Ворота в небо
Диагноз на высоте
Чемоданы, дорожные сумки, рамка металлоискателя на входе - после августовского марева довольно ныряешь в прохладу международного терминала аэропорта Уфы. И через считанные минуты охватывает радостное предвкушение путешествия. Дорога - это здорово.
- А еще дорога - это тревога, то есть стресс, - уточняет фельдшер здравпункта Сергей Маслов (на нижнем снимке). - Пассажиры волнуются, переживают перед перелетом или когда находятся в воздухе, вот и скачет давление, прихватывает сердце. Заметная часть обращений к медикам связана с различными фобиями, касающимися путешествия. Но сегодня обратившихся пока не было.
Здравпункт второго терминала - как с иголочки. Любо-дорого посмотреть. Оборудован в полном соответствии со стандартами оказания неотложной медицинской помощи авиапассажирам - есть кабинет для приема пациентов, процедурная, перевязочная, изолятор, помещение для хранения сильнодействующих препаратов, санитарная комната. Имеется все необходимая медаппаратура, исчерпывающий набор лекарственных средств.
Вижу дефибриллятор. После резонансных случаев лета 2014 года, когда в аэропорту Шереметьево в течение десяти дней скончались два пассажира, о недостаточном оснащении здравпунктов говорили много. Звучали и предложения размещать в зданиях аэровокзалов автоматические дефибрилляторы, как это принято в крупных зарубежных воздушных гаванях.
- За два года, что здесь работаю, пользоваться им не приходилось, - перехватывает взгляд Маслов. - Хотя на днях чуть дело не дошло... Одному из сотрудников санитарно-карантинного пункта стало плохо. Осмотрел его, поставил предварительный диагноз: инфаркт миокарда. Вызвали скорую помощь, и пока бригада ехала, проводили реанимацию.
Сергей Петрович буднично излагает, как с коллегами спасал человека. Для нашего собеседника, прежде работавшего на скорой, вытаскивать людей с того света - дело обычное.
После суеты зала ожидания здесь тихо и умиротворенно.
- Это обманчивое спокойствие. Мы как на пороховой бочке. Помощь медиков может понадобиться в любой момент. К тому же никогда не знаешь, с чем столкнешься - с инсультом, гипертонией, бытовой травмой или родами. Поэтому мы круглосуточно находимся в полной готовности, - расставляет акценты главный врач медсанчасти Международного аэропорта Уфа Рустам Рахметов.
Читателям стоит пояснить, что здравпункт является одним из подразделений медсанчасти, которая помимо него включает поликлинику, врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), лабораторию, стоматологию.
Поскольку темой репортажа были выбраны занедужившие пассажиры, остальные обязанности, выполняемые в воздушной гавани людьми в белых халатах, оставим за "бортом" публикации. Расспрашивать будем лишь о тех, кто летит.
- А еще о встречающих, провожающих и всех, кто находится на территории аэровокзала и прилегающей площади, в гостинице - это тоже зона нашей ответственности, - уточняет Рустам Гареевич.
Итак, здравпункты имеются в каждом из двух терминалов аэровокзала - и внутреннем, и международном. В составе дежурной бригады работают врач и три фельдшера. Смена длится 12 часов. Чтобы занять вакантное место сотрудника, нужен диплом высшего или среднего медицинского образования, стаж работы на скорой помощи или на должности терапевтического профиля с опытом оказания неотложной помощи не менее трех лет и сертификат по скорой помощи и авиационной медицине.
Данные требования, как и сама организация работы воздушного здравпункта, во многом пересекаются с правилами, установленными на железнодорожном вокзале столицы Башкортостана (совсем недавно газета рассказывала о медиках, работающих под перестук колес).
А как дежурится на фоне взлетающих самолетов?
Заглянуть в здравпункт, например, чтобы померить давление или за таблеткой от головной боли, может любой. Медицинский полис не спросят. Здоровье пассажира - в приоритете. Самая распространенная жалоба - на артериальную гипертензию. Посетители с детьми чаще всего приходят за справкой, свидетельствующей, что ребенок - здоров. Она обязательна для посещения детской комнаты. Вроде очевидное правило, но иных раздражает. Ворчат, мол, бюрократию развели. А как же иначе? Окажется в компании ребятни один нездоровый, и отдых многих семей окажется под угрозой. Понимать надо.
