его юность... Это был 1943-й, год самых яростных битв Великой Отечественной войны. Пустарнакову выпала судьба служить в "матушке-пехоте". Гвардии лейтенант 92-го Гвардейского стрелкового полка Степного 11-го Украинского фронта, Владимир командовал пулемётным взводом. Не раз они держали оборону на передовой от Воронежа до Кременчуга. Была стойкой пехота, теряющая бойцов, уцелевшие отходили на переформирование и вновь - в бой. Несколько раз форсировали Днепр под жестоким обстрелом противника. На третий удалось закрепиться на стратегической высоте. В районе деревни Недайвода Владимир Павлович получил тяжёлое ранение, осколком пробило лёгкое. Прошёл несколько госпиталей, но этот свет хранил его - он выжил и даже встал в строй. В 1945-м приписан к Ульяновской учебной дивизии, где формировались новые маршевые роты. Они готовы были выступить, но наступил май 45-го.
Ему всего двадцать один год. Как построить свою жизнь дальше? Мечта юных лет - стать художником. После демобилизации в 46-м он поступил на двухгодичные курсы, организованные Комитетом по делам искусств при Московской средней художественной школе, в группу фронтовиков. Опытные педагоги М.В. Добросердов и А.О. Барщ старались дать ученикам за этот небольшой срок знания основ академической школы рисунка и живописи. Большую роль в его профессиональном формировании сыграло также знакомство с шедеврами русского, зарубежного искусства, экспонирующимися в столичных музеях. Они стали для него не только прекрасной школой профессионального мастерства. Как говорил сам Пустарнаков, благодаря им он понял ту высокую миссию и ответственность, которые лежат на художнике, несущем зрителю свои мысли и чувства.
В 1948 году Владимир Павлович вернулся в Уфу, работал преподавателем рисования в школах, самостоятельно занимался рисунком и живописью. Сохранилась одна из его ранних работ - "Автопортрет" (1949). Аскетический цветовой фон и облик молодого человека в выгоревшей гимнастёрке выявляют напряжённое внутреннее состояние художника. Жадно всматривается он в жизнь, серьёзно осмысливая её и своё призвание.
Призванием этим была живопись. Коллекцию Башкирского художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова украшает множество полотен мастера, среди них и одна из первых значительных работ "В предгорьях Урала" (1953). Художник-реалист, он всегда с большим вниманием относился к натуре, стремился воплотить в живописи правду жизни. Таково и это его произведение, воспроизводящее типичный пейзаж Приуралья с чередой мягких холмов, сцен сельского труда, воплощающих те проникновенные ноты, с которыми автор ведёт повествование о красоте жизни человека и природы. Одним из главных "действующих лиц" пейзажа является небо - высокое, звонко-голубое, с белыми облаками, легко парящими над холмами. Тот свет надежды, жизни, посланный ему небесами в самую трудную минуту 1943 года, нашёл отражение в поэтической памяти художника, воплотившись в этом и последующих произведениях.
Космические просторы неба Владимир Пустарнаков изображает во всех своих пейзажах. Оно расширяет композиционные и смысловые рамки его полотен, придавая им вселенское звучание. Композиция его работ "Долина Агидели"(1962), "Полдень" (1979), "Пойма"(1995) построена так, будто открывается взгляд на природу с высоты птичьего полёта. В них - широкие просторы холмов и долин, плавно струящихся рек, запечатленные внимательным человеком непременные сценки бытия и, конечно, огромный простор неба. Значительность мира, земной красоты утверждает художник в лучезарных, просветлённых пейзажах. Их мелодия, воплощающая безграничную любовь автора к жизни, озвучена тщательным рисунком, гармонией плавных линий, созвучием чистых и светлых красок, нанесённых тонкой, неспешной кистью.
Интересный факт о Владимире Павловиче вспоминает народный художник Башкортостана Павел Петрович Салмасов. Однажды с Борисом Дмитриевичем Фузеевым они решили зайти в мастерскую Пустарнакова, поздравить его с праздником Победы, посмотреть новые работы. Подходя к мастерской, услышали, что тот поёт тихо, вполголоса песню Окуджавы: "...И значит, нам нужна одна Победа, одна на всех - мы за ценой не постоим". Когда зашли, увидели, что на мольберте стоит холст, который Пустарнаков пишет из окна своей мастерской на тринадцатом этаже, откуда открывается широкий вид на реку Белую, безбрежные голубые дали, осенённые высоким небом. Этот пейзаж теперь также находится в собрании Башкирского художественного музея и называется он "Пойма". Вот так с неизбывной памятью о войне мастер писал свои картины о мире - жизнеутверждающие, полные величавого покоя, светлой поэзии.
