$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Врач-недоучка, или почему падает престиж профессии



На самом деле, умному сегодня в России очень неуютно, так как все направлено на "усреднение", на создание безликой массы, которой легко управлять. Главное, дать ей какой-нибудь лозунг типа "Ускорение, перестройка, обновление, национальный проект, модернизация, оптимизация" и тому подобное. Во всех этих лозунгах должна быть цель - через пять-десять лет будет лучше в несколько раз, чем сегодня. В свое время Никита Сергеевич Хрущев обещал, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Борис Николаевич Ельцин обещал рыночный рай, сказав, что положит руку на рельсы, если будет дефолт, который и случился через месяц, но рука осталась целой!


Сегодня обещают каждому кусок от нефтегазового пирога, к которому выстраивается длинная очередь из бюджетников, а в самом хвосте ее стоят два представителя главных служителей общества - учитель и врач.
Если о других специалистах вспоминают только в дни профессиональных праздников, то и учителя, и врачи не сходят с экранов телевизоров и газетных полос. Палка и здесь имеет два конца - непонятные, подчас невыполнимые приказы Минздрава, однобокая статистика, вечная проблема с зарплатой и антиврачебная пропаганда неминуемо приводят к победе непрестижа здравоохранения и бегству врачей из профессии.
Министр здравоохранения России публично признала, что уровень подготовки врачей упал "до бесстыдно низкого". Но... в этом нет их вины, речь о системе, поскольку из серой массы не вылепить белой статуи. Поэтому хочу раскрыть особенности сегодняшней подготовки врачей. Думаю, это будет интересно как для тех, кто собирается встать на путь Эскулапа, так и для родителей, которые видят своих отпрысков в белых халатах. Для этого важно понять три составляющие - кого учить, кому учить и чему учить.
Кого учить?
Сегодня до половины первокурсников медицинского вуза состоят из целевиков, направляемых главами администраций, и прочих льготников разных мастей. И все они согласно результатам ЕГЭ имеют или два с плюсом или три с минусом. Введение ЕГЭ окончательно загубило образование в России, о чем не пишет только ленивый - под видом борьбы с коррупцией в вузах раскрыли карманы учителей: экзамены сдают не дети, а родители.
Получилось так, что на оставшееся после льготников одно место претендовали двадцать - двадцать пять абитуриентов с высокими баллами, поэтому самые умные, самые перспективные уезжают в московские, петербургские и в другие элитные вузы. Из набравших в республике сто баллов выпускников в Башкирии остались лишь двое!
В погоне за деньгами резко повысилось количество коммерческих групп - набрали так много студентов, что больницы миллионного города не в состоянии учить столько будущих врачей. Лечебный факультет разросся так, что лекции приходится читать на трех потоках, педиатрическом - на двух, а в тысячекоечную больницу одновременно приходят до восьмисот студентов.
Правительство придумало "дорожную карту": удвоили количество студентов в группах, обещав поднять зарплату за счет сокращенных ставок. Хотели как лучше, получилось как всегда: с 1 сентября сняли доплаты за ученую степень, и в итоге оклад преподавателя увеличился аж на двести рублей. Отсюда ставка кандидата наук около десяти тысяч рублей, доктора наук, профессора - двадцать девять.
Увеличение количества студентов в группах до пятнадцати и более в медицинских вузах недопустимо. Можно, видимо, в одну аудиторию собрать тридцать будущих финансистов, историков, математиков, но врач - товар штучный, испокон веков клиническая группа была не более шести-семи человек, потом в советское время - девять-десять. Ну куда я, преподаватель, поведу эту ораву - в операционную нельзя, в перевязочной нет места, и как должен выдержать пациент, скажем, с трубкой, чтобы его осматривали пятнадцать-тридцать студентов! Да и больные пошли умные - знают закон о врачебной тайне и не соглашаются быть предметом изучения.
Особенно остро проблема стоит со студентами педиатрического факультета - в столице всего две клинические больницы - детская республиканская и 17-я. Первую, которая находится в центре Уфы, заполняет тысяча студентов, другая тысяча через весь город едет в Черниковку. Слушая микролекции в учебных комнатах, не участвуя в лечебном процессе, они теряют интерес к специальности. Отсюда и "дипломированные" врачи, не державшие в руках шприц, пинцет, не говоря уже о скальпеле. Удивляет и программа обучения, спущенная сверху: студенты по физике и философии сдают экзамены по всей форме, а по хирургии - экзаменов нет! Хотя медицина держится на четырех столпах - хирургия, терапия, акушерство с гинекологией и гигиена.
Льготников пугают распределением. Но, во-первых, за их обучение район не перечисляет ни копейки (бюджет общий, российский); во-вторых, распределение не обязывает в течение трех-шести месяцев (как было раньше) обеспечить жильем. Тем более что наступила пора "оптимизации" - после шести лет обучения молодой доктор должен "европизироваться" или "американизироваться", то есть чему-то научиться еще в двух- или трехгодичной ординатуре за двести долларов в месяц. Сегодня после института молодого врача пациент боится, а он боится больного, так как за малейшую ошибку доктора ждет прокуратура!
