Александр ПРОХАНОВ:
“Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”
“Вечерка” уже сообщала читателям о том, что в нашей республике, откликнувшись на приглашение Аксаковского фонда, побывал известный писатель и общественный деятель, председатель Изборского клуба (сообщества экспертов по внешней и внутренней политике России) Александр Проханов.
Время визита Александра Андреевича было ограничено, поскольку сразу же из столицы Башкортостана он направлялся в Трехгорный (на границе нашего региона с Челябинской областью), где в тот же вечер прошла его встреча с жителями этого закрытого города. И тем не менее он успел заглянуть в уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, а также встретиться с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином и председателем Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константином Толкачевым.
...В общем, “поймать” Проханова удалось лишь другу “Вечерки”, известному тележурналисту Элле Курильской: на обратной дороге, за два часа до вылета в Москву, в маленьком кафе недалеко от аэропорта писатель ответил на ее вопросы. В эфир канала “Россия 24” пошла лишь небольшая часть разговора, а для нашей газеты Элла Рифкатовна подготовила беседу в полном объеме.
- Александр Андреевич, Вы стремительно передвигались по Башкирии, умудрились за короткое время побывать в Челябинской области, снова вернуться к нам... Расскажите, пожалуйста, о цели Вашего визита.
- Я здесь всего четыре дня, но мне кажется, что целую вечность, и это связано с непрерывными встречами, людьми, характерами, темпераментами, ситуациями...
Приехал к вам по двум причинам. В последнее время из уст политиков - и наших, и зарубежных - все чаще звучат слова о ядерном оружии. Данная тема долгое время была табуирована. Этот джинн, казалось, был плотно закупорен в бутылке, и вдруг он как бы вырвался из нее. В мире стало чрезвычайно тревожно: то в одном районе планеты, то в другом вспыхивают войны, а тут Украина, к нашим границам ползут американские танки, нервы взвинчены... И на таком фоне снова заговорили о ядерном оружии, даже о возможности применения его. И мне захотелось побывать в Трехгорном, в Челябинской области на границе с Башкирией, где производится самое мощное ядерное оружие страны, в закрытом городе, которому мы обязаны самим существованием России. Узнать, что собой представляет наше современное ядерное оружие. Узнать, достаточно ли мы защищены, чтобы быть уверенными в будущем, и если я обрету эту уверенность, вселить ее в других.
А во-вторых, мне давно хотелось заглянуть в Уфу, на родину Сергея Тимофеевича Аксакова, в Аксаковский музей, в Аксаковский фонд. Собственно, почувствовать, что такое Аксаков в XXI веке. Как эта поразительная прекрасная фигура, переходя из столетия в столетие, наполняется каждый раз новыми очертаниями. И вот два мои желания (кому-то это покажется парадоксальным) органично осуществились в одной поездке, поскольку Аксаков мистическим образом соединил собой грозный атомный город и великую свою сказку “Аленький цветочек”, смысл коей сводится к простой, на первый взгляд, формуле: зло можно победить только добром.
- И каким Вам видится Аксаков в XXI веке?
- На Аксакова я смотрю глазами моего друга Михаила Чванова, как бы точнее сказать... Чванов своего рода жрец, который охраняет Аксаковский храм, причем в самом широком смысле слова. И Аксакова благодаря этому храму я теперь вижу - не просто центром евразийского миросознания, которое столь актуально сегодня для России, но он еще и показался мне во многом таинственной глубокой фигурой, которая стала нам просто необходима в такой не литературный, не писательский грозный технотронный ядерный век. Сойдя с самолета, я очутился в объятиях Михаила Андреевича, который повез меня в уфимский Аксаковский музей. Когда я вошел, уловил там тончайшие запахи дерева, половиц, книжных корешков, старой утвари... Современные вещи так не пахнут, так пахнет старинный мирный добрый уклад. Это меня поразило. Я попал в атмосферу покоя, умиротворения, каковой нам ныне так не хватает.
