Своя изюминка
Игра в мозаику, или искусство вечного праздника
История художественной мозаики тождественна истории цивилизации, причем столетия забвения этой “живописи” кусочками камня или смальты чередуются с новыми открытиями ее как искусства - очередные витки истории дарят человечеству ренессанс мозаики. Почему художники вновь и вновь обращаются к этой архаичнейшей из техник?
Не сказать, чтобы этот вопрос меня особенно мучил, но когда в среде дизайнеров возникла некоторая мода на мозаичные изделия, когда последние все чаще стали возникать в частных интерьерах и способ укладки разноцветных деталек в монументальные картины подхватили хэндмэйкеры, я стала выглядывать мастеров мозаики на городских ярмарках, благо таковых в последнее время предостаточно. Не везло. И вдруг в декабре на выставке “Город мастеров” увидела необычный стенд. Стенд мастерской художественной мозаики “Сорока”, представлявший декоративные тарелки, панно, кашпо, зеркала в оригинальном обрамлении... Ой, как интересно! Подошла к его хозяйке Камилле Мельниковой. Оказалось, это практически первый ее выход “в народ”.
- Художественной мозаикой я занимаюсь недавно, года полтора. А до этого был период увлечения, например, декупажем, тогда еще специальных материалов было не найти, и в ход шел лак для ногтей. Пробовала себя в соломке, да много в чем, - воспоминания уносят Камиллу, маму троих детей, экономиста с дипломом УГАТУ, лет на пятнадцать назад, когда ее самовыражение настойчиво искало выход. - Для меня очень важен внутренний интерес. Если он возникает, могу свернуть горы.
С мозаикой получилось именно так. Узнав о технике из интернета, прочитав все, что удалось найти, и убедившись, что это именно то, чего сейчас просит душа, Камилла отправилась в Тюмень, на мастер-класс. Светового дня хватило для исчерпывающих консультаций и обретения уверенности в собственных силах.
Вот, собственно, и вся ее школа. Остальное - самостоятельно, на ощупь. Отвечая на вопрос: “Чем же привлекла древняя техника?” - Камилла, не раздумывая, сказала о монументальности. Ну да, это практически вечный способ (есть панно, созданные более пяти тысяч лет назад, а они не потеряли яркости цвета) сохранить изображение на поверхности, неповторимо украсив ее. Мозаика не боится воды, жары, холода, агрессивной химической среды.
Если обратиться к истории, то первые русские мозаики нового времени работы Михайло Ломоносова увековечивали дела Петра. А первые советские мозаичные панно, украшающие московское метро, воспевали индустриальные успехи молодого государства.
Сейчас акценты расставляются иначе, и в сфере художественных интересов моей собеседницы находятся элементы частных интерьеров. Она убеждена, что мозаичное изделие, будь то журнальный столик, отделка камина или панно, способно преобразить любое пространство. Это ведь не просто вещь, которую можно помыть с мылом, и с ней ничего не будет. Такие предметы придают интерьеру особый статус, выделяют, выводят за рамки обыденности. Это беспроигрышный вариант эксклюзивного подарка. Секрет успеха кроется в чувственной декоративности и рациональной практичности художественной мозаики. Это, пожалуй, главные, необходимые условия красоты.
Интересны разработки Камиллы для загородных домов. Например, таблички с номером коттеджа, вазоны или причудливо выложенные дорожки на участке, садовые скульптуры. Она получает огромное удовольствие от кропотливой, многочасовой работы, ее завораживают медитативность, ритм рисунка, игра элементов, создающая ощущение праздника, всегда разное, но никогда не теряющее цельности, чистоты и силы.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХМЕТКУЛОВА.
19-04-2014 (0) Просмотров: 1 779 Номер: 75(12473) Версия для печати