Американский врач, обучаясь на семейного врача, грызет гранит науки три-четыре года с окладом в сорок семь тысяч долларов в год, а на нейро- или кардиохирурга пять-шесть лет со "стипендией" в семьдесят тысяч долларов в год!
Первого больного для самостоятельного лечения там врач получает в тридцать пять - тридцать семь лет, а у нас - в двадцать четыре-двадцать пять, отсюда и анекдот: "Когда больной сказал хирургу, что боится, так как это у него первая операция, хирург "успокоил": "Не бойтесь, у меня тоже!".
Предупреждаю родителей: сегодня стипендия у студента около двух тысяч рублей, что составляет одну треть прожиточного минимума. В России студентов учат родители, так что подумайте - вам придется свое чадо учить не шесть, а все двадцать лет! Стоит ли их уговаривать идти в медицинский, если они потом за всю жизнь не расплатятся за свое обучение?
Из всего написанного вывод только один - в медицину должен быть тщательный отбор самых умных, самых одержимых, готовых к пожизненному самопожертвованию, без всяких привилегий, здоровых, некурящих. Еще Гиппократ предупреждал: "Врач! Исцелися сам!". Чем отличается медик от полицейского? Оба они сохраняют или охраняют жизнь! В полицию льготников не возьмут - там нужны умственно и особенно физически здоровые курсанты.
Кому учить?
Преподавать в вузе сегодня самое непрестижное занятие - оставшись на голом окладе (сняли лечебную ставку за науку), он никаким авторитетом ни у коллег, ни у студентов не пользуется, подрабатывает в нескольких местах. Раньше в такой специфический вуз, как медицинский, приглашали по конкурсу - самых опытных, известнейших в республике специалистов на достойную зарплату, с предоставлением квартиры. Они были кумирами студентов, наставниками врачей в клиниках, взяв на себя лечение самых сложных, самых тяжелых больных. Ныне же преподают (даже на старших курсах!) прошлогодние студенты-ординаторы, так как ни один уважающий себя опытный специалист не пойдет учить будущих врачей. А средний возраст заведующих кафедрами перевалил за шестьдесят пять лет.
Упал и престиж науки в вузе. Доперестроечное поколение диссертации писало десятилетиями, докторские решали проблемы практического здравоохранения. Монографии оказывались в ординаторских всех больниц. Сегодня же диссертацию читают автор и два оппонента, она переписана из других подобных "научных" трудов.
Отсюда в Башкортостане около одиннадцати тысяч кандидатов и более трех тысяч докторов наук - целый сельский район! Не только вузовская наука ушла в прошлое, но и из РАН чиновники пытаются создать "ОбоРАНсервис" - отнимают у нее помещения, земли и передают в руки "крепких" хозяйственников, которые потом все приватизируют и распродадут, оставив самых умных в голых кабинетах. Меня как врача особенно оскорбил план закрытия Академии медицинских наук, которая была открыта Иосифом Виссарионовичем Сталиным в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны - в 1944-м. Он понимал значение медицины - больной не может ни воевать, ни творить, ни управлять государством.
Чему учить?
Получен диплом высшего медицинского образования - впереди годичная интернатура. Выпускников пытаются распределить, но, во-первых, получив диплом, многие уходят из медицины - боятся начинать работать из-за отсутствия знаний, ведь ошибка в лечении неминуемо приведет к прокурору; остальные - из-за нехватки средств к существованию: оклад шесть с половиной тысяч рублей. В оснащенных крупных больницах врач еще более-менее обеспечен с оплатой по модернизации и высоким технологиям: плюс полторы ставки, плюс восемь-десять дежурств - и его зарплата может дойти до сорока тысяч в месяц.
Попытка привлечь врачей на село миллионом нисколько не улучшает кадровый голод: обладателями их становятся в основном выпускники, приехавшие домой, к своим родителям. На этот мизер можно купить только авто средней комплектации или хибару с удобствами на улице и дощатым сараем для кур.
Итак, чтобы россияне лечились по-настоящему, нужно полностью менять систему обучения будущих врачей. Сформулирую несколько тезисов:
- В медицинский институт - только после медучилища.
- Приемные экзамены должен принимать компьютер, он же выдает результаты: поступил или не поступил.
- В клиниках на десять больных должен обучаться один студент, а в группах - не более пяти-шести.
- Преподавателей комплектовать только из опытных специалистов, не менее чем с десятилетним стажем практической работы, с оплатой за науку, обучение и лечение полностью.
- Защищать только одну диссертацию - на степень "доктор медицины", после тщательной, объективной проверки на плагиат с обязательным условием внедрения результатов в практическое здравоохранение, изданием монографии для врачей.
- Уровень оказания медицинской помощи должен быть одинаковым во всех лечебных учреждениях.
Венер САХАУТДИНОВ,
профессор.

Дата создание новости 17-01-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 2 309     Номер: 8(12406)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.