Поэтическим слогом
Восхищаюсь настоящим и верю, что будущее Уфы еще.. более прекрасно
Наша Уфа начинается с дивных гор, расположенных на побережье Агидели. Гостей, приезжающих в столицу Башкортостана, приветствует с высокой скалы Салават Юлаев. И если его для свершения великих дел избрал сам Творец, то место для памятника национальному герою определил создатель монументальной скульптуры Сосланбек Тавасиев. Несмотря на множество предложений по поводу расположения фигуры всадника, ваятель твердо стоял на своем и в конечном итоге смог убедить остальных...
Ныне невозможно даже представить того, что поэт-воин поднимает своего скакуна не на этой круче, а в какой-то другой точке города... Подвиги Салавата славят нашу историю, а его памятник добавляет облику столицы республики свободы, мощи и неповторимой красоты.
Проведение поэтических праздников возле памятника сыну старшины Юлая давно уже стало доброй традицией. И я тоже читал там собственное стихотворение “Встречаемся каждый год у Салавата”. Ну а ныне мы собрались в конце июля уже не здесь, а в этнодеревне, с недавних пор выросшей в парке “Ватан”.
Каждый год исчезают с лица российской земли сотни деревень. И в Башкортостане для многих родные места сохранились лишь в памяти. Сколько в царское время было сожжено сел, домов тех людей, которые поднялись на защиту своей свободы, своей земли! И рана сия до сих не зажила...
Но еще трагичнее то, что такие островки жизни исчезают в мирное время. Многие из тех сел были отнесены к разряду бесперспективных и канули в небытие. Подобные случаи участились по всей стране...
И вот неподалеку от памятника Салавату, чуть ниже Конгресс-холла возникло вдруг новое поселение. Деревня внутри города - событие само по себе необычное. В каждой из семи юрт, расположенных так, как в принципе подобные шатры из войлока ставят пастухи на летних яйляу, собраны интересные экспонаты, отражающие разные стороны жизни башкирского народа. Вы увидите и национальные костюмы, и курай, пленяющий души печальной мелодией, и предметы быта, и орудия труда, и драгоценные камни, найденные в земле Башкортостана...
...О крупных уфимских стройках, связанных с международными саммитами ШОС и БРИКС, часто рассказывали в различных средствах массовой информации. Однако читать, слышать от кого-то - одно, но вот увидеть все своими глазами - совершенно другое дело. Я давно не бывал возле памятника Салавату, поэтому, придя на поэтический праздник, испытал чувство потрясения, подивившись произошедшим переменам. Просторные площадки в парке “Ватан”, множество удобных дорожек и лестниц, уютные места для отдыха, крупная современная гостиница, расположившаяся ближе к Башкирскому государственному университету, полностью преображенный берег Агидели, склоны, утопающие в зелени, - все сделано с любовью, со вкусом. Впрочем, почему именно сделано? Думаю, правильнее сказать - сотворено.
А на поэтическую встречу, объединившую нас в этнодеревне, народу пришло много. И в числе гостей праздника явно были настоящие любители литературы. Будь что не так, вряд ли бы остались они слушать выступления поэтов под хлынувшим внезапно дождем!
...Работы по благоустройству возле памятника национальному герою башкирского народа велись давно. Пространство ширилось, постепенно облагораживаясь - возник величественный Конгресс-холл, появилось много зеленых насаждений, новый фонтан украсил площадь Салавата. Вообще творение Сосланбека Тавасиева вместе с прилегающими к монументу территориями можно поставить в один ряд с красивейшими местами мира. Но главное мне видится в другом: каждое хорошее дело требует продолжения. Надеюсь на то, что процесс облагораживания этого уголка Уфы неостановим. И мне хотелось бы, чтобы площадки, раскинувшиеся ниже, а также этнодеревня, образно говоря, “приросли” эстакадами и другими удобствами, необходимыми для пожилых, для женщин с детскими колясками, людей с ограниченными возможностями здоровья...
После поэтической тамги мы, покинув парк “Ватан”, завернули к фонтану “Семь девушек”, играющему струями неподалеку от Башкирского государственного театра оперы и балета. Возле недавно появившегося “источника” очень людно. Сердце радует музыка - то спокойная, то веселая. Кажется, что сейчас все семь изящных фигурок поплывут в народном танце... А неподалеку от прекрасных пери - памятник композитору Загиру Исмагилову. И есть некая логика в таком соседстве, поскольку автор первой национальной оперы словно дополняет композицию, органично вписываясь в ансамбль музыки и пластического искусства.
