$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Взгляд в прошлое

Хроника одного наводнения



90 лет назад, в 1926-м, весна в СССР оказалась непредсказуемой. В середине апреля прошел обильный снегопад в Армении, сильный ураган наблюдался в Баку, в Азербайджане наступили холода, которые привели к падежу крупного рогатого скота, оставшегося без корма. Плохая погода и циклон с юга страны дошли и до Башкирии, вызвав небывалые наводнения.

6 апреля снежный буран принес железной дороге огромные убытки, так как занесло пути, между Шафраново и разъездом Слак в снегах застрял товарный поезд. Движение по одной из важнейших железнодорожных магистралей, соединяющих восток и запад Советского Союза, приостанавливалось на двое суток. Снегоочистительных локомотивов тогда не было, на расчистку путей от снега направляли людей из близлежащих населенных пунктов и предприятий.
Можете себе представить, что в середине апреля 1926 года Уфа утопала в сугробах? 10 апреля температура воздуха составляла 15 градусов мороза, 12 апреля - минус 12, а 13 апреля ртутный столбик термометра поднялся до нуля, уровень подъема воды в Белой у Уфы составлял всего 156 сантиметров. Это при том, что годом раньше, в 1925-м, весна пришла настолько рано, что навигация на реках республики началась 13 апреля. Весна 1926-го складывалась совсем иначе. Снегопад, сильные вьюги, заморозки неожиданно сменились резкой оттепелью, что вызвало большое наводнение на реках. Старожилы столицы лучше метереологов могли предсказать погоду на весну. Как они и утверждали, пик половодья в Уфе пришелся на конец апреля.
Началось стихийное бедствие. Погода резко менялась. К примеру, 14 апреля наступила плюсовая температура, через день температура опустилась до минус 3, а на следующий день, 17 апреля, - до минус 5. В апреле разлив воды достиг 25-30 километров от берега Белой. Паром ходил до Чесноковки. Силикатный завод в Нижегородке срочно стал готовиться к большому половодью и выстроил гавань из бревен. Для перевозки рабочих этого предприятия пригнали две конусные лодки, рассчитанные на 23 человека каждая. Заводской пресс остановился на ремонт. Правда, кирпичный завод на случай, если будет отрезан от большой земли на длительное время из-за половодья, заблаговременно сделал большой запас сырья: извести - на 2 месяца, речного песка - на 5, топлива - на 4,5.
Большая вода унесла лес с берегов Белой. Жители прибрежной части столицы республики - Золотухи, Архиерейской слободы - ловили ничейный лес в воде. Конечно же они сильно рисковали своей жизнью. Но лес, заметим, кормил уфимцев, промышлявших на этом бизнесе, целый год. Это дрова, хороший строительный материал, причем все на продажу. Такая картина сохранялась и в наши детские и юношеские годы, то бишь в 1950-1960-е. Мы с вершины горы, что в районе стадиона "Динамо", с большим интересом смотрели, как мужчины на нескольких лодках подплывали к огромному бревну, поддевали его длинным багром и тащили к берегу. Дело это было архисложное, так как сильное течение реки не позволяло легко завладеть добычей.
Однако вернемся в 1926-й. 17 апреля под началом заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР Г.И. Симонова состоялось экстренное заседание центральной комиссии по борьбе с наводнением. Тогда никакого МЧС еще не было и в помине, поэтому руководство республики взяло на себя такие полномочия. Мощное наводнение стало угрожать как левобережью Уфы, так и ее правобережью - Нижегородке, Золотухе, Цыганской поляне, Никольскому поселку и другим районам. В плане предполагаемого переселения из затопляемой зоны значились 8 тысяч человек. Начальник уфимской милиции Л.П. Карасев получил небывалые полномочия от республиканских органов власти - принудительно выселять людей в случае экстренной необходимости.
