$ - 92.6321
€ - 100.1776

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Поддерживая журналистское сообщество

Страницы истории для юных патриотов

Вдохновляющая точка роста для учителя…

Возвращение через блокаду…

БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»

Трагедия разыгралась у острова Медвежий


Трагедия разыгралась у острова Медвежий

В годы Великой Отечественной войны моря Северного флота бороздил грузовой пароход под названием "Уфа", который внес большой вклад в победу советского народа над фашизмом. Хотя он имеет лишь косвенное отношение к нашему городу, но земляки должны знать о судьбе этого легендарного судна, перевозившего из-за границы по ленд-лизу вооружение, боеприпасы, продовольствие и многое другое для того, чтобы отстоять страну от фашистского ига.
Пароход "Уфа" трудился на славу двадцать шесть лет. Он построен в 1917 году по заказу Франции в судоферфи "American Shipbuilding Co" в Вест Супериоре (штат Висконсин США), имел солидные размеры (76.53x13.28x5.37 метров), мощность двигателя составляла 1400 лошадиных сил. Судно было способно набрать скорость до девяти узлов. Естественно, первоначально пароход имел совершенно другое название - "Тулуза". Через одиннадцать лет французское Общество железных дорог решило продать его норвежцам, и судно получило уже новое имя - "Aкилa".
В 1934-м уже Народный комиссариат водного транспорта СССР проявил большой интерес к пароходу, поскольку страна расширяла торговлю и увеличивала народнохозяйственные перевозки морским путем. Он приобрел "Акилу" и уже 5 апреля зачислил его под названием "Уфа" в Балтийское государственное морское пароходство с портом приписки Ленинград (ныне - Санкт-Петербург). А уже оттуда 1 января 1940 года перевел "американца" в Северное государственное морское пароходство.
Морская энциклопедия указывает, что во время Великой Отечественной войны "Уфа" перевозила военные и народнохозяйственные грузы в Баренцевом, Белом и Карском морях. Именно через Мурманский порт шли из-за границы грузы для фронта и тыла. Из рассекреченных документов военной поры видно, что графики движения грузовых судов из Мурманска, в том числе и "Уфы", регулировал Наркомфлот СССР. Однако ведомство не всегда учитывало дату выхода кораблей в море с их предрейсовой обработкой в порту. Поэтому график нарушался.
23 января 1943 года "Уфа" в очередной раз ушла из Мурманска в одиночное плавание - в порт Акурейри (Исландия) с экспортными пиломатериалами, причем отплыла без какого-либо конвоя с моря и воздуха. Видимо, командование рассчитывало, что фашисты не будут в целях конспирации ввязываться в бой с обыкновенным, по сути гражданским пароходом. И все же на шестой день плавания немецкая подводная лодка У-255, патрулирующая в Баренцевом море, потопила "Уфу" южнее острова Медвежий (74 градуса северной широты и 18 градусов восточной долготы, германский квадрат АВ-6380).
Как утверждают знатоки морского дела, торпедированное судно гибнет в течение трех-пяти минут, причем люди иногда даже не успевают покинуть его и тонут. Моряки, которым удавалось сесть в шлюпки или спасательные плоты, не всегда оставались живыми, так как корабли конвоя не имели права останавливаться для спасения экипажей гибнущих судов, а спасательные экипажи часто не могли заметить шлюпку или плот, особенно в темноте или во время шторма. Оставаясь длительное время в шлюпке (на плоту), люди испытывали страшные мучения от холода, голода и отсутствия пресной воды. То есть они были обречены на гибель.
В море погиб весь экипаж (39 человек): капитан корабля Анатолий Патрикеев, помполит Василий Яковлев, военный помощник капитана старший лейтенант Владимир Киденко, боцман Иван Рудаков, старший механик Иван Фокин, старший штурман Константин Крапива, второй штурман Виктор Кокарев, третий штурман Борис Райбан, радист Олег Иванов, машинист Моисей-Хаим Тарноруцкий, механики, матросы, краснофлотцы и кочегары. Среди погибших были и четыре женщины: камбузник Вера Бестужева, дневальная Тамара Шадрина, буфетчица Зоя Зорина и повар Валентина Вержеховская.
Личный состав "Уфы" состоял из жителей Днепропетровской, Рязанской, Вологодской, Ленинградской, Орловской, Гомельской, Архангельской областей, Краснодарского и Красноярского краев. Самыми старшими в экипаже были Фокин, Патрикеев и Крапива, родившиеся соответственно в 1887, 1898 и 1902 годах. Наркомфлот СССР требовал, чтобы при комплектовании экипажей судов в них в обязательном порядке были созданы партийная и комсомольская организации. Так вот, на "Уфе" служили четыре коммуниста, два кандидата в члены ВКП(б) и двенадцать комсомольцев. Все они имели безупречную биографию и примерное поведение, иначе бы их за границу не выпустили.
Судьба немецкой подлодки У-255, уничтожившей "Уфу", сложилась так. В годы войны она оказалась неуязвимой для советских подводных, надводных кораблей и самолетов. Однако в мае 1945-го, когда пришла долгожданная Великая Победа, У-255 разоружена и потоплена союзниками согласно договору об уничтожении всего фашистского флота после капитуляции Гитлера.
...В послевоенное время в Архангельске в здании управления Северного морского флота установлен мемориал в честь тринадцати судов и их экипажей, погибших в ходе конвойных операций на Северном театре военных действий. В этом списке значится и "Уфа". Недавно, 1 сентября этого года, в Санкт-Петербурге у здания Морского колледжа государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова открылся мемориал "Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов".
Рашит АЮПОВ.

Трагедия разыгралась у острова Медвежий Трагедия разыгралась у острова Медвежий

НА СНИМКАХ: грузовой пароход "Уфа" времен Великой Отечественной войны. На его борту еще прежнее название "Акила".

Дата создание новости 16-12-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 612     Номер: 241(12639)     Версия для печати

27 февраля 2024 г. №14(13758)


«    Февраль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.