$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Имена

Культура всходит лишь в садах, возделанных духовно


Культура всходит лишь в садах, возделанных духовно

К своим знаменательным датам люди приходят по-разному. Одни придумывают себе дела, стремясь показать свою незаменимость, другие сидят сложа руки, третьи ищут счастья в душевном мире собственных представлений, связей - где оно невозможно в принципе. Хотя каждый возраст - время стартов, и никогда не поздно пробовать, пытаться, исправлять. Но есть люди, для которых смысл жизни - в возможности ее совершенствования. К таким неуспокоенным натурам относится Клара Габдрахмановна Тухватуллина, которая с конца в 50-х по 80-е годы прошлого столетия работала первым секретарем Башкирского обкома ВЛКСМ, министром культуры Башкирской АССР и заведующей отделом культуры Башкирского обкома КПСС.

Возраст женщины называть не принято. Причина - в самой женщине, есть что-то в ней от музыки. Разве не так? Определить возраст девушки, пришедшей на работу инструктором отдела школьной и студенческой молодежи Башкирского обкома ВЛКСМ в начале 1950-х годов, было тем более трудно: выпускница Харьковского педагогического института, Клара вернулась в свою родную Башкирию. Среди коллектива она была моложе многих работников. Грамотность, коммуникабельность, человеколюбие, доверительное общение "не с листа" было в диковинку многим зрелым сотрудникам. Вскоре ее избрали секретарем обкома ВЛКСМ по идеологии, и через несколько лет она стала первым секретарем.
Еще в студенческие годы Тухватуллина поняла, что работа, тем более работа среди молодежи, требует полной отдачи. Была избрана членом комитета комсомола Харьковского педагогического института. Тогда же увлеклась баскетболом, стала мастером спорта СССР, выступала за сборную команду области.
В коллективе сразу убедились, что Клара наделена удивительным талантом доброты. И ее она всегда умела превратить в действие. Коллеги убедились, что она сердечный, умный и преданный руководитель, вожак молодежи. Тухватуллина не умела защищать себя от лишних волнений и забот. Она всегда находилась в гуще жизни, болела душой за любое дело и всегда была в курсе многочисленных проблем.
Почти каждый день она ездила в командировки, то в один, то в другой район. В те годы в обкоме ВЛКСМ была всего одна машина. Ей приходилось пользоваться различными видами транспорта (трактор, а подчас и подвода, запряженная лошадью). Клара активно участвовала в комсомольских конференциях, слетах, диспутах и митингах. Ни один "круглый стол" молодежи, журналистов не обходился без ее участия. И не важно, приходилось ли ей заниматься этими делами, будучи членом правительства, депутатом или просто в силу собственной потребности, - во все она вкладывает свои знания, умение, опыт, энергию. Жить и трудиться вполсилы она просто не умела.
В 1963 году Клару Габдрахмановну рекомендовали на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, после ее окончания в 1965 году назначили министром культуры Башкирской АССР, а в 1969-м - заведующей отделом культуры обкома КПСС.
Как признанный молодежный и комсомольский лидер на этих постах она проявила трудолюбие и организаторские способности. Ее можно назвать прирожденным пропагандистом, знатоком культурного наследия народов многонациональной республики, политиком, потому что в самом ее характере уже присутствуют основополагающие черты, важные для практической политической деятельности, - стремление добиться успехов, ровная доброжелательность по отношению к своим коллегам, интеллигентность, уравновешенность и искреннее проявление внимания к людям; умение, не раздражаясь, делать рутинную, но необходимую работу. Это лидер, который в любых, даже очень сложных и непредсказуемых ситуациях старается быть добрым, отзывчивым министром, он честен перед собой и перед другими. Молодой министр представляла собой символ моральной чистоты и силы. В культуре для Клары Тухватуллиной неразрывно слиты все зримые и осязаемые формы мира, и связь ее с политикой является органической в буквальном смысле, охватывая все аспекты бытия.
...Я очень хорошо помню одно яркое эмоциональное выступление Клары Габдрахмановны на пленуме обкома КПСС, на котором рассматривался вопрос идейно-воспитательной работы среди населения республики. Вот что тогда она сказала: "...Нам необходимо помнить, что пренебрежение к культурным ценностям многонациональной Башкирии есть позорное безответственное невежество. Поэтому неустанно и бесстрашно надо бороться и укреплять и освещать путь к культуре.
Для меня культура есть духовный сад, а он нуждается в ежедневном орошении, как сад цветочный. Если мы все еще считаем цветы истинным украшением нашей жизни, то тем более мы обязаны вспомнить о главенствующем месте в окружающей жизни творческих ценностей духа. Будем же неустанно на вечной страже благостно отмечать появление работников культуры и стремиться облегчать этот трудный путь подвига.
Культура не может цвести без энтузиазма, она окаменеет без огня, верности и преданности..."
Шаг за шагом она выстраивала свою деятельность в сфере культуры в соответствии с законом и общечеловеческими ценностями, приоритетами и ориентирами. Клара Габдрахмановна вошла в общественное сознание и сохраняется в республике как знаковая фигура - личность советской эпохи. Она стала достоянием Башкортостана.