Потом, пройдя сотню метров по прекрасной Софьюшкиной аллее, начало которой в свое время положила сноха Сергея Тимофеевича Софья Александровна, я оказался в абсолютно мусульманской среде. Меня встретил в своей резиденции в Центральном Духовном управлении мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуддин, добавлю, один из духовных попечителей Аксаковского фонда. Тут опять мистическая связь: учредить Центральное Духовное управление мусульман именно в Уфе Екатерину Вторую убедил сенатор Дмитрий Борисович Мертваго, крестный отец Сергея Тимофеевича.
- Что подвигло Вас на встречу с Талгатом Таджуддином?
- В последнее время мы не раз встречались с ним в Кремле, но все мимолетно. Раньше, когда в ельцинское время я возглавлял крайне оппозиционную газету “День”, Талгат Таджуддин дал мне откровенное интервью, за которое ему тогда попало от властей. Сейчас он мне об этом напомнил. Я благодарен ему за нынешнюю встречу, на которую он согласился, несмотря на строгий мусульманский пост - завершалась Ураза. Верховный муфтий приехал в Управление, подчеркивая теплоту наших отношений, прямо в домашнем одеянии, не облачаясь в официальные одежды. Мы вели с ним очень интересную и очень важную для меня беседу о мистике ислама, о мистике веры как таковой. О единобожии. О том, что у всех народов одно и то же ощущение небес и смысла жизни. Меня, как и миллионы россиян, волновал вопрос: может ли прийти в Россию ядовитое облако “игил”. Он поделился со мной своими мыслями, и его мнение было для меня очень важно, я убедился, что наши мысли - русского православного писателя и иерарха ислама - совпадают по этому поводу. Мы говорили о таком философском, духовном и в то же время и простом, житейском понятии, как справедливость.
И после беседы, снова выйдя в пекло, которое в те дни обрушили на Уфу небеса, а пекло было невероятное, повстречавшись с председателем Государственного Собрания - Курултая республики Константином Борисовичем Толкачевым (Главу Башкортостана Рустэма Закиевича Хамитова в канун начала саммитов БРИКС и ШОС, зная его невероятную занятость, не решился тревожить), мы поехали в Трехгорный, который находится на границе с Башкирией. Но я не почувствовал этой границы. И наутро оказался на заводе самого мощного в мире ядерного оружия и еще раз убедился, что трудности 90-х годов, когда наш оборонный комплекс страдал, можно сказать, умирал - позади; и наша ядерная индустрия, наше ядерное сознание, наша оборона находятся в полном порядке. Это удивительный город, в котором живут поразительные люди с широкой душой. В страшные 90-е они спасли искусство каслинского литья. И теперь на заводе, где производят грозное оружие, существует уникальный, единственный в своем роде музей каслинского литья. А вечером в Городском дворце культуры под названием “Икар” состоялся мой творческий вечер. По сути, мне задавали непростые, волнующие людей вопросы, на которые нужно было честно, не уходя в сторону, отвечать.
Но вернемся к Аксакову и к моей поездке к нему... Трехгорный - город за семью печатями, он словно таинственный остров где-то в океане, укутанный туманами, и действительно, одной из причин, по которой место для него выбрано было именно здесь, являлось то, что данный район оказался самым облачным на Южном Урале. Город в целях конспирации пять, кажется, раз менял свое название. Его не было на географических картах. В нем до сих пор существует строжайшая система пропусков, и любой человек туда не попадет: колючая проволока, вторая - под током высокого напряжения, вспаханная полоса, точно на границе, вдоль нее в полном боевом снаряжении идет патруль... С самого своего появления город находится в поле зрения американской и других разведок, и именно его сфотографировать летел Пауэрс, которого сначала специально пропустили тут, чтобы не выдать Трехгорный, а сбили уже под Свердловском... И вот в этом городе, где пекутся грозные “пироги”, существует детская библиотека имени Сергея Тимофеевича Аксакова, одна из лучших в России! И это тоже удивительно. Восхитительная детская библиотека, куда приходит ребятня атомщиков и учится там не производству ядерного оружия, а учится любить, обожать Родину, нашу литературу. Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни: “Возлюби, но не отвергни! Возлюби, но не прокляни!” Чудище, если ты постараешься его укротить не силой, а лаской, поразить его своим обожанием, любовью, превращается в прекрасного принца. Ядерное оружие, производимое в Трехгорном, - несомненное зло, но благодаря ему сегодня существует Россия. Иначе говоря, разве это не Чудище из “Аленького цветочка”, превратившееся в доброго, но в то же время грозного рыцаря, оберегающего красавицу Россию?
