Своя изюминка
Радуйся народ, Елхина опять диплом везёт
Уфимские лоскутницы вернулись из Иваново с XII Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства “Лоскутная мозаика России”.
Наши рукодельные дамы стараются не пропускать это престижное российское биеннале, считающееся одним из главных форумов мастеров, работающих в различных техниках лоскутного шитья. Как правило, представители республики возвращаются с «Лоскутной мозаики» с наградами. Есть в нашей копилке и два Гран-при.
Этим летом строгое жюри (в его составе работают специалисты Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея, Российского Дома народного творчества, ведущие художники по текстилю) отметило трех наших землячек. Лауреатом стала Александра Елхина с панно «Медведица, или Тебе бежать» и кукольной композицией «Скоморохи идут». Поощрительных призов удостоены Ольга Суткевич и Зульфия Брайло, выполнившие панно «Танец с платком-2», а также Елена Шевченко за «Морозные узоры».
- «Лоскутная мозаика» - событие огромного масштаба. Я туда поехала впервые. Прежде участвовала в «Лоскутных узорах», которые проходят в Суздале, и на фестивале в Гатчине, - рассказывает Александра Елхина. - В Суздале в 2014 году дипломная работа «Ехали на ярмарку» (Александра закончила худграф БГПУ имени Акмуллы - ред.) принесла приз за лучшую авторскую куклу. А тут отметили и плоскостную работу.
По словам Александры Валерьевны, фестивальные дни были наполнены событиями: проект «Искусство современного шитья» представили на восьми площадках Иваново, Кинешмы, Фурманова и Шуи. Удалось посетить три мастер-класса – Вера Сухова рассказывала, как пришла к шитью одеял, Людмила Степанова обучала технике стежки боро, а Галина Степанова посвятила занятие абстракции в квилте. Конечно, было непосредственное общение с коллегами по хобби. Не только россиянками - например, огромное впечатление произвела немецкая лоскутница Барбара Ланге. Прибавьте многочисленные экскурсии по красивейшим русским городкам. Этот лоскутный круговорот стал толчком для новых творческих исканий.
Саша шила, сколько себя помнит. Ей повезло с учительницей труда, в сипайловской школе №29 Людмила Олеговна Аброщенко девчонкам сразу сказала: «Шить у меня будут все». И в то время как в других школах выдавали на гора фартуки и ночные рубашки, они на настоящих производственных машинках строчили стилизованную военную форму для одноклассников.
Получив аттестат, Александра поступила во Всесоюзный институт текстильной и легкой промышленности, стала технологом швейного производства. А в 34 года пошла учиться в вечернюю художественную школу. Около десяти лет назад Елхина попала на выставку студии художественного текстиля «Кускар». Знакомство стало знаковым для ее творческой биографии. К тому времени Александра уже увлеклась народной куклой, этот интерес соединился с крепкой базой кускаровских лоскутниц, и Уфа получила талантливого, самобытного мастера.
Из ее рук выходят удивительные куклы. Народная традиция переработана, осмыслена и предстает в виде ярких авторских работ. Большей частью это жанровые сценки. Например, мне было чрезвычайно любопытно в августе 2017-го в Малом зале Союза художников на экспозиции «Собирайся, народ – выставка идет» сочинять продолжения придуманных Елхиной сюжетов про мальчишек, что катаются с горы, баб, отправившихся на ярмарку или хлопочущих по хозяйству… За каждой сценой – целый мир, широкая русская душа, размышления о материнстве, о корнях, о жизни.
Работы поражают аккуратностью исполнения, обилием деталей и использованных техник. Автор освоила и войлоковаляние, и вышивку, и керамику – все, чтобы кукла «заиграла». Не ошибусь, если скажу, что признание Александра Елхина получила именно как кукольница, нашедшая свою нишу. Сколько наград и дипломов в ее «кукольном» багаже! А она удивила всех и взялась за лоскутные панно.
- Я поставила цель вступить в Союз художников. Кукла, как мне сказали, не формат, и комиссии нужно показать плоскостные работы – панно, одеяла. Чистая геометрия, признаюсь, мне не очень интересна. Я стала экспериментировать, соединять объем и плоскость. Сейчас мое основное занятие – это выставочная деятельность. Из последних выставок-конкурсов, помимо Иваново, назову участие во II Уральском триеннале декоративно-прикладного искусства в Екатеринбурге, - рассказывает Александра Валерьевна.
До недавнего времени она была погружена исключительно в русскую тему. Потом возник интерес к башкирскому фольклору, родились три национальных «полотна». В Екатеринбург она отправила именно большое, со сторонами в метр восемьдесят, панно «Медвежьи пляски», показывающее обряд башкир-охотников.
- Поездка в Иваново, - признается собеседница, - вновь «смутила» душу. Городки центральной России, богатейшая история, тихая, глубокая красота дали славянский импульс.
Значит, новый поворот в творчестве? Посмотрим.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
2-08-2019 (0) Просмотров: 3 262 Номер: 55(13339) Версия для печати