В 1965 году, когда Клару Габдрахмановну Тухватуллину назначили министром культуры БАССР, она в своем коротком выступлении поблагодарила руководство республики:
"Друзья мои! Скажу кратко, в чем сущность сегодня наших задач и стремлений. Все определенное может быть выражено кратко: мы несем ответственность за культуру. Я прошу вас каждый день мыслить, произносить и применять понятия Духовность - Красота - Культура. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но всем нам нужно приложить максимум усилий по защите этих высоконравственных слов.
Вот и мы вовсе не мечтатели, но работники красоты жизни, и мы должны сказать народу, что в далекой древности ученые показали нам, что Культура и достижения государств строились Красотой. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится. Для меня красота - это музыка, живопись, драма, танец. Она проникает всюду. Мы, работники культуры, друзья, поймите же невиданный великий смысл этого основного понятия и сделайте его устоем нашей жизни, это обязанность наша. Деятельность министерства культуры проявляется в защите духовности населения во всех сферах жизни общества".
О той эпохе сегодня бытует множество мнений. С высоты нашего времени деятельность этой, безусловно, яркой личности многими оценивается высоко, иногда подвергается критике. Ее современники, знающие Клару Габдрахмановну, высказываясь о стиле и методах ее руководства, используют самые разные эпитеты: трудолюбивая, интеллигентная, требовательная, деловая, демократичная.
О ее деловых и организаторских способностях говорят масштабы и эффективность работы учреждений культуры, для которых создавались все более благоприятные условия. Были построены здание республиканской библиотеки, Дворец культуры моторостроителей, Дворец культуры "Юбилейный", Дом Актера, Дворец культуры химического завода, кинотеатр "Искра". Открытие Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова также связано с именем Клары Тухватуллиной, для решения данной проблемы она десять раз была на приеме у министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.
Деятельность театральных коллективов и учреждений культуры не раз обстоятельно обсуждалась по инициативе министерства культуры на бюро обкома и горкомов КПСС. Если бы все коллеги и друзья Клары Габдрахмановны собрались сейчас вместе и стали бы о ней писать, то, уверяю, получился бы целый роман; столь много могли бы они рассказать. Клара Габдрахмановна не любит, когда о ней что-нибудь пишут и совершенно не терпит никаких похвал в свой адрес. А мне хочется рассказать о двух, на мой взгляд, совершенно необыкновенных качествах, так счастливо в ней совместившихся - мудрости и демократизме.
Что такое мудрость? По мнению Алексея Николаевича Толстого, "свойство мудрого человека состоит в трех вещах... делать самому то, что он советует делать другим... никогда не поступать против справедливости и... терпеливо переносить слабости людей, окружающих его". Трудно найти человека, к которому эти слова относились бы в той же мере, как к Кларе Габдрахмановне. Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания и поступки полезны, считали древние греки. Клара Габдрахмановна щедро делится с молодыми знаниями и опытом. По сей день к ней приходят за советом, за помощью, за поддержкой, при этом она проявляет необыкновенный демократизм в общении, чуткость, внимание к делам и заботам каждого человека.
Счастлива ли она? Счастливое ли это время жизни - 85 лет? Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще его заслужить, утверждал Виктор Гюго. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. И такое счастье Клара Габдрахмановна заслужила признательностью многих поколений жителей республики.
С лучшими чувствами вспоминаю свою работу в начале 60-х годов в обкоме ВЛКСМ под руководством Клары Габдрахмановны. Ее вера в красоту культуры служила прекрасным примером для молодых сотрудников. Она учила нас тому, как хранить духовные ценности прошлого и как служить для созидательной и прекрасной победы будущего.
...Министр Тухватуллина прилагала очень много усилий по формированию театрального искусства в республике, для Башкирского академического театра имени Мажита Гафури было построено здание и установлен памятник писателю. Из того коллектива выросло много замечательных мастеров сцены - многие из них стали народными артистами СССР, РСФСР и БАССР. Поддерживала она развитие Русского драматического театра, решала самые насущные вопросы - помещения, репертуара, подготовки кадров. При постоянной помощи партийных органов недостатки постепенно были устранены. Серьезными достижениями в те годы отмечена деятельность Башкирского государственного театра кукол. Крупным событием в культурной жизни республики стало рождение уфимского цирка. Его первое представление состоялось в сентябре 1973 года. Музыкальная жизнь республики заметно обогатилась с созданием при Башкирской филармонии Государственной хоровой капеллы. В составе БГФ в те годы работал прекрасный художественный коллектив - ансамбль народного танца под руководством Файзи Гаскарова.
Художники и скульпторы республики внесли большой вклад в украшение городов, особенно Уфы. Установлены памятники Салавату Юлаеву, Мажиту Гафури, монумент Дружбы...
...В нашей беседе с Кларой Габдрахмановной, которая состоялась накануне ее юбилея, она четко изложила свои позиции и взгляды на современные актуальные проблемы культуры в условиях духовного кризиса общества.

