Взгляд в прошлое
Чистое небо генерала Голубева
В 1961 году на экраны кинотеатров Уфы вышел новый художественный фильм “Чистое небо” режиссера-фронтовика Григория Чухрая. Картина произвела на горожан огромное впечатление, зрители в кинозалах плакали, я тоже был в их числе...
...Раньше такого мы просто не видели. Тема советских воинов, попавших в плен и по возвращении на Родину репрессированных, вообще не затрагивалась. Во всяком случае отец мои попытки в юношеском возрасте заговорить о политике не поддерживал, приговаривая: “Вырастешь, сам все узнаешь...”. Интернированных как бы и не было вовсе. Те, кто попал в плен во время войны, после Победы отсидели в тюрьмах по многу лет, а кто сотрудничал с немцами, вообще сгинули в шахтах и на открытых урановых рудниках - их даже после окончания срока наказания не отпустили домой.
Исполнитель роли героя фильма “Чистое небо” Евгений Урбанский в одночасье стал одним из самых популярных актеров страны. Черно-белые фотооткрытки с его портретом девчонки раскупали в киосках “Союзпечати”. Газеты и журналы писали тогда, что у главного героя этого культового фильма Героя Советского Союза Алексея Астахова есть прототип. Однако истинного имени так никто и не назвал. Это было вроде военной тайны. И вот недавно мне удалось обнаружить, что в картине “Чистое небо” отражена судьба Героя Советского Союза Сергея Голубева, которого арестовали уже после войны. Самое любопытное, что прославленный летчик ВВС СССР с мая по октябрь 1945 года находился в так называемом фильтрационном лагере для бывших военнопленных под Уфой. Полагаю, что это была Шакша. О существовании такой специализированной тюрьмы около столицы Башкирии раньше слышать не приходилось.
Так в чем все-таки конкретно провинился Голубев? Его самолет действительно 20 августа 1944 года в районе румынского города Яссы был подбит и взорвался в воздухе. Сергей Васильевич, с трудом покинув его с парашютом, попал в немецкий плен, откуда 23 августа 1944 года сбежал и через четыре дня вернулся в свой полк. Вот как описывала газета “Красная Звезда” бегство советского летчика из плена: “Я без сознания очутился в штабе немецкой дивизии”, - вспоминает Сергей Васильевич. На третий день после бесконечных и бесплодных допросов советского летчика повели на расстрел. “Помню, стою перед ямой, вокруг немецкие офицеры в плащах. Вдруг подъезжает мотоциклист...Что они говорили, я не понял. Но, когда меня привезли обратно, догадался, что будут представлять высокому начальству”. - “Уведите его и завтра с ним покончите”, - коротко распорядился генерал, поговорив с пленным минуты три. А ночью в расположение дивизии ворвались наши танки. Покуда “стальная конница” давала немцам “прикурить”, Сергей Васильевич бежал из плена”.
Возможно, поначалу факту нахождения Голубева в плену особого внимания не придали, да и времени у особистов для тщательного разбирательства не было: шли беспрерывные наступательные бои. И потом у Голубева действительно была безупречная репутация боевого летчика: за годы войны совершил 165 вылетов (58 - на бомбардировщике У-2 (По-2) и 107 - на штурмовике Ил-2) для нанесения ударов по живой силе и технике противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии капитану Голубеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Парадокс заключался в том, что в день присвоения звания Героя участник Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишинёвской и Белградской операций уже находился в тюрьме. Вот такой приключился конфуз, которого конечно же никто не ожидал. Даже после этого Сергей Васильевич еще долго оставался в заключении - до полного выяснения всех обстоятельств пленения.
Голубев вспоминал: “В ГУЛАГе я пробыл полгода. Кстати, оттуда я тоже бежал. Поймали. После этого со мной разбиралась комиссия из Москвы. Через 10 дней я вернулся в родную часть”.
Боевые награды Голубеву вернули только в 1948-м. С 1945 до 1953 года он продолжал службу в ВВС СССР штурманом полка, помощником командира полка по лётной части и заместителем командира в штурмовых авиаполках (в Закавказском военном округе). В 1956-м после окончания Военно-воздушной академии (Монино) назначен командиром бомбардировочных авиаполков в Дальневосточном военном округе, в 1958-1961 годах - заместителем и первым заместителем командиров бомбардировочных авиадивизий (в Дальневосточном и Белорусском военных округах).
В 1963 году окончил Военную академию Генштаба, затем служил заместителем начальника по лётно-методической и учебной работе (1963-1965), заместителем начальника четвертого Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС в Липецке (1965-1966), заместителем командующего авиацией Южной группы войск в Венгрии (1966-1967), первым заместителем командующего (1967-1971), командующим (1971-1973) 36-й воздушной армией (в Южной группе войск, дислоцированной в Венгрии), командующим 15-й воздушной армией в Прибалтийском военном округе (1973-1977), командующим ВВС Прибалтийского военного округа (1977-1979), заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке (1979-1984), командующим ВВС войск Западного направления (1984-1988). В ноябре 1988 года генерал-полковник авиации С.В. Голубев вышел в отставку.
Он избирался членом Центрального комитета Компартии Латвии, депутатом Верховных Советов двух союзных республик - Украинской (1971-1975) и Латвийской ССР (1975-1980). Удостоен почетного звания “Заслуженный военный лётчик СССР”, защитил диссертацию на ученую степень доктора философских наук, награждён тремя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Ленина, Отечественной войны первой степени, “За службу Родине в Вооружённых Силах СССР” второй и третьей степеней, медалью “За боевые заслуги”, болгарским орденом “9 сентября 1944 года” первой степени с мечами и другими иностранными наградами.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: Евгений Урбанский и Сергей Голубев.
НА СНИМКАХ: Евгений Урбанский и Сергей Голубев.
2-04-2015 (0) Просмотров: 2 088 Номер: 62(12710) Версия для печати