И опять со мной рядом был мой друг Михаил Чванов, можно сказать, крестный отец этой библиотеки. Помимо того он еще и организует в Трехгорном всевозможные выставки, привозит с Большой Земли (данное понятие бытует здесь со времен абсолютной секретности) знаковых людей, таких как народные артисты России Александр Михайлов и Николай Бурляев, певица Татьяна Петрова, дважды Герой Советского Союза космонавт Виктор Савиных; побывали здесь и исполнители из Башкирии, в том числе ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.
Аксаковский фонд, который существует исключительно на благотворительные пожертвования, есть целое культурное, духовное движение. И к нему присоединяются не только литераторы, не только историки и краеведы, но в большей степени технократы, бизнесмены, политики, руководители оборонных заводов Урала, космонавты, военные... Башкиры, русские, татары... Фонд по своей сути евразийский. Я узнал, что в свое время сопредседателем его Попечительского совета был Рустэм Закиевич Хамитов.
Добавлю, что проектом “Золотое кольцо Аксаковского Поволжья” Аксаковский фонд соединил уже несколько регионов, так или иначе связанных с семьей вашего выдающегося земляка. В прошлом году были проведены Аксаковские дни в Черногории. Вообще, Чванов - ваше национальное достояние.
- Как и Аксаков!
- Да, как и Аксаков! И я вот думаю: Чванов нашел Аксакова или Аксаков Чванова? А может быть, они друг друга нашли? И может, Аксаков вызвал к себе Чванова и назначил его своим душеприказчиком?
- Александр Андреевич, Вы не планируете приехать на очередной Аксаковский праздник?
- Да, я настолько увлекся тем, что здесь услышал и увидел, и это настолько совпадает с моим мироощущением, что обязательно приеду! Думаю, на этом празднике мы провозгласим создание в Башкирии отделения Изборского клуба, председателем которого я являюсь. Потому как я убедился, что у Аксаковского фонда и Изборского клуба одна и та же державная идеология.
- Хотелось бы услышать более подробный рассказ об этом клубе... В последнее время о нем часто говорят, многие мечтают стать его членами.
- Появление Изборского клуба как общественно-политического движения патриотической интеллигенции вызвано острой необходимостью заполнить вакуум, создавшийся со времен так называемой перестройки. С тех самых пор, когда патриотическая интеллигенция была буквально затравлена...
- Вакуум быстро заполняется. Вот только чем?
- Начиная с 1991 года он был заполнен либеральным проектом в культуре, в политике, экономике, даже в религии. По сути, это был проект уничтожения России. И он во многом провалился, хотя еще очень силен в иных сферах, то и дело провоцируются попытки организации цветной революции. И вот в пику либералам мы заняты созданием патриотической державной евразийской идеологии.