В срочном порядке стали вывозить или закреплять на берегах рек имущество промышленных предприятий и частных лиц. Масштабы приготовления к борьбе со стихией впечатляют и сегодня: для спасения людей были задействованы 380 весельных лодок, свыше 10 моторных и паровых судов государственного пароходства. Поскольку 90 лет назад в поселке Затон в основном жили речники, пароходство взяло на себя заботу о 2 тысячах своих работников и членов их семей. По Белой около Уфы установили шесть спасательных постов, они дежурили круглосуточно, так как вода порой резко прибывала ночью или под утро, и поэтому могла понадобиться их помощь. Для спасения людей задействовали милицию, пожарные части и физкультурников. Паводковая комиссия вводила на всякий случай две обязательные для уфимцев повинности: трудовую (для физкультурников) и гужевую (для извозчиков). На бывшей мельнице Петунина, находившейся на берегу Белой, установили гудок, который в случае беды сигналил сбор воинских команд, пожарных и физкультурников. Заботу о продовольственном снабжении выселяемых с затопляемых окраин города людей возложили на председателя Уфимского горсовета Куракина. Спасательные команды составляли около 100 человек, сборные пункты находились в воинских казармах имени Троцкого, клубах КИМ и физкультурников.
Наблюдательные посты действовали также в Стерлитамаке и Шафеево, откуда информация о подъеме воды в срочном порядке по телеграфу поступала в Уфу. Если вода сильно прибывала в Стерлитамак с многочисленных горных рек и верховьев Белой, она быстро достигала Уфы, значит, это был определенный сигнал к тому, чтобы все были начеку. Во второй декаде апреля вода в Белой подтапливала столицу: 20-го числа достигла отметки 176 сантиметров (на 48 сантиметров больше, чем зимой). Пока были морозы, вода в среднем прибывала на 3-4 сантиметра за сутки. Но резкое потепление спровоцировало сильный подъем - до 190 сантиметров 22 апреля. Как ни странно, 25 апреля при плюсовой температуре прошел сильный дождь, а на следующий день выпал снег, и подморозило до минус 2 градусов, в результате чего вода поднялась за сутки на 104 сантиметра.
27 апреля на Белой тронулся лед. Это было прекрасное событие и незабываемое зрелище. Ледоход вышла смотреть вся Уфа. Вода стала быстро прибывать, пригороды отрезало, вышли из берегов Уршак, Кармасан и другие речки. Управление Самарско-Златоустовской железной дороги приняло срочные меры, чтобы вода не размывала дорожные насыпи и сами пути. И было чего опасаться: 28 апреля вода за сутки поднялась на 237 сантиметров - намного выше человеческого роста. Это был уже полный разгул стихии. В этот день выяснилось, что ледоход, который горожане наблюдали несколько дней назад, был всего лишь частичным, так как выше и ниже Уфы образовались большие ледовые заторы. Белая продолжала затоплять прибрежные жилые поселки. Ледоход повредил судно в Затоне. Разливом воды в реке Юрюзани размыло железнодорожный путь около Запрудовки, из-за чего прервалось сообщение с Белорецком.
Под угрозой оказался Уфимский водопровод. Здесь нужно оговориться, что в начале прошлого века водокачка находилась на мусульманском кладбище возле нынешнего телецентра (на нижнем снимке), а забор воды осуществлялся под этой горой на берегу Белой. Здание водонапорной башни из красного кирпича стоит на кладбище и по сегодняшний день в целости и сохранности. Пожарные части бросили на расколку льда ломами, но эта мера оказалась бесполезной. 28 апреля пришлось начать подрывать лед около водопровода, чтобы окончательно ликвидировать затор. Бомбы спасли водопроводную станцию, но оглушили много рыбы и нанесли огромный вред природе.
В затоне имени Октябрьской революции ситуация была следующая: все взрослое население оставалось в своих домах и никак не хотело переселяться. Правда, детей и скот переправили в город. У Сафроновской пристани (около железнодорожного вокзала) погиб мужчина, ловивший бревно в Белой. 28 апреля пришла еще одна беда. В 5 часов утра Солдатское озеро, что в парке имени Ивана Якутова, вышло из берегов. Вода через улицу Белякова и Уральский проспект (бульвар Ибрагимова) вылилась на улицу Зенцова (ныне - Ленина) и сильнейшим потоком устремилась вниз к Белой. На своем пути она сносила все подряд. Под угрозой затопления оказались Центральные железнодорожные мастерские (ныне - тепловозоремонтный завод), а это была бы большая беда. 29 апреля за сутки вода поднялась еще на 70 сантиметров (до отметки 792). Телефонное сообщение с Затоном оказалось прерванным, так как линии связи повредил разлив Белой.
