$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Взгляд в прошлое

"Башкирию" прославил круиз Хрущёва


 "Башкирию" прославил круиз Хрущёва

Во второй половине прошлого века в Советском Союзе увеличилось количество морских судов различного назначения. Самое интересное, что среди них были и корабли, названные в честь Башкирии, ее городов и известных уроженцев нашего края. О туристическом пассажирском судне "Башкирия" Черноморского морского пароходства многие наши читатели хорошо знают, и не только потому, что он всегда был на виду. На этом новеньком морском лайнере, спущенном на воду 31 марта 1964 года, совершила свою рабочую поездку по трем странам Скандинавии (Дания, Швеция и Норвегия) советская делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущевым.

"Башкирия" вышла в плавание 15 июня 1964-го из военного порта Балтийск Калининградской области. На ее борту находились высокопоставленные лица нашей страны, сопровождавшие главу государства: министр иностранных дел СССР А. Громыко, первый заместитель министра сельского хозяйства СССР Р. Сидак, заместитель министра внешней торговли СССР М. Кузьмин, депутаты Верховного Совета СССР, главные редактора центральных газет "Правда" и "Известия" П. Сатюков и А. Аджубей (зять Хрущева). Поскольку эту поездку широко освещали ведущие средства массовой информации, на весь мир шли сообщения о том, что Хрущев прибыл в такой-то порт на теплоходе "Башкирия". Никита Сергеевич косвенно сделал хорошую рекламу нашей республике в СССР и за границей. По иронии судьбы Хрущев в августе того же года и сам посетил города Башкирской АССР - Туймазы, Октябрьский и Уфу, правда, этот вояж состоялся на железнодорожном транспорте.
"Башкирия" построена в известной судостроительной верфи Матиас Тезен (Висмар Германской Демократической Республики) по заказу СССР. Местом приписки стала Одесса. Длина судна составляла 122 метра, ширина - 16, высота борта - 7,6 метра. Теплоход мог развивать скорость 17,4 узла, дальность плавания составляла 6500 миль, водоизмещение в полном грузу - 56400 тонн, чистая грузоподъемность - 300 тонн. 315 пассажиров пользовались плавательным бассейном, спортивной площадкой, библиотекой. Обслуживал теплоход экипаж численностью в 134 человека. Всего по заказу Советского Союза построено в Висмаре 19 таких кораблей, как "Башкирия". Из них в Черноморское морское пароходство поступило семь: "Башкирия", "Аджария", "Литва", "Латвия", "Армения", "Эстония" и "Феликс Дзержинский".
"Башкирия" курсировала в водных бассейнах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Так, в 1974 году теплоход принимал участие в Советской антарктической экспедиции (САЭ-19) вместе с такими судами, как научно-исследовательские "Профессор Визе", "Василий Федосеев", дизель-электроход "Оленек" и теплоход "Нина Сагайдак". Летом 1975-го совершил рейс на Кубу, в 1980-м доставил олимпийский огонь XXII летних Олимпийских игр из Греции в СССР. 12 февраля 1981 года газета "Водный транспорт" в заметке "Бросок" через океан" сообщала: "Теплоход "Башкирия" возвращается в Одессу... Посетили Мапуту - столицу Мозамбика. Сюда доставили радионавигационное оборудование. Оно предназначено для обеспечения сверхдальнего перелета воздушного лайнера ИЛ-18Д по маршруту Москва - Антарктида. Летчикам предстоит "бросок" из Восточной Африки, через Индийский и Южный океаны на ледовый аэродром".
После распада СССР в результате раздела флота "Башкирия" отошла к Украине, в 1992-м переименована в "Odessa song". В связи с частой сменой судовладельцев имела следующие названия: "Royal Dream", "Silver Star", "Star", "Nandini, Olviara", "Ocean Princess". Теплоход фрахтовался российскими круизными компаниями. В октябре 2006 года перевернулся в устье реки Ксхао Прайа, Таиланд, где и лежит по сей день.