Клуб появился в 2012 году. Все произошло на празднике 1150-летия Изборска, города-крепости на тогдашних рубежах России, символа ее несокрушимости - при поддержке губернатора Псковской области Андрея Анатольевича Турчака. И мы, несомненно, успешны, раз к нам так тянутся люди. Членом нашего клуба, и мы гордимся этим, стал выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов; в наш клуб вошли такие журналисты, как Максим Шевченко и Михаил Леонтьев; настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов, которого считают духовником Владимира Путина (вспомните его фильм-предупреждение “Гибель империи”), с нами один из интереснейших владык - архиепископ Августин, а также Сергей Юрьевич Глазьев, академик РАН, советник Президента России по экономике. Помимо них есть историки, писатели, философы, конфликтологи, люди православные, люди мусульманского вероисповедования... Короче, это сгусток людей, единомышленников в главном. И мы проводим конференции, встречи, консультации, “круглые столы”, обсуждения проблем.
Например, сегодня стремимся создать противодействие воззрениям холодной войны, укрепить, поднять в глазах людей свою культуру, с помощью которой сможем сдержать агрессивную западную американскую культуру. Клуб волнует и множество других проблем, связанных с сущностными вещами из области нашего представления о сегодняшнем человеке, о государстве. Мы пишем доклады, прогнозы, у нас уже есть журнал, он тоже называется “Изборский клуб”. Мы открываем по России отделения, гнезда вьем свои. У нас есть уже отделения в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, Самаре, в Пскове, Саратове, Брянске и даже в Сербии и на Донбассе. И практически готовая база существует здесь, в Башкирии.
- И когда, Вы думаете, отделение клуба может быть создано?
- Клубы создаются не в дни и недели. Это непростая вещь. Опять я возвращаюсь к Аксаковскому движению, объединившему самых разных людей, но единомышленников в главном - оно может быть базой нашего клуба. И я попросил Михаила Андреевича о том, чтобы он поговорил с вашими интеллектуалами, профессурой, историками, экономистами, бизнесменами, политологами, религиозными деятелями... И собрал предварительный состав этого клуба, и мы во время Аксаковского праздника могли бы провозгласить его.
- Нынешний год объявлен в России Годом литературы. Вы - известный писатель, публицист, общественный деятель. Как Вам кажется, литература у нас уже начала подниматься с тех, скажем так, последних ступенек, на которых она с некоторых пор доныне находилась?
- Конечно, советская эпоха была временем литературы. Весь советский проект начинался с книг: романа “Как закалялась сталь” Островского, поэм Маяковского, “Разгрома” Фадеева, “Оптимистической трагедии” Вишневского... И закрывался он тоже книгами: “Печальным детективом” Астафьева, “Белыми одеждами” Дудинцева, “Пожаром” Распутина... Это был книжный век. После 1991 года книжная культура в целом обрушилась, либеральной власти она стала неинтересна, даже враждебна.
Но есть одна странность, я бы сказал, русская странность: все русские идеологии, большие и малые, создавались в недрах литературы. И именно литераторы были творцами идеологии, а не политики, не банкиры, не бизнесмены, даже не религиозные деятели. Речь, например, о Тургеневе и его романах “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”: ведь целое поколение молодежи росло на теории малых дел, и все были базаровцами! Или Чернышевский с героем его книги “Что делать?” - целое поколение революционеров следовало примеру Рахметова. Ну а Достоевский со своей всемирной русской идей открытости мира, идеей русского мессианства! А Толстой, который всю жизнь изучал зло, боролся с ним, и... предложил концепцию непротивления злу насилием... Очень многие увлекались этим.
И ныне в литературе, несмотря на то, что она перестала быть массовой, несмотря на то, что она превратилась чуть ли не в какой-то эзотерический кружок, опять именно в ней создаются постулаты сегодняшней российской действительности. И на фоне доминирующих либеральных литераторов появляется все больше молодых патриотических писателей. На наших глазах вырос Прилепин, на которого имели виды либералы, Шергунов... Это наши патриотические писатели. И потому литература в последнее время стала важна и государству. Государство наше возвращается постепенно в те зоны, откуда оно ушло после 1991 года, поскольку снова становится государством. Некогда оно само ушло, бросив на произвол судьбы огромное количество отраслей, включая и военно-промышленный комплекс. Однако опомнилось и возвращается последовательно и не так быстро, как, может быть, нам хотелось, в те зоны, где государство просто необходимо. Оно возвращается и в культуру; начинает пользоваться результатами идеологем, которые добывает литература. Так что в Год литературы такое можно сказать с уверенностью.