- Разговор, хотелось бы начать с очень важной проблемы: как сохранять и развивать отечественную культуру в условиях глобализации?

- Мое душевное состояние совпадает с настроением бывшего министра культуры СССР Николая Губенко, режиссера Станислава Говорухина, художественного руководителя Оренбургского русского театра Рифката Исрафилова... Мне не раз приходилось встречаться с ними в 1970-1980 годах, когда я работала министром культуры. Это неординарные люди, громадного ума, глубоко понимающие то, что происходит сейчас.
Да, сегодня Россия столкнулась, по-моему, с целенаправленным желанием внутренних либералов и внешних врагов разрушить русскую культуру и в целом многонациональную культуру России. Ведь до чего доходит: читаешь иногда, и оказывается, что русской культуры, многонациональной российской культуры вообще нет! Забывают всех, забывают Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Глинку, Мусоргского - великих деятелей культуры! А ныне идет глобальное покушение на нашу духовность, и народу подсовывают все время какую-то чужую культуру. А точнее - суррогат. Я, безусловно, не против культуры иных стран с их великими произведениями, но жить хочу все-таки прежде всего интересами своей национальной культуры.
Я часто говорю, что драгоценная русская культура есть украшение мира. Так же, как украшением мира является и японская культура, и французская, и английская, и немецкая. Ведь мир многоцветен. Но нас, увы, хотят, как говорится, размазать, чтобы никакой нашей краски в общей палитре не было, чтобы мы не обладали самостоятельной культурой. И нас пичкают вторичным, дешевым, развлекательным и развращающим, чтобы только погубить душу многонациональной России. Не могу этого переносить!

- Наше общество сейчас, кажется, переполнено борьбой. Во всех сферах идет борьба за власть, борьба разных взглядов на историю, экономических концепций, политических взглядов, национальных позиций, нравственных установок в культуре, образовании и науке. Во всем этом, согласитесь, нелегко бывает не только ориентироваться, но и сохранить человеческое лицо...

