Под перестук колес
Вагончик тронется, медпункт останется
Занедужить в дороге - такая перспектива мало кого обрадует. Да и когда болезнь приходит вовремя? Люди недомогают по пути в отпуск или возвращаясь с отдыха, следуя в командировку или по другим надобностям. Ежегодно в поездах, на вокзалах и платформах Российских железных дорог медицинскую помощь оказывают примерно миллиону человек.
Доля медпункта железнодорожного вокзала станции Уфа в этой цифре, может быть, и не так велика - в прошлом году наши фельдшеры помогли трем с половиной тысячам пассажиров. Но без неотложки на вокзале - никак. Журналисты "Вечерки" самолично убедились.
- Дорога - это же стресс! Ограниченное пространство вагона, сама ситуация путешествия, нарушающая привычный режим, часто приводят к обострению хронических заболеваний. Есть и специфические травмы. Например, ожоги кипятком, падения с полок. Медпункт круглосуточно обслуживает пассажиров дальнего следования, пригородных поездов, а также тех, кто находится на вокзале и привокзальной площади. Мы - своеобразная скорая помощь, только не на колесах. Пациенты сами к нам прибывают, - гостеприимно распахивает дверь вокзального медпункта его заведующая Лариса Тимонина.
В ходе реконструкции Уфимского вокзала условия для работы медиков создали замечательные. Просторное помещение, отличный ремонт, несколько комнат, включая бокс. Лариса Владимировна с гордостью показывает современное оборудование, и будь на месте корреспондентов врачи, они бы наверняка оценили оснащение. Есть вся необходимая техника для оказания первичной помощи. Какие-то аппараты, например, дефибриллятор, пока в дело пускать не приходилось, а вот мобильный кардиограф, ингаляторы, глюкометры, травматологические укладки, вакуумные шины всегда должны быть под рукой. На высоте лекарственное обеспечение. Отделенческая клиническая больница на станции Уфа, в подчинении которой находится медпункт, откликается на все просьбы своего вокзального "филиала".
- Мы все время находимся в состоянии боевой готовности. Вызов может поступить в любой момент, - объясняет Тимонина. - Часто не знаешь, в каком состоянии будет пассажир, какая помощь ему потребуется. Часть вызовов принимаем по эстафете. Если человеку в дороге становится плохо, то начальник поезда извещает медиков ближайшей станции, и мы встречаем состав. Иногда знаем предварительный диагноз, поставленный нашими коллегами с других железнодорожных узлов. Но ведь за восемь-десять часов ситуация может кардинально измениться.
Параллель со скорой помощью напрашивается сама собой. Кстати, многие здешние сотрудники прошли ее "горнило".
- Да, работа на "скорой" - это отличная рекомендация, - кивает Лариса Владимировна и рассказывает, как тщательно отбирает кадры. Она работает в должности тринадцать лет и понимает: нужно не просто отлично владеть профессией, но обладать быстрой реакцией, уметь организовать процесс медицинской помощи. Если та же бригада "скорой" имеет в запасе какое-то время, то железнодорожные фельдшеры работают в суперскоростном режиме. Сколько стоит поезд? Тридцать-сорок минут, иногда и меньше. А порой одновременно поступает несколько вызовов. Представляете, если один вагон находится в голове состава, а другой - в хвосте? Или параллельно ждут людей в белых халатах на другом пути? Бывает, смена ушла на вызов, а помощь понадобилась кому-то в залах вокзала.
Будто иллюстрируя эту информацию, по рации звучит: "Дежурные медики! Поезд Адлер-Красноярск, шестой вагон. Ребенок с высокой температурой!"
Фельдшер Светлана Плакс привычно подхватывает оранжевый чемоданчик, кивает санитарке Гузель Байгильдиной. Состав прибывает на первую платформу, значит, идти им недалеко. А за полсуток ой как набегаются - ноги гудят. Поезд тормозит, пассажиры, стосковавшиеся по свежему воздуху, выходят на перрон - один, другой, третий... Что ж медиков не пропускают?