- Сколько я знаю, кроме Челябинской области и Трехгорного Вы успели поколесить и по Башкирии... Что наиболее ярко запомнилось, что Вы можете отметить?
- Перед тем как вернуться в Башкирию, мы побывали в старинном селе Тюлюк под Иремелем. Горновосходитель я уже никудышний... Но посидеть под сенью храма на берегу разговорчивой, успокаивающей душу горной речки, которая разделяет улицу пополам, многого стоит! Мечтал увидеть коней, и они, словно чувствуя это, откуда-то появились, окружили нас... Меня очень радует то, что в Башкирии сохранилось крестьянство, сохранилась деревня. Говорю не с чужих слов, не по статистическим данным, которые можно подтасовать. Все, пусть немногое, что увидел за нынешнюю поездку, дает мне право говорить о таких вещах.
- А, к примеру, Смоленская область, разве не сельскохозяйственный регион?
- Там почти не осталось деревень, увидеть новый дом - большая удача, заброшены многие поля, все заросло. А в Башкирии я встретил благоустроенные деревни, в которых много новых домов, целые улицы. Меня это порадовало. Чисто башкирские деревни. Татарские. Башкиро-татарско-русские. В такой родился Чванов, может быть, отсюда его евразийское мировоззрение... Я увидел потрясающую природу. Она такая возвышенная, такая духовная, с потрясающим сочетанием гор и равнин, где чистые струящиеся реки. Эти туманы, которые висят в горах... Эти сосняки, дубравы... И среди дивных гор вдруг возникает такое чудо, как ваш знаменитый курорт.
- Красноусольский?
- Нет, “Янган-Тау”. Прекрасное место, которое я даже не знаю, как назвать, потому что назвать его жемчужиной слишком банально. Там удивительный директор! Это целая цивилизация, где сочетаются комфорт, современные технологии оздоровления с таинствами народной медицины, с секретами приготовлений всевозможных трапез из национальной еды, лечением травами. А главное - это таинственный пар, который гора дарит людям. Дышит гора, дышит земля... Ощущение такое, что матушка-земля посылает нам свои токи, свои сигналы, заботится о нас. Удивительное место, где каждый кусочек почвы любовно ухожен! Со смотровой площадки можно увидеть всю необозримую даль, долину реки Юрюзани. И я нахожусь под огромным впечатлением. Это яркий пример истинного импортозамещения.
- Спасибо большое, Александр Андреевич, что Вы выкроили время для этого разговора, уже проезжая мимо Уфы в аэропорт, согласились на встречу в придорожном кафе! Я надеюсь на то, что мы с Вами увидимся и побеседуем в сентябре во время юбилейного, XXV Международного Аксаковского праздника.
- Бог даст!..
Беседовала Элла КУРИЛЬСКАЯ.
Материал подготовлен специально для “Вечерней Уфы”.
НА СНИМКАХ: башкирские просторы; вместе с Михаилом Чвановым в гостях у Талгата Таджуддина; в музее каслинского литья (Трехгорный); с директором санатория “Янган-Тау” Энгельсом Кульмухаметовым; возле церкви села Тюлюк.
Материал подготовлен специально для “Вечерней Уфы”.
НА СНИМКАХ: башкирские просторы; вместе с Михаилом Чвановым в гостях у Талгата Таджуддина; в музее каслинского литья (Трехгорный); с директором санатория “Янган-Тау” Энгельсом Кульмухаметовым; возле церкви села Тюлюк.
22-07-2015 (1) Просмотров: 2 200 Номер: 140(12788) Версия для печати