- Я тоже думаю об этом. Главная беда: разрушение извне идеалов государства Российского. В стране устроили хаос. К сожалению, многие граждане серьезно считают это своего рода завоеванием свободы. По-моему, в понятие свободы непременно входит и самоограничение. Иначе получается не свобода, а распущенность. А это вещи разные. Распущенным-то быть гораздо легче, нежели свободным.
Часто ссылаются на США: свободная страна, свободный народ. Но я была в Америке в 70-х годах в деловой командировке и убедилась: вот где дисциплина строгая, вот где законопослушание, вот где порядок. Потому что власть ограничивает поведение своих граждан. Попробуйте, например, поспорить с полицейским...
И люди сдерживают себя перед законом. Что ж, пожалуй, здесь вполне подходит определение Маркса: свобода - осознанная необходимость.
Во все времена велика была воспитующая сила нравственного идеала. Сейчас об идеале многие говорят и пишут разве что с иронией. А верит ли сегодня кто-то в воспитующее его воздействие, в нравственную силу литературы, искусства?
Вопрос об идеале, если его ставить в общем, для меня всегда чересчур абстрактный. Для меня важен вопрос конкретного человеческого поведения. А идеалы... Сколько их было, причем таких, за которые боролись огнем и мечом. Уж на что прекрасны были идеалы нашей революции, а к чему иногда они приводили?.. Или идеалы Великой французской революции? То же самое. А религиозные идеалы, из-за которых вспыхивали и вспыхивают настоящие войны?

- Мне, Клара Габдрахмановна, очень интересны Ваши рассуждения о значении массовой песни...

- Наши недруги на Западе, и в том числе либералы, говорят, что Советский Союз был страной лагерей, страной принудительного труда и всеобщего страха, страной рабов. Однако мировой истории не известна ни одна рабская культура - ни времен Древней Греции и Рима, ни каких-то других. Произведения культуры и искусства создавали только свободные люди.
"Страна Советов - родина свободы", как пелось тогда у нас, была прежде всего страной поющей. Еще помнятся те годы, когда люди пели на улице, на берегу реки, пели в застолье, пели всюду, и никого это не удивляло.
Советская цивилизация просуществовала всего несколько десятилетий (будем считать: пока!), а след в мировой истории оставила неизгладимый. Я не буду перечислять советские достижения фундаментальных и прикладных научных исследований, в создании непревзойденных образцов техники как военной, так и гражданской, в построении наиболее совершенных систем образования и здравоохранения. Все это общеизвестно.
Однако фундаментальные исследования, полеты в космос, разработка уникальных хирургических операций и еще многое стали достоянием других народов, какими-то открытиями мы делились бескорыстно, кому-то продавали лицензии на производство нашей техники, что-то было у нас выведано иноземными разведчиками, а то и украдено. Системы образования и здравоохранения вообще можно перенять, имелось бы только желание.
Но в советской цивилизации было нечто такое, на что нельзя выдать лицензию, чего нельзя ни позаимствовать, ни украсть. Разве возможно позаимствовать народную душу?
И этим НЕЧТО и была советская массовая песня. Явление поразительное, подобного которому не было и нет в мировой культуре.
Вся жизнь советского человека была пронизана песней. Песня охватывала все стороны его духовного бытия. Были песни о Родине, партии, вождях, труде, комсомоле, об армии (пехотные, авиационные, морские, танкистские, артиллерийские), песни о труде, о профессиях, о городах. Мы помним детские песни, которые воспитывали любовь к Родине уже с младых ногтей. Были песни и о любви к школе, к учителям, среди песен для ребят многие посвящены природе. Были спортивные песни. И громадный пласт лирических песен о любви. Некоторые песни трудно отнести к какой-то определенной группе, например, "Вернулся я на Родину": тут любовь и к Отечеству, и к матери, и к женщине.
Но почему же оказался возможным этот неслыханный взрыв песенной энергии, породившей явление советской песни?
Часть ответа нужно искать в истории русского народа, о котором в конце XIX века писали, что "ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов". Вторую часть находим в первых десятилетиях жития советских людей. Страна переживала тогда свое второе рождение. Позади остались Гражданская война, разруха, сумятица идеологических столкновений. Внутренняя обстановка стабилизировалась, наиболее яростные схватки внутри партии остались позади, первые пятилетки принесли ощутимые плоды, крепко встало на ноги сельское хозяйство, жизнь на глазах менялась к лучшему. Перед людьми открылись невиданные перспективы. Сын скорняка мог стать полководцем, сын пахаря - гениальным авиаконструктором, сын бурового мастера - всемирно известным оперным певцом... Простой шахтер, в былые годы обреченный всю жизнь рубить за гроши уголек, стал всенародным героем.
Душа народная раскрылась навстречу ожидаемой радости и запела. "От избытка сердца глаголют уста", - говорится в Евангелии (Мф. 12.34).
Советский народ запел от избытка любви и счастья. Обновленной любовью народ любил свою Родину, созидательный труд, своих вождей, армию, свою семью...
Увы, ныне все это в прошлом. Наш певучий, талантливый народ замолчал. На сценах кривляются, мяукают, скачут, бегают с микрофоном так называемые певцы, а народ молчит. Да и с какой радости ему петь?
Сейчас наша Родина тяжко больна, история ее оклеветана, лучшее, чем гордился бы любой народ, засунуто в грязную и пыльную кладовку.
Специально вытравляется все национальное, мелодичное, и в нашей стране, всегда старавшейся жить наособицу, отдельно от буржуйско-капиталистического стада, пропагандируют, насаждают дикую, звериную музыку. Посмотрите на рок-фестивали (их проводят с господдержкой) - здесь толпа начинает звереть и за считанные секунды превращается из юношей и девушек в стадо.
Природное многообразие советской песни уничтожено. Осталась по сути одна тема - тема вожделения, той самой похоти, все крайне примитивно: я - тебя, ты - меня и так далее. Невозбранно и широко звучит блатная песня. А ведь это вообще ошметки, помои песенной культуры.
Самое страшное в том, что молодежь (значительная ее часть) уже не любит Родину. Советская молодежь по окончании школы, института выходила "на просторы Родины чудесной", а теперь ее выбрасывают на рынок труда. Ни надежды, ни просвета впереди, карабкайся, пробивай себе локтями дорогу к благополучию и комфорту.
Неспроста советскую песню не пускают ни на телевидение, ни на радио. Сразу стало бы видно убожество не только современной эстрады, но и самой жизни. Петь советские песни может человек, у которого в душе есть хотя бы искорка советского мироощущения. Поэтому в устах современных эстрадных певцов наши лучшие песни обычно звучат как глумление, как издевка, зачастую даже помимо их воли. Люди с извращенными, уродливыми понятиями о добре и нравственности не способны переживать и, следовательно, передать те чистые, искренние чувства, которыми наполнены советские песни.
Если нашему Отечеству и народу суждено восстать, снова стать хозяином своей истории, жизни, судьбы (верю, что так будет!), в этом возрождении нам (или нашим потомкам) не обойтись без советской песни. Она научит, подскажет, вдохновит, укажет верные пути. В советской песне, в ее великолепных мелодиях и звучащем, музыкальном слове запечатлена вся история Советского государства.
Песня эта бессмертна, как бессмертна душа народа, создавшего ее.