2 мая прошла полная очистка реки Белой ото льда. В этот день утонули два жителя Нижегородки (семья Пушкиных), их лодка налетела на деревянный мост и перевернулась. 4 мая пришлось принудительно выселять семьи. В Никольском поселке (напротив нынешнего монумента Дружбы) несколько домов оказались под угрозой сноса водой. Население вынуждено было жить на чердаках, под открытым небом. Вода теперь уже прибывала в основном из Уфимки - из-за продолжительных дождей. В 1926 году уровень воды на Белой достиг высшего уровня за последние полвека. К примеру, в 1882 году горизонт воды над Белой был на уровне 10 метров 89 сантиметров.
4 мая 1926 года установилась теплая погода, окрестности освободились от снега, в продаже появились первые подснежники, вода за сутки поднялась на 35 сантиметров и достигла отметки 935 сантиметров. Пришлось из Никольского поселка выселить восемь семей. 5 мая Белая поднялась еще на 30 сантиметров (стало 960). Паром в этот день ходил до Чесноковки. В ночь с 5 на 6 мая активно работали пожарные и милиция, они занимались переселением 30 семей из Никольского поселка с коровами, козами и наиболее ценным имуществом.
6 мая вода поднялась еще на 25 сантиметров (985). Началось массовое выселение жителей из Никольского поселка, вода подняла дома со своих фундаментов, ряд бакалейных лавок сорвало с мест. Часть населения расположилась на деревянных плотах и крышах домов, люди не хотели покидать родной кров. Однако резкий северный ветер, дождь со снегом и очевидная угроза жизни все-таки заставила их перебраться в город. "Беженцев" размещали в зданиях школ и пивных Бельского района. Активно работали дружинники - спасатели, пожарные и милиция. Из-за сильного ветра переправа через Белую стала невозможной, пришлось задействовать для спасения людей и скота баржи и паромы. Временами падал снег. Водой унесло четыре жилых дома.
8 мая вода поднялась еще на 11 сантиметров (10 метров 16 сантиметров). Водная стихия 7 мая в Никольском поселке унесла еще четыре дома вниз по Белой. Пожарные отправились на лодках за уплывшими домами, чтобы пришвартовать их к берегу. Большая вода угрожала и Затону. 8 мая началось выселение жителей микрорайона бельских речников. Переселили в безопасное место 70 семей.
9 мая впервые отмечалась убыль воды - на 19 сантиметров. По данным Уфимского водомерного поста, за время половодья (с 28 апреля - начала ледохода) вода на Белой прибыла на 5 метров и 35 сантиметров. Общая прибыль воды с 10 апреля составила 10 метров 20 сантиметров. Затем уровень воды стал снижаться. Вот его показатели в сантиметрах:
11 мая - 979,
14 мая - 901,
17 мая - 835,
24 мая - 775.
После завершения половодья от населения столицы республики стали поступать заявления о помощи. Президиум Уфимского горсовета принял решение поставить на ближайшее заседание вопрос об изыскании средств для помощи горожанам, пострадавшим от весеннего наводнения. Самаро-Златоустовская железная дорога предъявила иск Уфимскому горхозу за понесенные убытки. Она считала, что из-за разлива Солдатского озера вода, минуя засоренную городскую канализацию, хлынула на улицу и затопила несколько цехов железнодорожных мастерских. Следовательно, железная дорога понесла большие убытки. Вместе с тем подчеркнем, что Уфа с минимальными жертвами и потерями вышла из сильнейшего в городе паводка 1926 года. В те далекие годы все республиканские и городские службы сработали отлично.

Рашит АЮПОВ.

Дата создание новости 12-04-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 3 134     Номер: 68(12966)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.