Память о войне... Она жила в сознании художника всю жизнь, пережитое хотелось выразить в картинах. В 1947 году Владимир Павлович выполнил эскиз картины "Пулемётная рота", но само полотно было написано гораздо позже, в 1974-м. Нужно было время для того, чтобы всё выстраданное вызрело в художественное решение, нужен был профессиональный опыт для создания большого полотна. Это полотно - одно из центральных в творчестве живописца.
...Выжженная зноем, израненная воронками степь, усеянная разбитыми фашистскими танками, орудиями. По пыльной дороге идут бойцы пулемётной роты, неся на плечах автоматы, станковые пулемёты. Чувствуется, что ими пройден уже долгий и опасный путь, конца которого пока не видно - он уходит за пределы картины. По небу летят самолёты, поддерживая наступление пехоты. Солдаты движутся в едином ритме, шаг в шаг - молодые и немолодые бойцы. На них одинаковая выгоревшая форма, да и их суровые, обветренные лица похожи. Объединило людей, сделало их неделимым целым стремление победоносно окончить этот мучительный, долгий путь. Владимир Пустарнаков избегал ложных чувств и решений. Мастер рассказывал, что солдаты переднего края, среди которых был и он, не говорили об испытаниях, не было и высоких слов. Была необходимость трудной фронтовой работы, которую бойцы выполняли честно и до конца. Именно об этом автор в картине повествует собранно, искренне, придавая полотну высокое духовное, нравственное звучание. Глядя на картину, не задумываешься, каким мазком она написана, какова её фактура, настолько сильное эмоциональное впечатление она производит благодаря своей удивительной художественной цельности.
В другом автобиографичном полотне "Прифронтовой эвакогоспиталь" (1985) Пустарнаковым также заложена обобщающая идея высокого нравственного звучания о силе, достоинстве, мужестве русского солдата. В нём всё пронизано болью и страданием - в коридоре госпиталя вдоль стен сидят солдаты с перевязками, санитары несут на носилках тяжелораненого. А в операционной врачи спасают жизнь другого бойца. Автор акцентирует внимание на том, что всё здесь происходит по-деловому, без суеты. Каждый чётко выполняет своё дело, а раненые терпеливо и мужественно переносят боль. Только человек, победивший подобные трудности, мог написать картину, потрясающую своей достоверностью.
В летопись событий Великой Отечественной войны, созданную Владимиром Павловичем, входят также картины "Передний край обороны" (1985), "Весна 1945 года" и другие. Как никто другой из наших живописцев, он широко и проникновенно воплотил тему военного подвига, людских судеб того времени в цикле полотен. Каждая деталь в них, линия, мазок дышат выстраданной правдой, болью и искренностью. Их структура такова, что, несмотря на драматизм содержания, они несут в себе идею необоримой стойкости русского человека, одухотворённое, жизненное начало.
Представление о художнике как личности многогранной, способной чутко улавливать красоту окружающего мира, замечательно дополняют его натюрморты. С большой любовью писал он их в те минуты отдохновения, когда не работал над большими полотнами. Изображённый в них предметный мир всегда несёт духовную содержательность, мастер умело играет выразительностью линии, цвета, достигая эстетизма их звучания. Ему нравилось писать белое на белом, достигая тончайшей тональной разработки, или, напротив, выявлять игру цветовых контрастов. Строгая завершённость натюрмортов - в гармонии с внутренним миром автора, человека душевной цельности и благородства.
Творчество Владимира Пустарнакова получило высокую оценку, он удостоен звания заслуженного художника Республики Башкортостан (1995), лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева (1993). Американский Биографический институт признал его в 1998-м человеком года. Жизнь большого художника оборвалась внезапно 19 июля 2000 года. Он - из тех, кто ушёл прямо на небо, оставив нам свет и чистоту своей души.
Валентина СОРОКИНА.
НА СНИМКАХ: Владимир Павлович Пустарнаков; а это его знаменитое полотно "Прифронтовой эвакогоспиталь" (1985).
НА СНИМКАХ: Владимир Павлович Пустарнаков; а это его знаменитое полотно "Прифронтовой эвакогоспиталь" (1985).
21-11-2014 (0) Просмотров: 2 686 Номер: 224(12622) Версия для печати