- Когда-то мы гордились и тем, что наша страна самая читающая в мире...

- Люди должны стремиться к высоким идеалам через великие книги. Они делают нас добрее, терпимее и сострадательнее, они делают нас лучше. Потому что с книгами ты один на один как с умным и душевным собеседником.
...Говорят, нашему обществу очень требуются ныне предприниматели, деловые люди. А не возникнет ли в связи с этим еще более острый дефицит людей нравственных? Вспоминается спектакль театра "Современник" по роману Гончарова "Обыкновенная история"... Разве не злободневны сегодня поднятые в нем, равно как и в самом романе проблемы?
Деловитость - хорошее качество, и я бы приветствовала истинно деловых людей у нас. Но, конечно, чтобы практицизм не превращался в хищничество...
Что же касается "Обыкновенной истории", то это вечная книга. Я уже потом вычитала, что Лев Толстой рекомендовал ее своим детям в воспитательных целях. Проблемы там подняты вечные. Скажем, как разрушается личность, вырождается юношеский идеализм. Я грешным делом не люблю таких идеалистов. Пока их товарищи, практические люди, делают карьеру (назовем это так), они еще витают в облаках. А когда приходят в себя, то начинают догонять и перегонять тех, кто нормально ушел вперед, не гнушаясь уже никакими методами. Нет, это я не люблю.

- Клара Габдрахмановна, а что произошло с эстрадой в нашей стране?! И считаете ли Вы, что наличие цензуры и худсоветов в советские времена становились не препятствием для творчества, как это пытаются представить теперь, а преградой для проникновения на эстраду пошлятины и бесталанных исполнителей?