От чего зависит нагрузка на врачей и фельдшеров? От количества рейсов. Больше самолетов - больше обращений в здравпункт. Хотя выводить закономерности - дело неблагодарное. Иногда вроде спокойная смена предполагается, а присесть некогда.
- Очень похоже на "скорую помощь". Так же нужно мгновенно ориентироваться, действовать быстро. Если выезжая на вызов в городе, ты знаешь хотя бы ориентировочный диагноз - все-таки диспетчеры "скорой" собирают у позвонивших информацию, то у нас посложнее. Сигнал поступает диспетчеру с борта самолета, и обычно мы располагаем минимумом сведений. Члены экипажа, понятно, диагнозы не ставят. Могут сказать: пассажир жалуется на сердце, или у него болит живот. Встречаем воздушное судно на перроне, при себе - укладка (наверняка видели такие оранжевые чемоданчики - ред.) со всем необходимым. Самолет приземляется - тут же начинаем действовать, - рассказывает Сергей Маслов.
На стене за его спиной висит схема оповещения наземных служб в подобных случаях. При необходимости поднимают всех, информируют городских коллег. Если ясно, что пациент тяжелый, сразу вызывают "скорую". Аэропорт располагает собственным медицинский транспортом, но машина с красным крестом перевозит больных только по внутренней территории. В город их везут бригады Республиканской станции скорой помощи.
Вопрос контактов с подстанциями скорой помощи после вышеупомянутых инцидентов также активно обсуждался. Иногда жизнь пострадавших зависит от того, как скоро прибудет карета. Звучало мнение, что на аэровокзале постоянно должна дежурить машина "скорой". Едва ли есть такая необходимость. Рациональнее отработать схемы взаимодействия.
- На недавней жесткой посадке Як-142, летевшего из Сочи, работали? - спрашиваю у Рустама Рахметова.
- А как же. Действовали по инструкции. Пострадавших не было. В основном успокоительные препараты понадобились. Люди были напуганы, встревожены, многие летели с детьми. Считаю, мои подчиненные были на высоте, справились. Мы аналогичные ситуации регулярно отрабатываем на тренировочных учениях. Сегодня, кстати, будем "отыгрывать" пожар на самолете. Хотите посмотреть?
Хотим!
По легенде, на Ту-154 возникло возгорание. На борту - 160 пассажиров, 9 членов экипажа, легковоспламеняющихся грузов нет. Как только поступает сигнал из диспетчерской, в здравпункте "оживает" табличка "Тревога". Первыми на перрон выезжают пожарные, следом, не отставая, медики. Они должны оказаться возле приземлившегося судна не позже 6 минут после объявления ЧП.
Огнеборцы эвакуируют с борта самолета-тренажера пассажиров (манекены, на которых беспрестанно отрабатывают практические навыки, такие виды видали!), подключаются фельдшеры и сотрудники прочих наземных служб. Каждый быстро и выверенно выполняет свою работу: одни заполняют карточки на каждого пассажира (сведения, в частности, потребуются родственникам пациентов), другие осматривают, оказывают помощь. В этот раз госпитализация понадобилась шестерым. Вызвали "скорую", условно транспортировали в стационар.
Подобные тренировки проходят ежемесячно, в течение четырех дней, чтобы охватить все смены. Темы занятий меняются. Например, в мае отрабатывали алгоритм действий при выявлении на рейсе из Бангкока человека с подозрением на вирус Зика. Учитывая особую опасность инфекции, сотрудники тогда облачились в специальные защитные костюмы, пассажира эвакуировали в особом мобильном боксе, провели мероприятия, препятствующие распространению заболевания.
Вроде игра. Наблюдать за слаженными маневрами команды, ведомой целью нейтрализовать нештатную ситуацию и спасти людей, занятно.
- Со стороны, наверное, интересно. А нам такие тренировки необходимы. Каждый должен знать, как действовать в экстренных обстоятельствах. Позже проведем "разбор полетов", выявим ошибки и недочеты, сделаем выводы и, если аналогичный случай произойдет в действительности, будем "вооружены", - говорит врач Зульфия Галлямова.
Пока длились учения, в здравпункте первого терминала на посту бдил фельдшер Александр Тараканов.
- Были обращения? - спрашиваем по возвращении.
- Нет, тихо. Пока все здоровы. Ну и слава Богу!
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
26-08-2016 (0) Просмотров: 1 955 Номер: 142(13040) Версия для печати