Безусловно, фонтан “Семь девушек” можно назвать одним из красивейших мест столицы республики. И я, глядя на него, стоял, завороженный зрелищем, и вспоминал свое стихотворение, написанное еще в 1979-м:
Семь звезд Медведицы большой,
Семь красок радуги волшебной,
Вы ослепили красотой,
Преобразили твердь и небо.
О, сколько тайного огня,
Порыва страсти в вашем танце!..
Не утолить мне жажду чувств -
Всем семерым в любви признаться.
Познал я сердцем семь земель,
Достиг седьмого неба веры -
Семь дней рассказывали мне
Грома о девах юных, смелых.
Семь солнц мне душу обожгли,
Семь граций, одолевших время...
Как жаль, что в этой жизни вы
Мелькнули, словно семь мгновений!
(Перевод Кристины Андриановой -
Книга).
...Поэтическая встреча в этнодеревне, размышления у фонтана с семью красавицами, отлитыми в бронзе, - этот день стал для меня своего рода откровением. Вместе со своими родными я, радостный, бродил по городу. Правнуки весело играли на просторных площадках, слушали выступления моих братьев по творческому цеху, с визгом ловили брызги хрустальных струй нового фонтана. Ощущая то, что радость их неподдельна, я и сам переполнялся таким же чувством. Дети, возможно, многое из увиденного скоро забудут, они ведь еще очень маленькие... Скажу больше: я уверен в том, что Уфа, принадлежащая им, будет гораздо красивей Уфы нашей, сегодняшней. Иначе и быть не может. Да и не должно.
Несмотря на то, что каждая эпоха несет свои трудности, жизнь не останавливается. Я вспоминаю о том, как в 57-м мы стали первыми питомцами недавно открывшегося Башкирского государственного университета. Его основной корпус тогда еще только достраивался, у вуза не было в те поры ни одного общежития, условия в котором сопоставимы были бы с жизнью школяров в современных “домах проживания студентов и аспирантов”. Многие наши товарищи, однокурсники снимали в них комнату либо койку. И не было в те поры ни Ледовой арены, ни Дворца спорта, мы даже не представляли, что когда-то нечто подобное украсит Уфу. Новые здания Башкирского и Русского государственных академических театров, Уфимского государственного татарского театра “Нур” и многие другие были построены лишь в конце ХХ - начале XXI века. Сравнительно небольшой период - и какие изменения! Именно потому я верю в то, что Уфа завтрашняя будет красивее Уфы моей молодости. Нет, я просто вижу это своими глазами!
Добиться успеха - задача трудная, но выполнимая, а вот сохранить и упрочить его гораздо сложнее и ничуть не менее ответственно. Ведь всегда были и будут те, кто готов разрушить, растоптать любую святыню. Так давайте же не только восхищаться, но и оберегать Уфу, красоту родной земли, Агидель, Шульганташ, Торатау от потребительского отношения. Давайте жить, радуясь прекрасному, ценя родные напевы, свой язык, не забывая заботиться о сохранении национальной самобытности. И, конечно, давайте хранить нашу неповторимо прекрасную родину от злых сил. А главное - будем беречь друг друга!
Равиль БИКБАЕВ,
народный поэт Башкортостана.
НА СНИМКАХ: так выглядело пространство возле Конгресс-холла в процессе подготовки Уфы к саммитам ШОС и БРИКС - поразительная панорама, над которой точно летит фигура поэта-воина, оседлавшего толпара; а это мы в этнодеревне; у фонтана “Семь девушек” всегда многолюдно.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
народный поэт Башкортостана.
НА СНИМКАХ: так выглядело пространство возле Конгресс-холла в процессе подготовки Уфы к саммитам ШОС и БРИКС - поразительная панорама, над которой точно летит фигура поэта-воина, оседлавшего толпара; а это мы в этнодеревне; у фонтана “Семь девушек” всегда многолюдно.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
5-08-2015 (0) Просмотров: 1 657 Номер: 150(12798) Версия для печати