- Безусловно. В советское время человек не мог просто так попасть на сцену. Чтобы представить свое произведение на суд широкой публики, певцу, композитору, поэту, драматургу или режиссеру предстояло пройти через строгий суд цензоров. Чтобы выдержать это испытание, требовалось прежде всего обладать талантом и еще рядом профессиональных достоинств. На радио, например, нельзя было попасть без безупречной дикции и умения правильно говорить.

- На эстраду - без голоса...

- Эстрада - это уже телевидение, там отбор был еще более тщательный. Сцена - святое место. Цель искусства - облагораживать человека, делать его лучше, но вряд ли пошлые остроты и прочие непристойности в любом виде - музыкальном, театральном, кинематографическом - тому способствуют. К сожалению, радио и телевидение утратили свои культурно-просветительские функции. Кроме того, у нынешних исполнителей в основе своей начисто отсутствует вкус. И в этом во многом виноваты мэтры нашей эстрады, взявшиеся создавать шлягер и наводнившие эфир "произведениями" на потребу публике.

- Вы имеете в виду современные "хиты" в стиле два притопа, три прихлопа?

- Считаю, что многие именитые певцы, поэты и композиторы этими вот примитивными мелодиями с незатейливыми стишками, звучавшими из каждого "утюга", и увели слушателей от серьезной музыки. Из песен начисто исчезли драматургия, задушевность. Как следствие - начиная с 90-х годов и по сей день на эстраде наблюдается нашествие исполнителей, которые не умеют не только петь, но и прилично вести себя на сцене. Просто деваться некуда от всех этих мальчиков и девочек, кривляющихся и дергающихся под "фанеру". В эстрадном действе исчезла красота. Такое, увы, наблюдается и на башкирской эстраде.

- И каковы Ваши прогнозы?

- Наверное, сейчас такой период, когда искусство дремлет. Ведь оно, как и цивилизация, развивается циклично. Надеюсь, засилье непрофессионализма на сцене - явление временное. Например, в США уже запретили на концертах петь под фонограмму. Рано или поздно, убеждена, это придет и к нам. С помощью компьютера даже из безголосого крикуна можно сделать Шаляпина, но когда песни льются живьем, сразу слышно, кто чего стоит. Мне кажется, надо еще чуть-чуть подождать - и появятся новые таланты. Как в свое время родились "Битлз", а вслед за ними - множество других групп. Возможно, сегодня мы наблюдаем тишину перед взрывом. Хотя когда он грянет, сказать трудно.

- Публика давно соскучилась по настоящим голосам, мелодичным песням с задушевными стихами...

- На мой взгляд, любовь к песне у башкир заложена в генах. Когда эта истина наконец дойдет до нынешних воротил от эстрады, тогда вновь появятся настоящие песни, трогающие душу. Кстати, на Западе восхищаются не только русскими народными песнями, но и башкирскими.
...Для меня песня, музыка - это наука. Как пчела, припадая к разным цветам, собирает мед в соты, так и я по многим песням собираю сладость слов и их смысл.
Песни - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Для меня песня, музыка есть радость, которая вносит смысл в нашу жизнь.
Сегодня повсеместно как никогда резко повышается планка профессиональных требований к деятелям культуры, искусства и литературы. Меняется все: фирменный стиль, репертуар, имена на афишах. Руководители таких учреждений должны создать отвечающую современным требованиям организацию, в которой будет соблюден баланс между классикой, народной и популярной музыкой.

- Вы верите в то, что наша многонациональная культура в конце концов возьмет верх над псевдокультурой как российской, так и западной?


- Я верю в то, что жизнь наша обязательно нормализуется, но для этого нужно время и большая работа всех и каждого. Время, работа и терпение.

Беседовал
Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор, доктор философских наук, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры БАССР, заслуженный деятель науки РБ, лауреат премий имени Зайнаб Биишевой, Шагита Худайбердина, член Союза журналистов России
и Башкортостана.


Культура всходит лишь в садах, возделанных духовно

Дата создание новости 15-03-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 468     Номер: 48(12946)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.