"Белорецк" Черноморского морского пароходства построен в 1962 году в Дании (проект акционерного общества "Наксков Скибстверфт, Бурмейстер и Вайн Копенгаген"). Он был с баком и ютом (кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы), наклонным носом и крейсерской кормой, с закрытым шельтердеком (легкая навесная палуба на судах, расположенная выше верхней палубы), надстройкой, смещенной в корму. Судов типа "Белорецк" в СССР было еще пять - "Беловодск", "Космонавт", "Белицк", "Бийск" и "Березники" (построены в 1962-1964 годах). "Белорецк" имел водоизмещение 14480 тонн, длину - 160,33 метра, ширину - 21,19 метра, высоту борта - 12,73 метра, пять грузовых трюмов объемом (2386, 3041, 5591, 6160 и 3231 кубических метров), шесть грузовых кранов грузоподъемностью по 5 тонн. Развивал скорость 17,5 узла, доставлял грузы в порты Кубы, Европы, Африки, Индии и Австралии. Списан 20 января 1990 года.
В 1964 году на верфи польского Гданьска спущен на воду крупный грузовой теплоход "Салават" (проект В-43). Осуществлял грузоперевозки на международных линиях. Списан в конце 1990-х годов.
В истории судостроения было два "Баймака". В сентябре 1958 года начата эксплуатация теплохода "Баймак" (проект 437Н) Дальневосточным морским пароходством (Владивосток). Дальнейшая его судьба неизвестна. Сухогруз "Баймак" (проект 595-й, тип "Бежица") водоизмещением 19 тысяч тонн и грузоподъемностью 12 тысяч тонн построен в 1965 году Николаевским судостроительным заводом (Украина), принадлежал Черноморскому морскому пароходству (Одесса). Специализировался на перевозке генеральных грузов в порты Азиатского региона (Индия, Цейлон, Турция, Бангладеш и т.д.). Судно обслуживал экипаж численностью в 42 человека. Судьба корабля после распада СССР печальна, как и всех остальных: в 1992-м порезан на металлолом на одном из портов Индии.
С 1960 года бороздил также моря нефтеналивной танкер "ПавловГЭС" (проект 576T), названный в честь Павловской гидроэлектростанции в Нуримановском районе Башкортостана. Построен на заводе "Красное Сормово". С 1963 года танкеры данного типа начали работать и на перевозках "река - море". Первые рейсы из 22 танкеров проекта 576Т совершил "ПавловГЭС" под командованием капитана Т.З. Сабирова в Черное и Азовское моря, в частности, из Волгограда до Феодосии. Работал в Черном море (до Керчи и Феодосии) и Каспийском (Астрахань - Гурьев). До 1967 года "ПавловГЭС" принадлежал Волжскому нефтеналивному пароходству "Волготанкер" (Куйбышев), затем передан новому судовладельцу - Ленскому объединенному речному пароходству (Саха-Якутия), так как на главную реку страны пришли более мощные танкеры типа "Волгонефть" и "Нефтерудовоз".
Лесовоз и зерновоз "Салават Юлаев", построенный по проекту 232 в 1969 году в Будапеште, принадлежал Северному морскому пароходству (Архангельск). Его водоизмещение составляло 1722 тонны, грузоподъемность - 1500 тонн. Экипаж корабля - тридцать человек. "Салават Юлаев" служил народному хозяйству страны по 1999-й.
В 1990 году на южнокорейской судоверфи "Хундай" построено судно "Салават" по типу "Симферополя". Принадлежало Черноморскому морскому пароходству.
В июне 1962 года начал плавание двухпалубный паротурбовоз "Физик Курчатов", построенный по типу "Ленинского комсомола" (проект 567-й, 567К) на Херсонском судостроительном заводе. Напомню, что отец урановой атомной бомбы Игорь Курчатов родился в начале прошлого века в поселке Симского завода Уфимской губернии. Судно Черноморского пароходства перевозило генеральные грузы и зерно, в 1962-м во время Карибского кризиса доставило на Кубу военные и гражданские грузы, в том числе советские войска 51-й ракетной дивизии. Списан в августе 1986 года. Судно "Академик Курчатов (проект 416-й) построено в ГДР 28 июня 1966 года. Порт его приписки - Калининград. Принадлежал Институту океонологии имени П.П. Ширшова Академии наук СССР (РФ). Списан 21 мая 2011 года.
Грузовой корабль "Академик Заварицкий", названный в честь уроженца Уфы, построен 31 мая 1986 года в датском Ольборге. Эсплуатировался Рижским морским пароходством. Списан 13 мая 2014 года.
16 июня 1977 года спущено на воду судно "Уфа" для Военно-Морского флота СССР. Базировалось в Тихоокеанском флоте. Порт приписки неизвестен. Корабль списан в утиль в 1992-м.

Рашит АЮПОВ.
На снимках: теплоход "Башкирия"; грузовое судно "Баймак".

 "Башкирию" прославил круиз Хрущёва

Дата создание новости 22-04-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 4 618     Номер: 76(12724)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.