Температурил пятилетний мальчик. Семья возвращается из Адлера, старшая сестренка в порядке, а малыш, похоже, тяжело перенес расставание с морем. Мама перечисляет тревожные симптомы, Гузель Шартдиновна оформляет документы, Светлана Владимировна осматривает загорелого пациента, дает рекомендации, интересуется, захватили ли родители нужные лекарства.
- Ничего страшного, ОРЗ, передадим информацию в Челябинск, там проконтролируют, - успокаивает она отпускников.
За происходящим внимательно наблюдает начальник поезда Ольга Курнас. Ее вмешательство потребуется, если заболевшего пассажира будет необходимо высадить. Только люди на такое соглашаются редко, в самых острых случаях. Терпят до последнего. Кому хочется болеть на чужой стороне...
Едва успеваем вернуться в медпункт, как поступает новый сигнал. Тоже ОРЗ. Мама везет четырнадцатилетнюю девочку в санаторий Ессентуков. Говорит, что дочь заболела в ночь перед отъездом. К моменту осмотра состояние было удовлетворительное, температура спала. Можно следовать дальше.
Медики работают в тесной связке с другими вокзальными службами. Чувствуют надежное плечо полицейских. Поддержка людей в погонах коллектив медпункта, который целиком состоит из представительниц слабого пола, очень выручает. Разные случаются ситуации.
Четыре фельдшера и четыре санитарки дежурят посменно, по двенадцать часов. Попасть сюда на работу непросто. Текучки кадров почти нет. Трудно? Так ведь интересно. С профессиональной точки зрения вокзальный медпункт дает фантастический разброс диагнозов: за смену можно пообщаться с гипертониками и сердечниками, вправить вывихи, призвать на подмогу психиатров, разобраться с простудами и отравлениями, ожогами и сотрясениями головного мозга, приступами бронхиальной астмы и аллергии, порезами и ушибами... И поработать психологом, разруливая непростые ситуации. Такой, скажем, случай. Пассажир, страдающий псориазом, едет на лечение. А его сосед по купе скандалит, требует попутчика высадить, поскольку опасается заразиться. Страх напрасен. Риска для окружающих нет. Фельдшер выступает третейским судьей.
...В 13.14 последовал вызов к ребенку с температурой на фоне прорезывания зуба, в 14.46 - обострение гипертонической болезни с сопутствующим сахарным диабетом, потом еще несколько ОРЗ, ушиб пальца, термический ожог. Далее медики встретили состав из Екатеринбурга, в котором более шестисот ребят ехали в Анапу, и проводили уфимских детей, также отправившихся к морю. Выходили в зал ожидания по поводу расстройства пищеварения у юного пассажира. Затем пожилая женщина упала на эскалаторе. Предварительно диагностировав перелом предплечья, ее направили в одну из городских больниц. Последняя травма, заметим, весьма распространена. Пассажиры, большей частью садоводы старшего возраста, игнорируют броские надписи "Держитесь за поручни!". Боятся выпустить из рук свои тележки и сумки и падают на бегущих лестницах.
Итак, смена, за дежурством которой наблюдала "Вечерка", за двенадцать часов оказала помощь семнадцати пассажирам. Это стандартный показатель для сезона отпусков. Осенью и зимой будет чуть полегче. Хотя вывести закономерность во времени поступления вызовов или характере обращений пока не получается. Иногда летом выпадают относительно спокойные "вахты", а то зимой присесть некогда. То ли магнитные бури, то ли что другое прибавляет работы вокзальной неотложке.
Сотрудники медпункта, щадя журналистов, обходили в рассказах кровавые травмы (ленятся иные торопыги переходить железнодорожные пути по правилам, забывают о безопасности) и не вполне адекватных клиентов, усмиряет которых вызванная психиатрическая бригада. Встав в кружок, старательно вспоминали "что-нибудь особенное". Все отнекивались, мол, обычная работа. Заговорили о родах, что приняли еще в старом медпункте, но тут ожила рация. И побежали наши собеседницы спасать очередного путешественника.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
19-07-2016 (0) Просмотров: 1 621 Номер: 131(13029) Версия для печати