Не до профилактики, коли финансы поют романсы
Профилактическая медицина, а именно ранняя диагностика заболеваний и медосмотры стали темой пресс-завтрака, организованного во вторник газетой "КоммерсантЪ-Башкортостан". За "круглым столом" встретились журналисты, представители республиканского Минздрава, частного сектора здравоохранения, надзорных органов.
Диспансеризация с купюрами
Весь январь общественность кипит - обнародован новый порядок проведения диспансеризации, из которого исключены некоторые лабораторные и функциональные исследования ("Вечерка" подробно писала о нововведении в номере от 16 января). Изъятие из программы анализов крови и мочи, УЗИ брюшной полости население восприняло как попытку чиновников сэкономить бюджетные средства и заставить нас обследоваться за деньги.
Елена Галимуллина, главный специалист-эксперт отдела организации медицинской помощи взрослому населению Минздрава республики, несколько притушила страсти. Елена Николаевна пояснила, что перечень методов исследований стал более детализированным, он сфокусирован на прицельном выявлении сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и факторов риска их развития. Более того, этот список корректируется в зависимости от возраста обследуемого и с 2018-го дополнен новыми анализами и консультациями узких специалистов. Что же касается взбудораживших народ анализов, их всегда можно бесплатно сделать в ходе профосмотров у терапевта. Ни в Европе, ни за океаном они не включены в массовые скрининги.
Позиция неоднозначная. Галимуллина, сославшись на требования субординации, не стала комментировать решения федералов.
В защиту государственного здравоохранения выступила генеральный директор крупного частного холдинга Светлана Погорецкая. По ее словам, между государственной и коммерческой медициной нет конфликта. Врачи в одной лодке.
- Нужно понимать, что любая услуга имеет свою стоимость. Сегодня государство может позволить именно тот объем, который предложен, - сказала Светлана Ауфатовна. - С другой стороны, иногда слышишь претензии: мы год назад у вас обследовались, что ж вы болезнь пропустили? Полагают: пришел, заплатил, сдал анализы, и все на том. А какой образ жизни человек вел, как питался, делал ли прививки - что же, не важно? Я уж не говорю о том, что не все исследования являются информативными для выявления ранних патологий, иногда одного маркера недостаточно, требуется набор исследований.
Светлана Погорецкая убеждена, что следует обеспокоиться пассивностью людей, которым нет большого дела до своего здоровья. Многие ли проходят эту самую бесплатную диспансеризацию?
У кого-то не получается выкроить время, у других вмешиваются объективные обстоятельства. Например, есть сложности у вахтовиков, у тех, кто уезжает на заработки в другой регион.
По закону на предприятии не должны чинить препятствия проходящим всеобщий медосмотр. Выделяется отгул. Однако есть работодатели, для которых производство и прибыль важнее здоровья кадров. Они не заинтересованы в выявлении профзаболеваний, ведь хорошие специалисты на вес золота и терять таковых жаль. Им проще закрыть глаза на болезни сотрудников, чем заниматься их лечением, а тем паче профилактикой. Такая вот гримаса капитализма.
Жители республики по полису ОМС сейчас могут пройти диспансеризацию только в государственных медучреждениях. В прайсах коммерческих клиник свои пакеты профилактических программ. Стоимость чек-апов (комплексная проверка здоровья) - от 2 тысяч рублей. Ждут частники введения системы соплатежей, когда застрахованные, доплатив, получат возможность обследоваться в более комфортных условиях.
За справкой? Платите!
Доходы у людей падают, и, соответственно, профпрограммы у частников народ проходит реже. Что не скажешь о покупке справок.
Почему человек идет за медицинской справкой к частнику? Ее и в поликлинике можно взять. Но там долго. Еще и нагрубить могут. А в коммерческой клинике обслужат быстро и с улыбкой.
"Любой медосмотр за 30 минут!" - наверняка вы встречали такие рекламные призывы. Здравомыслящий человек понимает, что серьезное обследование - сейчас речь не о справке в бассейн, а о специальных предварительных и периодических медицинских осмотрах, которые необходимо проходить представителям ряда специальностей, - требует времени.
Но ждать недосуг. И тут возникает противоречие между пациентом и медучреждением. Заплатить, да еще и ждать?! Знакомая позиция? Серьезные клиники, что дорожат своей репутацией, на поводу у нетерпеливых клиентов не идут. Но ведь встречаются и не столь привередливые, полагающие, что у кассы решается любой каприз.
Кого обманываем?
Наталья Армянинова, начальник отдела контроля деятельности медицинских организаций территориального органа Росздравнадзора, припомнила: обращались к ним по поводу справки, предоставленной сотрудником местного пищевого производства. У работодателя возникли сомнения в ее подлинности. Скорее всего, была куплена.
О справках в бассейн. В программу госгарантий они не входят. Это наше личное желание заниматься плаванием. Поэтому только платно.
Жалобная книга распухла
Часто ли жители республики жалуются на медицинские услуги? Часто, и поток жалоб растет. Это не свидетельство того, что врачи стали работать хуже. Просто у людей появилось больше возможностей высказать свое недовольство. Например, через портал госуслуг либо позвонив на "горячую линию". По словам Натальи Армяниновой, в ее отдел еженедельно поступает порядка 80 обращений.
Больше всего нареканий в адрес стоматологов. Такая же статистика у Роспотребнадзора. Пациенты бывают недовольны качеством оказанных услуг, просят вернуть деньги, подвергают сомнениям квалификацию докторов.
В прошлом году ведомство провело 421 проверку. Случаев отзыва лицензии Наталья Павловна не припомнила, а приостановка деятельности учреждения на 10 дней была.
Людмила КОНДРАШОВА.
2-02-2018 (0) Просмотров: 3 123 Номер: 10(13190) Версия для печати